МААМ-картинки

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш], [Ж]»

Татьяна Шамова
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш], [Ж]»

Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе.

Составила: учитель – логопед Шамова Татьяна Викторовна

Тема: «Дифференциация звуков [ш]-[ж]»

Цель: Создание условий для закрепления навыка различения звуков «Ш», «Ж».

Задачи:

Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [Ш], [Ж]“» размещена в разделах

коррекционно – образовательные: уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [ Ш-Ж], закрепить правильную артикуляцию звуков [Ж] и [Ш];установить различия по звонкости – глухости с опорой на осознанный контроль органов артикуляции;тренировать детей в произношении слогов, слов, фраз, предложений со звуками «с», «ш»; совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарь;

коррекционно – развивающие: развивать фонематический слух и восприятие; внимание, мышление; речевое дыхание, плавность и силу выдоха; развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

коррекционно – воспитательные: воспитывать у детей навык самоконтроля за собственной речью; стимулировать детей к речевым высказываниям;воспитыватьдоброжелательное отношение друг к другу; умение слушать и слышать.

Оборудование:зеркала, Нюша, Ёжик, картинки со звуками «Ж», «Ш», схемы домов, мяч, игра «Подарочки», фишки с колокольчиками, разрезные азбуки, фишки, письмо, смайлики, медальки.

Ход.

I.Организационный момент.

1. Приветствие.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг.

- Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения. Молодцы.

2. Загадки:

Красотка, звезда,

И совсем не свинюша!

Узнали кто это?

Конечно же. (Нюша)

Колючки, очки,

Пара ручек и ножек.

Узнали кто это?

Конечно же. (Ёжик)

(Появляются картинки Нюша и Ёжик).

- Нюше и Ёжику пришли письма от их друга Звуковичка. (Логопед достаёт конверт). Звуковичок пишет, что у него пропало два звука, и он просит Смешариков помочь ему их найти. Давайте вместе с Нюшей и Ёжиком поможем Звуковичку? Тогда отправляемся в добрый путь!

3. Пальчиковая гимнастика (су-джок).

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить!

Я хочу с тобой поладить!

II. Основная часть.

1. Введение в тему.

Логопед: Прежде всего, Нюше и Ёжику нужно узнать, какие же звуки потерялись? Нам стало известно, что один из этих звуков живёт в словах : Нюша, шапка, шуба, шоколад. Какой же это звук? (Звук [Ш]).

- Действительно, этот звук один из любимых звуков Нюши, почему (потому что в её имени есть звук [Ш]). Поэтому Нюша решила, что будет искать именно этот звук.

- Второй же звук живёт в словах : Ёжик, жук, жёлудь, жилет. Какой это звук? (Звук [Ж]).

- Этот звук - один из любимых звуков Ёжика, почему (потому что в его имени есть звук [Ж]). Поэтому Ёжик будет искать именно его.

2. Артикуляция звуков «Ш»-«Ж».

- Решили Нюша и Ёжик вспомнить, как эти звуки произносятся. Давайте возьмем зеркала и покажем, как нужно правильно произносить эти звуки.

Чтоб звук красивым вышел,

Шире язычок и выше!

Сделаем из языка

Чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам

К верхним мы прижмём зубам.

Вот теперь над чашкой можно

Дуть красиво, осторожно.

Чтобы ветерок бежал,

Чтобы Ш, как шёлк, шуршал!

Ж как Ш мы произносим,

Только голос в гости просим.

Звонко Ж в словах жужжит,

Ж как жук большой гудит.

3. Характеристика звуков «Ш», «Ж».

«Ой, а ведь эти звуки так похожи! Как же мы их отличим?» - сказала Нюша.

- Ребята, подскажем Смешарикам, как отличить эти звуки (Произнесем звук [Ш] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ш]? Звук [Ш] звонкий или глухой? (Горлышко не дрожит, звук [Ш] - глухой). Давайте вместе произнесем звук [Ж] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ж]? Звук [Ж] звонкий или глухой? (Горлышко дрожит, звук [Ж] - звонкий).

- Дайте характеристику звука [Ж] (согласный, твёрдый, звонкий).

- Дайте характеристику звука [Ш] (согласный, твёрдый, глухой).

- В чем сходства этих звуков? (артикуляцией).

4. Дидактическая игра «Колокольчики».

(Дети садятся за столы).

