Получи документы

Конспект занятия «Дикие и домашние птицы» для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида

надежда пермякова
Конспект занятия «Дикие и домашние птицы» для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида

Тема: «Дикие и домашние птицы

Цель: Формирование знаний о птицах.

Задачи:

• Установление причинно-следственной зависимости домашних птиц и птиц леса.

Коррекция и развитие связной речи посредством упражнений в анализе внешнего облика птиц, их поведения.

Воспитание бережного отношения к птицам.

Публикация «Конспект занятия „Дикие и домашние птицы“ для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида» размещена в разделах

Оборудование: карточки с изображением птиц, пейзажи Африки, виды моря, пруда, болота, и картинка с изображением кормушки, карточки с деформированными пословицами.

Предварительная работа: запись пения птиц, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, подбор загадок и пословиц.

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте, ребята, вот мы и снова свами встретились. Я хочу вам пожелать интересных открытий, а вы?

Дети желают друг другу чего-либо хорошего.

Воспитатель. Смотрите, как уютнее стало в группе от наших пожеланий (звучит запись пения птиц). Послушайте загадку: Они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это?

Дети. Это птицы.

Воспитатель. Конечно это птицы, о них сегодня будет речь. Ребята вы готовили загадки о птицах, давайте с ними поработаем. Тот, кто загадывает имеет право назвать по цепочке кому адресуется загадка. Тот, кто отгадал загадку должен показать всем отгадку-картинку и рассказать об этой птице.

Дети загадывают загадки друг другу:

Женя: Скажи, Данил, о какой птице моя загадка?

Он чирикает и скачет,

Он похож на серый мячик,

Просит крошек у детей.

Данил: Это воробей. Воробей – дикая птица, его можно увидеть в лесу, на улице. У воробья имеется голова, туловище, две лапки, при помощи которых он прыгает. С помощью крыльев воробей летает. Видеть воробью помогают глазки, а пищу он поглощает клювом. Тело воробья покрыто перьями. Воробья можно узнать по окраске – он серый и по звука, которые он издаёт – воробей чирикает. Питается воробей крошками, зерном, червячками, а зимой старается держаться поближе к жилью человека, чтобы было не так голодно. А теперь я хочу загадать загадку Вове.

На шесте – дворец,

Во дворце – певец.

Вова: Это скворец. Скворец -… Моя загадка для Тани:

Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

На груди – белое полотенце.

Таня: Это ласточка (Затем рассказывает о ласточке и загадывает загадку Саше).

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Целый день по полю вскачь,

А зовется птица …

Саша: Это грач (Далее рассказывает о граче и загадывает загадку Артёму).

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона.

Кто она?

Артё м: Это ворона. (Затем рассказывает о вороне и загадывает загадку Жене).

Кто на ветку, на суку,

Целый день ку-ку, ку-ку?

Женя: Это кукушка. (Далее рассказывает о кукушке).

Воспитатель. Молодцы, вы очень хорошо рассказали о птицах. Ребята, а вы знаете, орёл – птица, которая летает выше всех. Летчики встречали грифов на высоте 6,5 км от земли. И не пугает их ни разряженная атмосфера, которую человеческий организм не в состоянии выдержать даже в течение нескольких минут, ни холод, царящий на этой высоте. Орел – птица сильная, с острым клювом и острыми когтями, символ могущества и власти. Смысл двуглавого орла на русском гербе очень символичен: сам орёл – символизирует русское государство, одна голова – символ власти правителя (царя, т. е. символ верховной власти, другая – символ власти не светской т. е. духовной, власти церкви.

Посмотрите, какая стайка их получилась! Но это лишь малюсенькая частичка огромного мира птиц, который насчитывает до 100 млрд. особей. В какую группу их можно объединить по месту жительства?

Дети. Это дикие птицы.

Воспитатель. Верно, а почему вы считаете, что это дикие птицы.

Дети. Они живут в лесу, на карнизах, сами вьют себе гнёзда и сами добывают себе пищу.

Воспитатель. Молодцы. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество пословиц и поговорок так или иначе связано с пернатыми. Давайте вспомним некоторые из них. У вас на столах карточки со словами, нужно собрать пословицу и пояснить, как вы её понимаете.

Всякая ласточка свое гнездо хвалит.

Всякая птица к своей стае летит.

Молодой воробей учится чирикать у старого.

Одна ласточка весны не делает.

Увидел скворца - весна у крыльца.

Воспитатель. Миллионы лет назад появились на Земле первые пернатые и мир, населенный лишь динозаврами, огласило птичье пение. Первые представители класса птиц возникли и стали овладевать полетом, живя в лесу на ветвях деревьев, прыгали и лазали по ветвям, цепляясь за них длинными пальцами передних конечностей с когтями. Расправив крылья, они планировали в воздухе сверху вниз по наклонной плоскости, а также пролетали небольшие расстояния, взмахивая крыльями. Лишь позднее некоторые птицы начали приспосабливаться к жизни в степях и пустынях, на берегах водоемов и в других местах.

Человек издавна приручил многих птиц и теперь они не могут жить без его помощи и называют их домашними птицами. А каких домашних птиц вы знаете?

Дети называют.

Воспитатель. А сейчас постарайтесь отгадать мои загадки о домашних птицах.

