Конспект занятия «Что означают имена» (подготовительная к школе группа)

Любовь Николаевна Зорина
Конспект занятия «Что означают имена» (подготовительная к школе группа)

«Что означают наши имена

Программное содержание. Познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни. Способствовать социально-нравственному развитию. Развивать умения рассуждать, делать выводы, сопереживать. Учить называть полным именем своих родителей. Познакомить с понятием «отчество». Дать представление о документе «Свидетельство о рождении». Воспитывать чувства самоуважения и уважение друг к другу, к окружающим людям.

Предварительная работа. Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Три поросёнка», беседы, рассматривание фотографий, игры: «Обратись по имени», «Имя растёт», «Ласковое имя».

Оборудование. Панно «Ромашка с именем», фотографии детей, рисунки «Какие мы?», книга «Твоё имя», документ «Свидетельство о рождении», магнитофон и кассета «Звуки леса», мяч.

Ход занятия.

- Дети посмотрите внимательно друг на друга, и скажите, чем вы

похожи? (Ответы детей).

- Несмотря на то, что у нас много общего, всё-таки есть у каждого и

что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.

- Правильно, это имя.

- Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же

такое имя? Имена - это слова, но особые. Они означают очень

многое.

- Дети, как вы думаете, зачем человеку имя? (Высказывания

детей).

Правильно, имя - это отличительное название, обозначение

человека, которое даётся ему при рождении. С помощью имени вы

можете назвать человека, обратиться к нему, отличить его от другого. Без имени нам было бы трудно общаться друг с другом и понимать, о ком идёт речь в разговоре о других людях. Вот почему люди ценят свои имена. Человек проносит имя через всю свою жизнь,

- Сейчас, я расскажу вам, как на Руси давали имена. Садитесь

поудобнее и слушайте. Наши предки внимательно относились к

выбору имени своих детей. Им хотелось, чтобы их дети выросли:

крепкими, сильными, добрыми, милыми. Вот и имена давали

такие, как например: Добрыня (делающий добро, Любомир

(любящий мир, людей, Людмила (милая людям).

- По имени можно много узнать о человеке: мальчик это или

девочка, молодой человек или пожилой. Вот мы сегодня и

постараемся побольше узнать о ваших именах.

- Послушайте отрывок из стихотворения Е. Долматовского

«Октябрины». (Читает ребёнок).

Сергеями,

Андреями,

Иванами,

Иринами,

Маринами,

Татьянами

Теперь детей стараются назвать. А было время - именами странными Одаривали их отец и мать.

- По мере того, как людей стало больше имена стали повторяться,

да и звучали короче, так было удобнее обращаться к человеку. И

придумывать их стали задолго до рождения ребёнка. И называть

мальчика или девочку могли теперь в честь дедушки или бабушки.

Послушайте стихотворение об одном таком имени:

«Дарья».

Девочку назвали Дарья.

Дедушка просил об этом,

Бабушка того хотела.

Молодая мать сияла:

- Дайте Дашеньку скорее!

Молодой отец сердился,

Целый день ходил не в духе:

-Дарья! Что это за имя?

Тёща зятя устыжала:

- Полно, чем ты недоволен?

Дарья - это дар природы,

Это лучше, чем Светлана,

Проще, твёрже и серьёзней,

Вырастим девчонку нашу,

Выдадим за космонавта,

Унесёт он имя Дарья,

В межпланетные высоты.

- Разве только что в высоты!

-Потихоньку зять сдавался,

Сам улыбку в фикус прятал,

Потому что тесть заметил,

Что у Даши нос папаши. (В. Боков).

- Понравилось вам стихотворение?

-О каком имени говорится в нём? (Дарья).

- Каждый человек имеет право на то, чтобы его называли по

имени.

-Давайте поиграем в игру, которая называется: «Назови все мои имена». (Саша, Сашуля, Санечка, Шура, Александр и т. д.)

- Молодцы! А знаете ли вы, что каждое имя имеет своё особое

значение?

- Например, Александр - мужественный, сильный, смелый.

Алексей -защитник, поможет защитит слабого, хороший друг.

