Конспект занятия «Что означают имена» (подготовительная к школе группа)

Любовь Николаевна Зорина
Конспект занятия «Что означают имена» (подготовительная к школе группа)

«Что означают наши имена

Программное содержание. Познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни. Способствовать социально-нравственному развитию. Развивать умения рассуждать, делать выводы, сопереживать. Учить называть полным именем своих родителей. Познакомить с понятием «отчество». Дать представление о документе «Свидетельство о рождении». Воспитывать чувства самоуважения и уважение друг к другу, к окружающим людям.

Предварительная работа. Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Три поросёнка», беседы, рассматривание фотографий, игры: «Обратись по имени», «Имя растёт», «Ласковое имя».

Оборудование. Панно «Ромашка с именем», фотографии детей, рисунки «Какие мы?», книга «Твоё имя», документ «Свидетельство о рождении», магнитофон и кассета «Звуки леса», мяч.

Ход занятия.

- Дети посмотрите внимательно друг на друга, и скажите, чем вы

похожи? (Ответы детей).

- Несмотря на то, что у нас много общего, всё-таки есть у каждого и

что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.

- Правильно, это имя.

- Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же

такое имя? Имена - это слова, но особые. Они означают очень

многое.

- Дети, как вы думаете, зачем человеку имя? (Высказывания

детей).

Правильно, имя - это отличительное название, обозначение

человека, которое даётся ему при рождении. С помощью имени вы

можете назвать человека, обратиться к нему, отличить его от другого. Без имени нам было бы трудно общаться друг с другом и понимать, о ком идёт речь в разговоре о других людях. Вот почему люди ценят свои имена. Человек проносит имя через всю свою жизнь,

- Сейчас, я расскажу вам, как на Руси давали имена. Садитесь

поудобнее и слушайте. Наши предки внимательно относились к

выбору имени своих детей. Им хотелось, чтобы их дети выросли:

крепкими, сильными, добрыми, милыми. Вот и имена давали

такие, как например: Добрыня (делающий добро, Любомир

(любящий мир, людей, Людмила (милая людям).

- По имени можно много узнать о человеке: мальчик это или

девочка, молодой человек или пожилой. Вот мы сегодня и

постараемся побольше узнать о ваших именах.

- Послушайте отрывок из стихотворения Е. Долматовского

«Октябрины». (Читает ребёнок).

Сергеями,

Андреями,

Иванами,

Иринами,

Маринами,

Татьянами

Теперь детей стараются назвать. А было время - именами странными Одаривали их отец и мать.

- По мере того, как людей стало больше имена стали повторяться,

да и звучали короче, так было удобнее обращаться к человеку. И

придумывать их стали задолго до рождения ребёнка. И называть

мальчика или девочку могли теперь в честь дедушки или бабушки.

Послушайте стихотворение об одном таком имени:

«Дарья».

Девочку назвали Дарья.

Дедушка просил об этом,

Бабушка того хотела.

Молодая мать сияла:

- Дайте Дашеньку скорее!

Молодой отец сердился,

Целый день ходил не в духе:

-Дарья! Что это за имя?

Тёща зятя устыжала:

- Полно, чем ты недоволен?

Дарья - это дар природы,

Это лучше, чем Светлана,

Проще, твёрже и серьёзней,

Вырастим девчонку нашу,

Выдадим за космонавта,

Унесёт он имя Дарья,

В межпланетные высоты.

- Разве только что в высоты!

-Потихоньку зять сдавался,

Сам улыбку в фикус прятал,

Потому что тесть заметил,

Что у Даши нос папаши. (В. Боков).

- Понравилось вам стихотворение?

-О каком имени говорится в нём? (Дарья).

- Каждый человек имеет право на то, чтобы его называли по

имени.

-Давайте поиграем в игру, которая называется: «Назови все мои имена». (Саша, Сашуля, Санечка, Шура, Александр и т. д.)

- Молодцы! А знаете ли вы, что каждое имя имеет своё особое

значение?

- Например, Александр - мужественный, сильный, смелый.

Алексей -защитник, поможет защитит слабого, хороший друг.

