Конспект занятия «Что такое «диалог»

людмила шевякова
Конспект занятия «Что такое «диалог»

Программное содержание: Развивать диалогическую речь. Познакомить детей с термином «диалог», с правилами ведения диалога: соблюдать очерёдность, не перебивать говорящего, придерживаться темы разговора, смотреть в лицо собеседнику, быть вежливым. Помочь понять смысл пословицы. Учить задавать вопросы, произносить ответные фразы на реплики, сказанные собеседником, активизировать запас этикетных слов и выражений. Воспитывать уважение к участникам диалога. Упражнять в произношении фраз с вопросительной интонацией.

Ход занятия:1. Приходит грустный Незнайка и сообщает, что жители Цветочного города отказываются с ним общаться, утверждая, что Незнайка это делать не умеет.

Воспитатель: Наверное, Незнайка, ты не умеешь вести диалог?

Нез-ка: А что это такое?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете? Давайте посмотрим в словаре (Чтение значения слова «Диалог»).

Нез-ка: А, так это просто разговор! Так я очень хорошо умею говорить, всё время говорю и говорю!

Вос-ль: Этого не достаточно! Мы научим тебя, как правильно вести диалог. Мы составим для тебя правила. Если ты их будешь соблюдать, друзья снова захотят с тобой общаться. Есть такая пословица: «Учись у невоспитанного, как себя вести». Можно ли невоспитанного научиться вести себя правильно? (да, если не поступать так, как делает он). А как ведёт себя невоспитанный человек во время разговора? (перебивает говорящего, разговаривает грубо, не слушает других, не смотрит на своих собеседников)

Вос-ль: Следовательно, воспитанные люди: при разговоре соблюдают очерёдность и не перебивают друг друга. Это и будет первое правило. Давайте обозначим его символом – выберите подходящий символ. Наши дети даже знают про это пословицы: (называние пословиц)

Физкультпауза с диалогом «Тик-так»:

Громко тикают часы: Тик-так, тик-так.

В садик нам пора идти, тик-так, тик-так.

Вещи мы свои собрали, тик-так, тик-так.

Быстро в садик зашагали, тик-так, тик-так.

Часы пробили 8 раз, бим-бом, бим-бом,

В садик мы пришли как раз! Бим-бом, бим-бом!

Все слова произносит ведущий, а «тик-так» и «бим-бом» - дети.

Видишь, Незнайка, ребята все говорили по очереди и не перебивали друг друга.

2. Ещё есть одно важное правило в диалоге - такую пословицу знает Диана:

«Если кто говорит – молчи и на него смотри!»

Правильно, при разговоре надо слушать и смотреть собеседнику в лицо. (Дети выбирают соответствующий символ и выставляют на мольберт) Посмотри и послушай, как ребята это будут делать: Упражнение «Торопыжка, где ты был?» с поочерёдным произнесением фраз:

- Торопыжка, где ты был?

- Я с друзьями в лес ходил!

- Что там делал? Отдыхал?

- Нет, грибочки собирал!

- Много ли грибов набрал?

- Две лисички, два маслёнка,

- Две волнушки, два опёнка!

- Ты грибов набрал немало!

- Что ж, не плохо для начала)

А чтобы запомнить эти два правила, поиграем в игру «Поймай взгляд». Кому я посмотрю в глаза – тот и поддерживает разговор: - Здравствуйте, ребята! (ребёнок, на которого посмотрел воспитатель, тоже здоровается, используя другую фразу)

-Меня зовут. (Очень приятно, а я -)

-Вы сегодня отлично выглядите. (Спасибо. Вы тоже сегодня неплохо выглядите)

-А я недавно постриглась.

- Вчера у меня была температура.

- Что-то мне холодно.

- Я в выходной ходила театр.

- Я пошла домой.

Незнайка: Меня Синеглазка пригласила на день рождения, что ей можно подарить? (предложения детей)

Воспитатель (если никто из детей не предложит): А я советую нарисовать её портрет и подарить, ей будет очень приятно. Незнайка: А я не умею!

Воспитатель: Ребята тебе помогут, они нарисуют Синеглазку.

Незнайка: Они же её не видели.

Воспитатель: Дети зададут тебе вопросы о Синеглазке и узнают, как она выглядит.

Игра-соревнование «Кто больше задаст вопросов»: Дети по очереди задают вопросы о Сине-глазке, за каждый вопрос получают фишку. Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает: «Спроси про одежду, про обувь, про характер, про любимые занятия, про место жительства» и т. д.

Восп-ль: Ребята многое узнали о Синеглазке, и обязательно её нарисуют.

3. Незнайка: - Спасибо, теперь я знаю, как вести беседу, чтобы было со мной интересно.

Вос-ль: - Но должно быть не только интересно, но и приятно. Ребята, как надо вести разговор, чтобы вашим собеседникам было приятно? (вежливо, используя вежливые слова, комплименты) – обозначение символом.

Воспитатель: Давайте покажем, как можно вести диалог с друзьями. Вы будете жителями Цветочного города (символы или шапочки Знайки, Синеглазки, Гусли, Цветика, Тюбика, Незнайки). (Выбирают карточки с изображением тем для разговора, трое детей (у кого карточка с красным кружочком) выбирают себе пару. Обращаются к выбранному им собеседнику. Ведут диалог) Если в процессе выбора собеседника или темы беседы возникнут разногласия, воспитатель предлагает мирно договориться, если кто-то не хочет быть в паре с данным ребёнком, как отказать так, чтобы не обидеть?

В конце Незнайка благодарит детей, а они рисуют портреты Синеглазки, дарят Незнайке.

Публикации по теме:

Авторское учебно-методическое пособие на тему: «Зимняя сказка. Новогодние традиции». Авторское учебно-методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста. Оно направлено на ознакомление с новогодними традициями России.

Занятие по развитию речи в средней группе «Как вести себя во время разговора». Закрепление навыков культурного поведения Цель:закреплять навыки культурного поведения во время разговора, -развивать умение слушать собеседника -воспитывать хорошие манеры во время.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект занятия «Что такое «диалог»
Опубликовано: 28 января 2014 в 20:26
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина.
Дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина. «Сказки Пушкина в сердце живут, Свет и радость всем детям несут! Вновь помогут и мне, и тебе Оказаться...
Использование игровых технологий в НОД
Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря ей ребёнок...
Фотоотчет проведения мини-спектакля «Вежливое слово» по произведению Эммы Мошковской.
Фотоотчет проведения мини – спектакля «Вежливое слово» по произведению Эммы Мошковской. Произведения Эммы Мошковской не так исключительно знакомы всем,...
«Еж на лесной опушке». Нетрадиционное рисование в старшей группе.
Рисование - веселое и увлекательное занятие. С помощью неординарных занятий, внесенных в образовательную программу, поддерживается интерес и увлеченность...
Лепка «Красивые тарелки» в группе раннего возраста — фотоотчёт
Все мы каждый день принимаем пищу, у каждого из нас есть своя тарелка, которую каждый выбирает исходя из своих предпочтений, увлечений, хобби. Дети в...