Матвей -дар божий. Андрей-мужественный. Антон-

вступающий в бой. Кирилл - правитель. Виталий - жизнь. Гриша -

бодрствующий.

Лена, Елена, Алёна - светлая, светящаяся. Вика, Виктория - победа.

Ирина - мирная, добрая, ласковая. Лера, Валерия - песня, ликование. Даша, Дарья - победительница, дар природы.

- Дети, вы заметили, что если имя мальчика - то оно означает:

защитник, сильный, смелый, мужественный. А, если имя девочки:

мирная, ласковая, добрая, светлая.

- Ну, а сейчас проведём физминутку: «Кто живёт у нас в квартире?»

Хлопаем в ладоши - раз, два, три, четыре. Шагаем на месте - кто живёт у нас в квартире? Прыжки на месте - раз, два, три, четыре, пять. Шагаем на месте - всех могу пересчитать. Хлопаем в ладоши - папа, мама, брат, сестра. Наклоны туловища в стороны - кошка Мурка, два котёнка. Повороты туловища вправо, влево - мой сверчок, щегол и я. Хлопаем в ладоши-вот и вся моя семья!

- Дети, а вы знаете, как надо обращаться к взрослому человеку?

- Правильно, называть по имени - отчеству.

- Кто знает, что такое отчество? (Имя папы).

- Вспомните, как зовут ваших пап? (Ответы детей).

- У нас, на нашей родине, то есть в отечестве, принято к своему

имени добавлять имя папы, отца. Имя папы дополняется частичкой

«-овна», «-евна», «-ович», «-евич». Если папу зовут Сергей, то

ребёнок получает отчество Сергеевна или Сергеевич.

- Надо знать имена, отчества и фамилии своих родных, быть

вежливым и приветливым, когда обращаешься с просьбой.

- Вспомните имена и отчества своих родителей. (Ответы детей).

- Молодцы! Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми?

Сегодня вы малы и имя у вас маленькое (например, Саша, Маша).

Это не полное имя, когда вы подрастёте и пойдёте в школу, имя

ваше тоже подрастёт и станет полным (Александр).

- Теперь пусть каждый назовёт своё сокращённое и полное имя.

(Ответы детей).

- А, когда вы станете взрослыми, вас станут величать по имени -

отчеству.

- Какое у вас будет полное имя - отчество? (Дети называют имена-

отчества).

-Итак, у каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных персонажей, а у животных есть кличка. Я сейчас буду называть имя героя из сказки или кличку животного, а вы попробуйте объяснить, почему их так зовут:

- Незнайка (его так назвали, потому что он ничего не знает).

- Белоснежка (она белая, как снег).

- Снегурочка (она сделана из снега).

- Синеглазка (это девочка с синими глазами).

- Курочка Ряба (она пёстрая, рябая).

- Бычок Смоляной бочок (у этого бычка бок в смоле).

- Молодцы!

- Дети, закройте глаза, послушайте музыку. Вспомните, как вас

ласково называют дома? (Ответы детей).

- А теперь, назовите друг друга ласково.

- Сегодня мы говорили про ваши имена, вы слышали много

вариантов вашего имени, эти знания пригодятся вам.

-В конце нашего занятия, я хочу познакомить вас с документом, который называется «Свидетельство о рождении. Сюда записывают фамилию, имя, отчество ребёнка, дату и место его рождения. Также фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас выдано такое свидетельство. Когда придёте домой, попросите родителей показать этот документ и прочитать все его пункты: и вы ещё раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей.

Итог: - о чём мы беседовали?

- Что вам понравилось?

- Что нового узнали?

Публикации по теме:

Проект по правовому воспитанию «Большие права-маленьким детям» Актуальность: последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений,.

Занятие в подготовительной группе «Права ребёнка» Раздел «Ознакомление детей с социальной действительностью» Тема: «Права ребенка» Цель: приобщение детей к культуре своего народа, возрождение.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия «Что означают имена» (подготовительная к школе группа)
Опубликовано: 1 октября 2013 в 09:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....