Конспект занятия «Что такое «диалог»

людмила шевякова
Конспект занятия «Что такое «диалог»

Программное содержание: Развивать диалогическую речь. Познакомить детей с термином «диалог», с правилами ведения диалога: соблюдать очерёдность, не перебивать говорящего, придерживаться темы разговора, смотреть в лицо собеседнику, быть вежливым. Помочь понять смысл пословицы. Учить задавать вопросы, произносить ответные фразы на реплики, сказанные собеседником, активизировать запас этикетных слов и выражений. Воспитывать уважение к участникам диалога. Упражнять в произношении фраз с вопросительной интонацией.

Ход занятия:1. Приходит грустный Незнайка и сообщает, что жители Цветочного города отказываются с ним общаться, утверждая, что Незнайка это делать не умеет.

Воспитатель: Наверное, Незнайка, ты не умеешь вести диалог?

Нез-ка: А что это такое?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете? Давайте посмотрим в словаре (Чтение значения слова «Диалог»).

Нез-ка: А, так это просто разговор! Так я очень хорошо умею говорить, всё время говорю и говорю!

Вос-ль: Этого не достаточно! Мы научим тебя, как правильно вести диалог. Мы составим для тебя правила. Если ты их будешь соблюдать, друзья снова захотят с тобой общаться. Есть такая пословица: «Учись у невоспитанного, как себя вести». Можно ли невоспитанного научиться вести себя правильно? (да, если не поступать так, как делает он). А как ведёт себя невоспитанный человек во время разговора? (перебивает говорящего, разговаривает грубо, не слушает других, не смотрит на своих собеседников)

Вос-ль: Следовательно, воспитанные люди: при разговоре соблюдают очерёдность и не перебивают друг друга. Это и будет первое правило. Давайте обозначим его символом – выберите подходящий символ. Наши дети даже знают про это пословицы: (называние пословиц)

Физкультпауза с диалогом «Тик-так»:

Громко тикают часы: Тик-так, тик-так.

В садик нам пора идти, тик-так, тик-так.

Вещи мы свои собрали, тик-так, тик-так.

Быстро в садик зашагали, тик-так, тик-так.

Часы пробили 8 раз, бим-бом, бим-бом,

В садик мы пришли как раз! Бим-бом, бим-бом!

Все слова произносит ведущий, а «тик-так» и «бим-бом» - дети.

Видишь, Незнайка, ребята все говорили по очереди и не перебивали друг друга.

2. Ещё есть одно важное правило в диалоге - такую пословицу знает Диана:

«Если кто говорит – молчи и на него смотри!»

Правильно, при разговоре надо слушать и смотреть собеседнику в лицо. (Дети выбирают соответствующий символ и выставляют на мольберт) Посмотри и послушай, как ребята это будут делать: Упражнение «Торопыжка, где ты был?» с поочерёдным произнесением фраз:

- Торопыжка, где ты был?

- Я с друзьями в лес ходил!

- Что там делал? Отдыхал?

- Нет, грибочки собирал!

- Много ли грибов набрал?

- Две лисички, два маслёнка,

- Две волнушки, два опёнка!

- Ты грибов набрал немало!

- Что ж, не плохо для начала)

А чтобы запомнить эти два правила, поиграем в игру «Поймай взгляд». Кому я посмотрю в глаза – тот и поддерживает разговор: - Здравствуйте, ребята! (ребёнок, на которого посмотрел воспитатель, тоже здоровается, используя другую фразу)

-Меня зовут. (Очень приятно, а я -)

-Вы сегодня отлично выглядите. (Спасибо. Вы тоже сегодня неплохо выглядите)

-А я недавно постриглась.

- Вчера у меня была температура.

- Что-то мне холодно.

- Я в выходной ходила театр.

- Я пошла домой.

Незнайка: Меня Синеглазка пригласила на день рождения, что ей можно подарить? (предложения детей)

Воспитатель (если никто из детей не предложит): А я советую нарисовать её портрет и подарить, ей будет очень приятно. Незнайка: А я не умею!

Воспитатель: Ребята тебе помогут, они нарисуют Синеглазку.

Незнайка: Они же её не видели.

Воспитатель: Дети зададут тебе вопросы о Синеглазке и узнают, как она выглядит.

Игра-соревнование «Кто больше задаст вопросов»: Дети по очереди задают вопросы о Сине-глазке, за каждый вопрос получают фишку. Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает: «Спроси про одежду, про обувь, про характер, про любимые занятия, про место жительства» и т. д.

Восп-ль: Ребята многое узнали о Синеглазке, и обязательно её нарисуют.

3. Незнайка: - Спасибо, теперь я знаю, как вести беседу, чтобы было со мной интересно.

Вос-ль: - Но должно быть не только интересно, но и приятно. Ребята, как надо вести разговор, чтобы вашим собеседникам было приятно? (вежливо, используя вежливые слова, комплименты) – обозначение символом.

Воспитатель: Давайте покажем, как можно вести диалог с друзьями. Вы будете жителями Цветочного города (символы или шапочки Знайки, Синеглазки, Гусли, Цветика, Тюбика, Незнайки). (Выбирают карточки с изображением тем для разговора, трое детей (у кого карточка с красным кружочком) выбирают себе пару. Обращаются к выбранному им собеседнику. Ведут диалог) Если в процессе выбора собеседника или темы беседы возникнут разногласия, воспитатель предлагает мирно договориться, если кто-то не хочет быть в паре с данным ребёнком, как отказать так, чтобы не обидеть?

В конце Незнайка благодарит детей, а они рисуют портреты Синеглазки, дарят Незнайке.

Публикации по теме:

Авторское учебно-методическое пособие на тему: «Зимняя сказка. Новогодние традиции». Авторское учебно-методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста. Оно направлено на ознакомление с новогодними традициями России.

Занятие по развитию речи в средней группе «Как вести себя во время разговора». Закрепление навыков культурного поведения Цель:закреплять навыки культурного поведения во время разговора, -развивать умение слушать собеседника -воспитывать хорошие манеры во время.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект занятия «Что такое «диалог»
Опубликовано: 28 января 2014 в 20:26
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...