Конспект занятия «Декоративно-прикладное искусство народов Ханты» (подготовительная группа)

Татьяна Антонова
Конспект занятия «Декоративно-прикладное искусство народов Ханты» (подготовительная группа)

Декоративно-прикладное искусство народов Ханты

Программное содержание:

Формировать представления детей о событиях из жизни народов ханты, связанных с историей возникновения орнамента,

Формировать навыки учебной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги;

Закрепить знания детей о декоративно – прикладном искусстве народов ханты, познакомить с новым орнаментом «Покинутое стойбище»;

Активизировать словарь по теме: «Декоративно-прикладное искусство народов ханты»;

Развивать у детей способность видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к труду мастеров народного промысла.

Предварительная работа

Рассматривание мультимедийных альбомов «Сибирские увалы», «Праздники ханты», «Искусство народов ханты»;

Рассматривание изделий;

Рассматривание костюмов (мальчик и девочка ханты);

Дидактические игры: «Угадай орнамент», «Найди лишний»;

Рисование «Хантыйская девочка в шубке»

Чтение стихотворения М. Шульгина «Хантыйские орнаменты»

Материал:

Конверт, карточки с изображением орнаментов (глухарь, медведь, олень, змея, человек, солнце, покинутое стойбище, маленькие карточки с изображением орнаментов (олень, медведь, змея, солнце,листы с заданиями («Узнай орнамент», «Найди лишний») на каждого игрока, игра «Разрезные картинки», кроссворд на каждую команду, эмблемы для каждого игрока («медведь», «олень», листы в крупную клетку на каждого ребенка, карточка с изображением орнамента «крест», фишки, тарелочки, табличка «жюри».

Словарь: бисероплетение, стойбище, орнамент, промысел, чум, костяной, оленеводство, рыболовство

Ход занятия:

Знакомство с новым элементом

Воспитатель: Ребята, наш знакомый Югорка путешествовал по Ханты-Мансийскому округу и привез с собой рисунки. Расскажите, что на них изображено. (На рисунках изображены орнаменты народов Ханты).

Воспитатель: Назовите орнаменты. (Глухарь, змея, олень, солнце, медведь, человек).

Воспитатель:Есть ли среди рисунков незнакомый орнамент? (рассматривание орнамента)

Воспитатель: Рассказ об орнаменте «Покинутое стойбище»

В этом изображении узоры, отходящие от вершин четырехугольника – «оставленного стойбища дороги». По рассказам, в старину люди специально оставляли стойбища, чтобы создать еще один клочок удобренной земли, потому что на нем даже в самый неурожайный год вырастет крупная сочная ягода. Все места, где раньше были стойбища, очень выделяются, там более пышная растительность, хвоя на деревьях крупная и ярко-зеленая. Поэтому похожи орнаменты «солнце» и «покинутое стойбище» - они обозначают начало жизни.

Воспитатель: Составьте этот орнамент из частей

Игра «Разрезные картинки»

КВН

Воспитатель: Ребята, когда я шла сегодня в детский сад прочитала объявление

«15 апреля в детском саду проводится конкурс знатоков промыслов народов Ханты»

Воспитатель: Как вы думаете, надо нам участвовать в конкурсе (Да)

Воспитатель: Давайте выберем команду для участия в этом конкурсе. Какие качества нужны участникам?

Воспитатель: Начинаем КВН посвященный народным промыслам Ханты. В соревновании участвуют две команды – «Медведи» и «Северные олени». Сегодня наши команды продемонстрируют нам, как хорошо они знают декоративно-прикладное искусство народов Ханты. От всей души желаем участникам успехов, хорошего настроения. Разрешите мне представить жюри: Пачковская Елена Ивановна – воспитатель подготовительной группы №1 и Моисеева Нататья Геннадьевна – инструктор по физическому воспитанию. А капитаны представят свои команды.

Капитан команды «Медведи»: Наша команда называется «Медведи».

Капитан команды «Северные олени»: Наша команда называется «Северные олени».

1. Конкурс – разминка

(оценивается каждый правильный ответ – 1 фишка)

Воспитатель:

Начинаем первый конкурс-разминку. Команды быстро дают ответы на вопросы. Те ответы, которые будут полными, будут засчитаны. Ответы, данные одним словом в предложении, засчитаны не будут.

Вопросы:

Как называется наш округ? (Ханты-Мансийский Автономный округ)

Как называются коренные народы? (Ханты и Манси)

Чем занимаются Ханты и Манси? (Оленеводством, рыболовством, охотой)

Как называется переносной дом, в котором живут Ханты? (Чум)

Из чего делают чум? (Из оленьих шкур)

В изделиях из каких материалов можно встретить орнаменты народов Ханты? (из ткани, из бересты, из кости, из бисера, из кожи и меха)

На чем они передвигаются? (на нартах)

Из чего делают украшения хантыйские мастерицы? (из бисера, кожи и меха)

Из чего делают посуду, сувениры, одежду хантыйские мастера? (из ткани, из бересты, из кости, из бисера, из кожи и меха)

2. Конкурс «Рекламная пауза»

(Оценивается оригинальность и скорость выполнения – 2 фишки)

Воспитатель: Объявляем конкурс «Рекламная пауза»! Участники команд должны взять карточку и изобразить то, что обозначает орнамент.