Матвей -дар божий. Андрей-мужественный. Антон-

вступающий в бой. Кирилл - правитель. Виталий - жизнь. Гриша -

бодрствующий.

Лена, Елена, Алёна - светлая, светящаяся. Вика, Виктория - победа.

Ирина - мирная, добрая, ласковая. Лера, Валерия - песня, ликование. Даша, Дарья - победительница, дар природы.

- Дети, вы заметили, что если имя мальчика - то оно означает:

защитник, сильный, смелый, мужественный. А, если имя девочки:

мирная, ласковая, добрая, светлая.

- Ну, а сейчас проведём физминутку: «Кто живёт у нас в квартире?»

Хлопаем в ладоши - раз, два, три, четыре. Шагаем на месте - кто живёт у нас в квартире? Прыжки на месте - раз, два, три, четыре, пять. Шагаем на месте - всех могу пересчитать. Хлопаем в ладоши - папа, мама, брат, сестра. Наклоны туловища в стороны - кошка Мурка, два котёнка. Повороты туловища вправо, влево - мой сверчок, щегол и я. Хлопаем в ладоши-вот и вся моя семья!

- Дети, а вы знаете, как надо обращаться к взрослому человеку?

- Правильно, называть по имени - отчеству.

- Кто знает, что такое отчество? (Имя папы).

- Вспомните, как зовут ваших пап? (Ответы детей).

- У нас, на нашей родине, то есть в отечестве, принято к своему

имени добавлять имя папы, отца. Имя папы дополняется частичкой

«-овна», «-евна», «-ович», «-евич». Если папу зовут Сергей, то

ребёнок получает отчество Сергеевна или Сергеевич.

- Надо знать имена, отчества и фамилии своих родных, быть

вежливым и приветливым, когда обращаешься с просьбой.

- Вспомните имена и отчества своих родителей. (Ответы детей).

- Молодцы! Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми?

Сегодня вы малы и имя у вас маленькое (например, Саша, Маша).

Это не полное имя, когда вы подрастёте и пойдёте в школу, имя

ваше тоже подрастёт и станет полным (Александр).

- Теперь пусть каждый назовёт своё сокращённое и полное имя.

(Ответы детей).

- А, когда вы станете взрослыми, вас станут величать по имени -

отчеству.

- Какое у вас будет полное имя - отчество? (Дети называют имена-

отчества).

-Итак, у каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных персонажей, а у животных есть кличка. Я сейчас буду называть имя героя из сказки или кличку животного, а вы попробуйте объяснить, почему их так зовут:

- Незнайка (его так назвали, потому что он ничего не знает).

- Белоснежка (она белая, как снег).

- Снегурочка (она сделана из снега).

- Синеглазка (это девочка с синими глазами).

- Курочка Ряба (она пёстрая, рябая).

- Бычок Смоляной бочок (у этого бычка бок в смоле).

- Молодцы!

- Дети, закройте глаза, послушайте музыку. Вспомните, как вас

ласково называют дома? (Ответы детей).

- А теперь, назовите друг друга ласково.

- Сегодня мы говорили про ваши имена, вы слышали много

вариантов вашего имени, эти знания пригодятся вам.

-В конце нашего занятия, я хочу познакомить вас с документом, который называется «Свидетельство о рождении. Сюда записывают фамилию, имя, отчество ребёнка, дату и место его рождения. Также фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас выдано такое свидетельство. Когда придёте домой, попросите родителей показать этот документ и прочитать все его пункты: и вы ещё раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей.

Итог: - о чём мы беседовали?

- Что вам понравилось?

- Что нового узнали?

Публикации по теме:

Проект по правовому воспитанию «Большие права-маленьким детям» Актуальность: последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений,.

Занятие в подготовительной группе «Права ребёнка» Раздел «Ознакомление детей с социальной действительностью» Тема: «Права ребенка» Цель: приобщение детей к культуре своего народа, возрождение.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Конспект занятия «Что означают имена» (подготовительная к школе группа)
Опубликовано: 1 октября 2013 в 09:17
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
«Рыбка» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию. Лепка средняя группа.
Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания, передаче...
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...