- Ребята, посмотрите, перед вами лежат две карточки (колокольчик зачеркнутый и не зачёркнутый). Что они обозначают? (звонкость и глухость). Предложите, в какую игру можно поиграть с этими колокольчиками. (Нюша и Ёжик называют слоги, и если в слоге вы услышите звук [Ш], то поднимите карточку с зачеркнутым колокольчиком. Если же услышите звук [Ж], то поднимите карточку с колокольчиком).

Ша, жа, шо, жо, жи, ши, аш, жна, шка, каш, жла, што, ашка, ажд.

5. Определение нужного звука и позиции данного звука в слове.

Нюша и Ёжик зовут вас на помощь. Они нашли полянку.

-Что вы видите? (картинки).

-Что можно сделать с этими картинками? (найти картинки со звуками «Ш», «Ж»; найти место звука в словах).

-Как нам лучше поступить в данной ситуации? (разделиться на 2 команды). Правильно, одна команда будет искать картинки для Нюши, а другая – для Ёжика. Для каждой команды приготовлены домики – схемы для определения позиции звука в слове.

(Дети делятся на 2 группы, выбирают нужные картинки, ставят их в нужное окошко в домике).

6. Дидактическая игра «Подари картинку».

- А теперь подарите картинки Нюше и Ёжику, положив их в подарочные коробки.

7. Игра с мячом «Поменяй один звук»

Шар … жар

шарить … жарить

Шить …. жить

шалость …. жалость

Шаль ….жаль

шутка …. жутко

Шест …. Жест

Луша … лужа

Саша … сажа

8. «Собери слово».

На столах лежат картинки, по первым звукам которых нужно собрать слово.

Шапка, арбуз, редиска, игрушки, кот. (шарик)

Носки, осы, жук, игрушки, кот. (ножик)

-Выложите свои слова из букв разрезной азбуки и сделайте схемы этих слов. А теперь запишите свои слова на доске и обозначьте нужным цветом.

III. Подведение итогов. Рефлексия.

- Вот и подошли к концу наши приключения. Ёжик и Нюша помогли своему другу Звуковичку найти потерявшиеся звуки! Звуковичок сердечно благодарит своих друзей, а Ёжик и Нюша от всей души благодарят вас, ребята, потому что вы им сегодня очень помогли, без вас бы они не справились!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]» Тема: «Дифференциация звуков [П]-[Б]» Цель: закрепить умение детей правильно произносить и дифференцировать на слух звуки [п]-[б] в слогах,.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Л’]» КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ Тема: Дифференциация звуков Л - Ль. Цель: учить дифференцировать звуки Л - Ль в слогах, словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]» .

Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [К] — [Х]» (подготовительная группа). Цель: занятия: дифференциация согласных звуков К - Г. Задачи. Коррекционно-образовательные: - учить дифференцировать звуки.

Конспект логопедического занятия «Транспорт. Дифференциация звуков [С] и [С’]»Конспект логопедического занятия «Транспорт. Дифференциация звуков [С] и [С’]» Тема: «Транспорт. Дифферннциация звуков «С» и «Сь» Задачи: Коррекционно-образовательные: Продолжать работу со звуками «С» «СЬ», закреплять.

Конспект проведения занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [п]-[б], [п΄]-[б΄]» Программное содержание: Учить детей составлять слова из слогов-слияний. Продолжать учить определять и называть количество слогов в словах,.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [С] в словах» Грамматическая тема: Дифференциация звуков Ш и С в словах. Лексическая тема: «Одежда» Цель: Учить дифференцировать Ш-С в словах, словосочетаниях,.

Конспект занятия по логопедии «Дифференциация звуков [Т], [К]» 1. Игра «Повтори слоги» та-ка-та ка-ка-та ка-ка-ка-та ак-ат-ак то-ко-то то-ко-ко ко-то-то-ко ок-от-от ку-ту-ку ту-ку-ку ту-ку-ту-ку ут-ут-ук.

План-конспект логопедического занятия на тему «дифференциация звуков к и К’» Конспект логопедического занятия «Дифференциация К и К’» Программное содержание Коррекционно-образовательные задачи: 1. Познакомить детей.

План-конспект занятия: Дифференциация звуков в словах, фразахПлан-конспект занятия: Дифференциация звуков в словах, фразах Этап: Дифференциация звуков в словах, фразах Цель: Учить различать звуки [ с ] и [ ш ] на слух, в произношении; Развивать сложные формы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш], [Ж]»
Опубликовано: 27 октября 2016 в 07:26
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД