Конспект занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах и словах

Наталия Поникаева
Конспект занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах и словах

Цель. Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах.

Задачи.

1. Коррекционно - обучающие:

- закреплять артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш];

- продолжать формировать умение правильно произносить звук [ш] в слогах и словах;

- учить точно и полно отвечать на вопросы;

- формировать лексико-грамматический строй;

2. Коррекционно - развивающие:

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

- развитие логического мышления, внимания, памяти;

- развитие речевой, общей и мелкой моторики;

3. Воспитательные:

- формирование положительной установки на участие в занятии;

Оборудование. Зеркало, профиль артикуляции звука [ш], картинки с изображением артикуляционных упражнений, игрушки (мишка, змея, поезд, мешочек, вата, предметные картинки, раскраска.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Посмотри кто к нам сегодня пришел в гости. Это Мишка. Где живет у нас Мишка (в лесу) Он принес из леса в мешочке снежок и предлагает нам с ним поиграть.

II. Основная часть

1. Дыхательная гимнастика

Упражнение «Снежок».

- Положи снежок на ладошку и с высунутым язычком сдуй с ладошки. Подул ветер и сдул снежок.

Конспект занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах и словах

2. Артикуляционная гимнастика

- А еще Мишутка хочет посмотреть как мы играем с язычком.

1. Упражнение «Заборчик». Улыбнись, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

2. Упражнение «Окошко». Широко открой рот.

- чередование упражнений: «Заборчик», «Окошко».

3. «Качели». Широко открой рот, улыбнись. Напряжённым язычком тянись к носу и подбородку.

4. Упражнение «Маляр». Широко открой рот, улыбнись. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба и обратно.

5. Упражнение «Грибочек». Улыбнись и присоси язычок к потолочку.

6. Упражнение «Гармошка». Открываем и закрываем зубы, а язычок остается на потолочке.

- чередование упражнений: «Грибочек», «Гармошка».

- Устал язычок играть на гармошке, зашел в свой домик и лег спать.

3. Отработка артикуляционного уклада звука [ш]

- Мишутке понравилось как ты играл с язычком. Он хочет тебе загадать загадку. Слушай внимательно.

Шелестя сухой травой,

Проползает кнут живой.

Приподнялся, зашипел:

Подходи, кто очень смел.

- Правильно, это змея. Покажи как змея шипит (длительное произнесение звука [ш]: ш – ш - ш…

- А теперь давай ещё раз посмотрим в зеркало и запомним, как работают губы и язычок при правильном произнесении звука [ш]:

- губы округлены и слегка вытянуты вперед;

- зубы сближены, но не соприкасаются;

- широкий кончик языка поднят к бугорочкам (альвеолам) образуя углубление, похожее на «чашечку»;

- голос не образуется, поэтому звук [ш] - глухой;

- воздушная струя сильная, теплая, легко ощущается ладошкой.

4. Произнесение звука [ш] в слоговых рядах

- Сейчас мы поиграем в игру «Без ошибки повтори».

- Повторяй слоги:

ша – ша – ша

шо – шо – шо

шу – шу – шу

ши - ши – ши

ше – ше – ше

5. Произнесение звука [ш] в словах

- Мишутка принес в мешочке картинки. Назови их, не ошибись!

Ша: шаль, шайба, шапка, шахматы.

Шо: шёлк, шорты, шёрстка.

Ши: шило, шина, ширма, шишка.

Шу: шут, шуба.

Ше: шея, шесть.

6. Физминутка

- А сейчас мы отдохнём

- И опять играть начнём.

Мы пришли в зимний лес. (Ходьба)

Сколько здесь вокруг чудес! (разводить руки в стороны)

Справа – березка в шубке (руку отводить в указанную сторону и смотреть)

Стоит,

Слева елка на нас глядит. (отводить руку и прослеживать взглядом)

Снежинки в небе кружатся (движение «фонарики» и смотреть вверх).

7. Произнесение звука [ш] в предложении

- У Мишутки в мешочке еще что-то есть. Давай посмотрим. Что это? (камешки и шишки). Каждое слово будем обозначать одним камешком, а слово шишки - шишкой. Повтори предложение.

У мишутки Мишки камешки и шишки.

8. Фонематический анализ слов

Классификация слов по расположению звука [ш] в слове.

- Сейчас мы с Мишуткой поиграем в игру «Поезд».

- Посмотри на картинки и размести их по вагончикам. В первый вагон положи картинки в которых звук [ш] находится в начале слова, во второй вагон, где звук[ш] находится в середине слова и в третий вагон, где звук находится в конце слова.

9. Развитие мелкой моторики

- Давай мы Мишутке сделаем подарок. Мы раскрасим его портрет и подарим ему.

(раскрашивание картинки карандашами)

III. Итог

- Подари портрет Мишутке. Нам пора прощаться с ним. Ты сегодня очень хорошо играл!Какой звук произносил на занятии? (ш – ш – ш) Молодец! До свидания Мишутка!

Публикации по теме:

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием ИКТ «Звук [Ш]» Цели занятия:закрепить правильное изолированное произнесение звука Ш, закрепить произнесение звука Ш в слогах и словах. Упражнять в составлении.

Структура логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста Постановка звука Цели: - продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме. - формировать направленную воздушную струю.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах и словах
Опубликовано: 21 февраля 2014 в 00:49
+75
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 81.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...
Детский мастер-класс «Открытка на День матери» Воспитатель: Юлия Соколова
Мамочка любимая, Самая красивая, Нежная и милая! Добрая, любимая! В праздник самых лучших мам Улыбайся, смейся ты! Я тебе цветочки дам Необычной...
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Содержание Введение 1. Оснащение предметно развивающего пространства по...