Конспект занятия «Цветы России на наших плечах»

Людмила Никитина
Конспект занятия «Цветы России на наших плечах»

Программные задачи:

1. Продолжить работу по изучению народно-прикладного искусства.

2. Через историю платка Павловского Посада закрепить исторические моменты нашего государства.

3. Закрепить технологию, композицию платка Павловского Посада.

4. Учить детей применять художественные навыки в работе: соблюдать орнамент, ритм, симметрию Павлопосадского платка.

5. Прививать любовь к Родине, русскому народному искусству.

6. Активизация словаря: Павлопосадский платок, орнамент, ритм, симметрия.

Ведущая: Ребята. Сегодня мы с вами побываем в музее восковых фигур. И через историю платка Павловского Посада откроем страницы истории нашего государства.

Дети приходят в музей. Их встречает экскурсовод. Действие разворачивается возле перовой фигуры.

Экскурсовод: Русский платок издавна связан с представлением о женском национальном костюме. Поэт Александр Блок видел родную Россию в образе женщины в платке узорном:

- Ну, что ж?

Одной заботой боле –

Одной слезой

река шумнее,

А ты все та же –

лес да поле,

Да плат узорный

до бровей.

Экскурсовод: Многие моменты истории нашего Российского государства связаны с платком Павловского Посада.

Экскурсовод: Вот платки, а вот и шали

Краской огненной горят.

Вы хотите знать, откуда появилось это чудо?

Кто искусно расписал

Этот сказочный овал?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки.

Дети: Мы знаем, знаем.

Экскурсовод: Расскажите мне, ребята,

Чем история богата?

И фигурки тут – как – тут

Непременно оживут.

1-я фигура. Сцена «Платочек из Посада»

Купец и дочка.

1-ый ребенок: В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от города Москвы, посреди лесов и полей стоит славный город – Павловский Посад. Данным – давно жили в том городе мастера умелые. И самые энергичный из крестьян основал небольшую фабрику. Ткали на фабрике ткани на разных ткацких станках – шерстяные, теплые, удобные, красивые. И назвали те платки шалями. С тех пор стала фабрика выпускать великое множество шалей для красавиц русских. А когда повезли павлопосадские шали на выставки в другие страны, то полюбились они людям на всей земле.

2-ой ребенок: А украшали платки цветами, листьями, букетами красоты невиданной да каймой узорчатой. Стоит приглядеться, и увидишь в узорах цветы знакомые, что в лесу растут, в саду да на лужайке. Так и стали яркие цветные шали модными, и всем русским барышням понравилось их носить, а кто и дом свой украсит. Носили шали все: и бедные, и богатые, и крестьяне, купеческие и царские дочки.

Экскурсовод: Во времена былинные стародавние собирался купец в страны далекие, за товарами, за чудесными. С дочерью прощался, и с такими к ней речами обращался.

Купец: «Ой, ты, доченька родная, уезжаю я в страны заморские, страны дивные. Долго ль буду там, недолго – того не ведаю. А думаю тебя порадовать. Подарки привезти шелковые да серебряные».

Экскурсовод: Говорит один купец – очень любящий отец.

Купец: «Что – же душеньке угодно, может ларец весь резной, перстенечек золотой?»

Экскурсовод: Отвечает ему дочь.

Дочь: «Буду я и так молиться! Чтоб ни буря, ни булат или чей-то черный взгляд не могли тебя сразить. Чтоб тебе живому быть. Ну, а коли про подарок. То купи, пусть и неярок мне платок всех красивей, как у царских дочерей!»

Купец уходит.

Экскурсовод: Месяц уж прошел, другой, следует отец домой.

Купец: «За семью морями был, земли все исколесил. Лишь платочек из Посада всей душою полюбил».

Купец накидывает на плечи дочери платок Павловского Посада.

Экскурсовод: Молодцы, ребята все правильно рассказали. Ожила фигура.

Дочь: Получила я подарок

Всей душою ему рада

Становитесь быстро в круг

Поиграть хочу я тут.

Я бросаю вам платок

В элементах знаем толк?

Дети называют элементы платка Павловского Посада.

- листья

- цветы

- кайма

- струя

- травчатый узор

- уступы

- копытца

- лапчатый узор

- шахматный

Дочь: Я бросаю вам комочек

Назовете цвет платочков.

Дети называют цвета тканей платка Павловского Посада.

- алый

- багрецовый

- таусиновый (сине-лиловый)

- сахарный

- вишневый

- осиновый

- брусничный

- багровый

- рудо-желтый

- лазоревый

- красно-кирпичный

- червчатый (красный)

2-я фигура. Стог сена, корова, крестьянка.

Экскурсовод: А вот перед нами 2-я фигура.

3-ий ребенок: Шали и платки с набивным рисунком довольно быстро распространились среди горожанок. А для крестьянок такие платки чаще всего оставались несбыточной мечтой – денег у крестьян было мало. Они покрывали голову набивными хлопчатобумажными платками и лишь в большие праздники по русскому обычаю ходили женщины в гости с берестяными кошелками – «зобенками» наполненными пирогами и покрытыми сверху вышитым полотенцем.

Экскурсовод: Смотрите ребята ожила фигура.

Крестьянка: Да, платок Павловского Посада – таинственный, сказочный, загадочный. Вся жизнь крестьян была связана с платком.

- Это был самый желанный подарок. Ухаживал ли парень за девушкой, приезжал ли из города с базара, или на побывку, справлялась ли свадьба или крестины – всегда во всех случаях любовь, внимание, забота выражались подарком головного платка. А сколько песен, стихов, пословиц и поговорок посвящены русскому платку: А вы знаете их?

Дети читают поговорки.

- На чужой роток не накинешь платок.

- Бабы бранятся, так платки с головы валятся.

- Шесть досок да холостинки платок.

- Не к роже платочек, утрешься и рукавичкой.

Крестьянка: А сейчас я хочу поиграть с Вами в русскую народную игру «Кто под платочком?»

Дети передвигаются по залу под музыку. С окончанием музыки садятся на корточки, закрывают глаза. Одного ребенка воспитатель накрывает платочком. Дети открывают глаза, угадывают кого спрятали.

Крестьянка: Молодцы ребята. А мне пришло время возвращаться в музей.

3-я фигура «Мальчик и девочка в военной форме».

4-ый ребенок: Время движется и движется вперед. И каждый год отдаляет нас от победного мая 1945г. Но мы не забываем о великом дне Победы. Платочек, подаренный любимыми, согревал солдату сердце, отогревал душу, вселял веру и силы, помогал ковать нашу победу.

Сцена из фильма «В шесть часов вечера после войны». Участвуют Варя и лейтенант Кудряшов.

Кудряшов: Все это странно вам слышать, пожалуй,

Неясна и сбивчива речь моя,

Огрубел я в огне пожаров,

В крови боев искупался я.

Сколько убитых я видел – тыщи!

Ночью в бой отправляюсь вновь.

Но чем сильнее война, тем чище,

Тем сильнее моя любовь.

Варя: Война, никакие слова не помогут.

Кудряшов: Подарите мне что-нибудь на дорогу.

Варя: Что же? Разве платочек розовый

Откуда-то взялся в кармане моем

Или вот этот листок березовый,

Тронутый желтым осенним огнем.

А может, просто такие слова:

«Буду помнить о вас, пока буду жива».

Кудряшов: Варя! Вы… вы мне такие слова сказали,

Подарок сделали мне такой,

Как будто рану перевязали

Нежной, ласковою рукой.

Мальчик и девочка танцуют вальс.

4-я фигура. Мальчик и девочка в русском народном костюме.

5-ый ребенок: Кончилась война. Настало время работе, песне и пляске.

Пойдет девица за водой. Любуется ею народ. И ухажер тут как тут.

Под медленную музыку мальчик идет рядом с девочкой.

Экскурсовод: По улице мостовой

Да шла девица за водой,

Шла девица за водой,

За холодной ключевой,

За холодной ключевой,

А за ней парень молодой.

Самый верный и уместный,

Чтобы деву покорить

- «Ах, какие вы прелестны», –

Напевая говорит.

- Не встречали Вас милее

Ни в долинах, ни в домах.

Девушки, краснев лелея

Отвечают:

- Что вы, ах!

Мальчик набрасывает ей шаль. Она снимает коромысла. Танец «Кадриль».

5-я фигура «Современная девочка».

6-ой ребенок: Любовь к головному платку вошла в жизнь русской женщины и получила новое звучание в современном костюме. Это единственная деталь русского народного костюма, которая прочно осталась жить вместе с нами в новом веке. Платки традиционные, и в то - же время в моде сегодняшнего дня.

Девочка проходит по подиуму. Меняет платок: на плечи, на талию, на голову.

Воспитатель: Ребята. А давайте мы с Вами подарим музею свои платки Павловского Посада. Но прежде скажите мне, что же является основными компонентами композиции платка Павловского Посада?

Дети: Орнамент, ритм, симметрия.

Воспитатель: А что такое орнамент? Что такое ритм? Что такое симметрия?

Орнамент - узор, построенный на ритмичном чередовании различных элементов. В основе орнамента лежит два начала – ритм и симметрия.

Симметрия – это такое построение, при котором правая и левая стороны рисунка уравновешены.

Дети рисуют под музыку.

Выставка в музее.

Экскурсовод принимает детские работы, развешивает их на ширмах и анализирует работу детей.

Публикации по теме:

«Веснушки» Фотоотчет о областной выставке «Роспись ткани-2013»«Веснушки» Фотоотчет о областной выставке «Роспись ткани-2013» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вчера (27 марта, мы с моими старшими воспитанниками посетили заключительный день областной выставки-конкурса.

Уголок народно-прикладного искусстваУголок народно-прикладного искусства В нашей группе есть уголок Народно-прикладного искусства, в котором есть хохлома, матрешки, лапти. Уголок мы организовали совсем недавно,.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Народные промыслы
  • Весна
Автор публикации:
Конспект занятия «Цветы России на наших плечах»
Опубликовано: 11 марта 2014 в 17:04
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...