3. Конкурс «Чья команда самая внимательная»

(оценивается каждый правильный ответ – 1 фишка)

Воспитатель: Начинаем конкурс «Чья команда самая внимательная». У каждого игрока есть в конверте два листа с заданиями. Вы должны внимательно рассмотреть рисунки и на листе №1 провести линии, соединив орнамент с изображением, а на листе №2 – вычеркнуть лишние орнаменты.

4. Конкурс «Знатоки»

(оценивается скорость и правильный ответ – 2 фишки)

Воспитатель: Внимание! Внимание! Начинаем конкурс «Знатоки». На столе у каждой команды лежит кроссворд. Вам нужно отгадать кроссворд и в серых клетках вы прочтете названия орнаментов. Покажите и назовите полученные орнаменты.

5. Конкурс «Графический диктант»

(оценивается правильное написание диктанта всей командой – 5 фишек, вычитается 1 фишка за каждый неправильно нарисованный орнамент)

Воспитатель: Заключительный конкурс нашего соревнования «Графический диктант». У каждого из игроков есть лист бумаги в клетку и простые карандаши. Я буду вам диктовать, а вы должны внимательно слушать и правильно писать. Начинаем.

Одна клетка наискосок влево-вниз,

Две клетки наискосок вправо-вниз,

Одна клетка наискосок вправо-вверх,

Одна клетка вверх,

Одна клетка вправо,

Одна клетка вниз,

Одна клетка вправо,

Одна клетка вниз,

Одна клетка влево,

Одна клетка наискосок влево-вниз,

Две клетки наискосок вправо-вниз,

Одна клетка наискосок вправо-вверх,

Одна клетка наискосок влево-вверх,

Две клетки наискосок влево-вниз,

Одна клетка наискосок вправо-вниз,

Одна клетка вправо,

Одна клетка вниз,

Одна клетка влево,

Одна клетка вниз,

Одна клетка влево,

Одна клетка вверх,

Одна клетка наискосок влево-вверх,

Две клетки наискосок влево-вниз,

Одна клетка наискосок вправо-вниз,

Одна клетка наискосок вправо-вверх,

Две клетки наискосок влево-вверх,

Одна клетка наискосок влево-вниз,

Одна клетка вниз,

Одна клетка влево,

Одна клетка вверх,

Одна клетка влево,

Одна клетка вверх,

Одна клетка вправо,

Одна клетка наискосок вправо-вверх,

Две клетки наискосок влево-вверх,

Одна клетка наискосок влево-вниз,

Одна клетка наискосок вправо-вниз,

Две клетки наискосок вправо-вверх,

Одна клетка наискосок влево-вверх,

Одна клетка влево,

Одна клетка вверх,

Одна клетка вправо,

Одна клетка вверх,

Одна клетка вправо,

Одна клетка вниз,

Одна клетка наискосок вправо-вниз,

Две клетки наискосок вправо-вверх,

Одна клетка наискосок влево-вверх.

6. Рефлексия

Как вы думаете за какое задание вы получите больше всех баллов? Почему? Какой конкурс был самым сложным для вас? Почему? (ответы 2-3 детей из разных команд)

7. Подведение итогов. Музыкальная пауза хоровод «Край родной»

Дети поют песню «Край родной» и водят хоровод. Жюри подводит итоги, поздравляет участников, вручает дипломы и подарки.

Публикации по теме:

Проект «Хантыйские мотивы» Вид проекта : познавательно-творческий Участники проекта : воспитатели, дети II младшей группы, родители. Сроки реализации проекта: краткосрочный.

Проект «Коренные народы Югры» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Русские народные сказки
  • Иллюстрации
Автор публикации:
Конспект занятия «Декоративно-прикладное искусство народов Ханты» (подготовительная группа)
Опубликовано: 22 марта 2013 в 20:16
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Методическая разработка занятия с презентацией «Имя твое неизвестно, память твоя...
b]Цель:[/b] формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством рассказа о воинской доблести и бессмертном подвиге воинов, погибших в...
Мастер Класс «Объемная игрушка для украшения»
ождались… наконец-то наступил самый плодотворно-чудотворный период подготовки к Новому году. Каждый год администрация города объявляет о проведении...
«Где-то есть город…» (фотоотчет о прогулке в Зеленогорске)
Предложила я подругам отдохнуть несколько дней за городом в пансионате. Куда ехать? Споров не было! Все решили единогласно — Зеленогорск. У каждого...
Мастер-класс «Корона»
Совместная работа с детьми Ни для кого из педагогов не секрет, что пособия и атрибуты для праздников, выполненные вместе с детьми всегда имеют бОльший...
Ветки в зимнем и новогоднем оформлении интерьера детского сада
Самым незамысловатым и одновременно оригинальным приёмом новогоднего оформления группы является использование природного материала. Этим приёмом я...