Конспект занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах и словах

Наталия Поникаева
Конспект занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах и словах

Цель. Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах.

Задачи.

1. Коррекционно - обучающие:

- закреплять артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш];

- продолжать формировать умение правильно произносить звук [ш] в слогах и словах;

- учить точно и полно отвечать на вопросы;

- формировать лексико-грамматический строй;

2. Коррекционно - развивающие:

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

- развитие логического мышления, внимания, памяти;

- развитие речевой, общей и мелкой моторики;

3. Воспитательные:

- формирование положительной установки на участие в занятии;

Оборудование. Зеркало, профиль артикуляции звука [ш], картинки с изображением артикуляционных упражнений, игрушки (мишка, змея, поезд, мешочек, вата, предметные картинки, раскраска.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Посмотри кто к нам сегодня пришел в гости. Это Мишка. Где живет у нас Мишка (в лесу) Он принес из леса в мешочке снежок и предлагает нам с ним поиграть.

II. Основная часть

1. Дыхательная гимнастика

Упражнение «Снежок».

- Положи снежок на ладошку и с высунутым язычком сдуй с ладошки. Подул ветер и сдул снежок.

Конспект занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах и словах

2. Артикуляционная гимнастика

- А еще Мишутка хочет посмотреть как мы играем с язычком.

1. Упражнение «Заборчик». Улыбнись, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

2. Упражнение «Окошко». Широко открой рот.

- чередование упражнений: «Заборчик», «Окошко».

3. «Качели». Широко открой рот, улыбнись. Напряжённым язычком тянись к носу и подбородку.

4. Упражнение «Маляр». Широко открой рот, улыбнись. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба и обратно.

5. Упражнение «Грибочек». Улыбнись и присоси язычок к потолочку.

6. Упражнение «Гармошка». Открываем и закрываем зубы, а язычок остается на потолочке.

- чередование упражнений: «Грибочек», «Гармошка».

- Устал язычок играть на гармошке, зашел в свой домик и лег спать.

3. Отработка артикуляционного уклада звука [ш]

- Мишутке понравилось как ты играл с язычком. Он хочет тебе загадать загадку. Слушай внимательно.

Шелестя сухой травой,

Проползает кнут живой.

Приподнялся, зашипел:

Подходи, кто очень смел.

- Правильно, это змея. Покажи как змея шипит (длительное произнесение звука [ш]: ш – ш - ш…

- А теперь давай ещё раз посмотрим в зеркало и запомним, как работают губы и язычок при правильном произнесении звука [ш]:

- губы округлены и слегка вытянуты вперед;

- зубы сближены, но не соприкасаются;

- широкий кончик языка поднят к бугорочкам (альвеолам) образуя углубление, похожее на «чашечку»;

- голос не образуется, поэтому звук [ш] - глухой;

- воздушная струя сильная, теплая, легко ощущается ладошкой.

4. Произнесение звука [ш] в слоговых рядах

- Сейчас мы поиграем в игру «Без ошибки повтори».

- Повторяй слоги:

ша – ша – ша

шо – шо – шо

шу – шу – шу

ши - ши – ши

ше – ше – ше

5. Произнесение звука [ш] в словах

- Мишутка принес в мешочке картинки. Назови их, не ошибись!

Ша: шаль, шайба, шапка, шахматы.

Шо: шёлк, шорты, шёрстка.

Ши: шило, шина, ширма, шишка.

Шу: шут, шуба.

Ше: шея, шесть.

6. Физминутка

- А сейчас мы отдохнём

- И опять играть начнём.

Мы пришли в зимний лес. (Ходьба)

Сколько здесь вокруг чудес! (разводить руки в стороны)

Справа – березка в шубке (руку отводить в указанную сторону и смотреть)

Стоит,

Слева елка на нас глядит. (отводить руку и прослеживать взглядом)

Снежинки в небе кружатся (движение «фонарики» и смотреть вверх).

7. Произнесение звука [ш] в предложении

- У Мишутки в мешочке еще что-то есть. Давай посмотрим. Что это? (камешки и шишки). Каждое слово будем обозначать одним камешком, а слово шишки - шишкой. Повтори предложение.

У мишутки Мишки камешки и шишки.

8. Фонематический анализ слов

Классификация слов по расположению звука [ш] в слове.

- Сейчас мы с Мишуткой поиграем в игру «Поезд».

- Посмотри на картинки и размести их по вагончикам. В первый вагон положи картинки в которых звук [ш] находится в начале слова, во второй вагон, где звук[ш] находится в середине слова и в третий вагон, где звук находится в конце слова.

9. Развитие мелкой моторики

- Давай мы Мишутке сделаем подарок. Мы раскрасим его портрет и подарим ему.

(раскрашивание картинки карандашами)

III. Итог

- Подари портрет Мишутке. Нам пора прощаться с ним. Ты сегодня очень хорошо играл!Какой звук произносил на занятии? (ш – ш – ш) Молодец! До свидания Мишутка!

Публикации по теме:

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием ИКТ «Звук [Ш]» Цели занятия:закрепить правильное изолированное произнесение звука Ш, закрепить произнесение звука Ш в слогах и словах. Упражнять в составлении.

Структура логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста Постановка звука Цели: - продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме. - формировать направленную воздушную струю.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах и словах
Опубликовано: 21 февраля 2014 в 00:49
+75Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 81.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
Фотоотчет «День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему»
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...