- Распускает хвост павлином, ходит важным господином, по земле ногами - стук, как зовут его? (Индюк)

- Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами, не будильник, а всех будит. (Петух)

- Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица)

- Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь)

- Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, может плавать и нырять, как его родная мать. (Утёнок)

Воспитатель. Замечательно, вы отгадали все мои загадки о домашних птицах. Что вы ещё о них знаете?

Дети. Они нуждаются в уходе человека. Живут в стайках, человек их кормит. Домашних птиц люди разводят для получения мяса птицы, яиц. Домашние птицы не летают.

Физминутка. «В птицу превратись».

Воспитатель. Раз, два, три вокруг себя повернись и в птицу превратись.

Дети имитируют походку, повадки и голоса воробьев, затем в журавля, ласточку и т. д.

Игра «Назови причину».

Воспитатель. Молодцы, красивые птицы из вас получались, а теперь вернёмся к работе.

Я сейчас буду начинать предложение, а вы постарайтесь его закончить.

- Весной птицы строят гнезда, потому что… (собираются выводить птенцов).

- Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что….

- Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…

- Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…

- Все люди любят слушать соловья, потому что…

- Зимой гибнет много птиц, потому что…. (наступили холода).

Воспитатель. Ребята, сейчас зима – очень холодно. Вот синицы, воробьи, снегири, что делать им? Ведь они не улетают как перелетные птицы в жаркие страны? Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тогда для наших пернатых друзей наступают голодные дни. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того, чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им в тяжелую зимнюю пору. В это время им просто необходима наша помощь. Ребята, что нужно сделать, чтобы помочь птицам не погибнуть от голода и холода?

Дети предлагают сделать кормушки и один подготовленный ребёнок читает стихотворение.

В воздухе кружится беленький снежок.

Он укрыл деревья поле и лужок.

Птичкам стало хуже, корма не достать.

Мы поможем пташкам перезимовать.

Вывесим кормушки с хлебом и зерном.

Прилетайте, пташки, в гости вас зовём!

Воспитатель. Но давайте всё же вернёмся к теме нашего занятия. Кормушки мы повесим, а чем же мы будем подкармливать птиц?

Дети предлагают свои варианты.

Воспитатель. Ребята, прежде чем подкармливать птиц зимой, надо твёрдо уяснить себе несколько правил. В первую очередь нужно понимать, что птиц можно лишь подкармливать. Чем отличается кормление от подкормки? Тем, что при кормлении, птицы весь дневной рацион получают только из кормушки, а при подкормке они лишь часть необходимой им пищи получают от человека, и вынуждены остальную часть своего рациона находить в природе. В природе рацион птиц очень разнообразен. Перемещаясь по лесу, стайки синиц проверяют трещины коры в поисках зимующих насекомых, их личинок и куколок, подбирают семена различных растений, а на кормушке поедают исключительно семечки и сало. И при постоянном наличии семечек в кормушке синицы попросту перестают искать другую пищу. Зачем летать по лесу, напрягаться, разыскивая в трещинах коры насекомых, когда в кормушке всегда много отличных жирных семечек? А ворон, так вообще нельзя подкармливать, иначе они так расплодятся, что начнут сами уничтожать безобидных пташек.

Подкармливать нужно в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы

будут сами прилетать к этому времени.

Корма нужно класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать птиц в трудное время. Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.

А сейчас я вам предлагаю ещё одну игру.

Игра «Птичий рацион». Подойдите к столу и возьмите каждый для себя карточку. Я предлагаю вам оставить в рационе птиц только тот корм, который подходит для подкормки птиц. (Зерно, яблоко, крошки хлеба, семечки подсолнуха, сок, сливочное масло, творог, несоленое сало, ягоды рябины, шоколадные конфеты, семечки арбуза, солёная рыба, семечки тыквы, крупа.)

Воспитатель. Ну что же ребята, наше занятие подходит к концу. Сегодня мы с вами вспомнили, кто же такие птицы, какие они, чем мы можем помочь птицам, осталось ответить на последний вопрос. Зачем же нужны птицы?

Дети. Многие птицы приносят человеку пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок, а другие просто украшают нашу Родину.

Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их чудесное пение.

Человек очень серьезно относится к проблеме охраны птиц. Запрещено собирать редкие растения и охотится на исчезающих птиц и животных. Создаются специальные заповедники.

Давайте и мы стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней ручьи, цвели цветы и пели песни птицы. А мы с вами после занятия развесим на деревьях у школы кормушки для птиц.

Источники:

1. В. Бианки «Лесная газета», Ленинград, Детская литература, 1990

2. Н. Шинкевич «Каждой птице по странице», Минск, Красная звезда, 1989

3. Е. М. Елизарова «Знакомые незнакомцы», Волгоград, Учитель, 2007

4. Г. А. Фатеева «Экологические сказки», Волгоград, Учитель, 2005

Публикации по теме:

Аппликация «Курочка-рябушечка»Аппликация «Курочка-рябушечка» Аппликация во второй младшей группе по теме домашние птицы называется "Курочка -рябушечка".Для этой работы я использовала :газету,обойный.

Презентация по лексической теме недели «Птицы»Презентация по лексической теме недели «Птицы» ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ Дети должны знать: — отличие птиц от других животных; — названия домашних, диких водоплавающих, болотных,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Дикие и домашние птицы» для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида
Опубликовано: 9 января 2014 в 04:35
+69Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД