Конспект занятия для детей 4–5 лет на тему «Как дикие звери готовятся к зиме»

Татьяна Зверева
Конспект занятия для детей 4–5 лет на тему «Как дикие звери готовятся к зиме»

Уважаемые коллеги, предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности экологической направленности, которая понравилась детям. За счет использования продуманной наглядности, поисковых и проблемных вопросов оказалось достаточно динамичным и эффективным по качеству. Кроме всего прочего от меня потребовался артистизм для озвучивания зверей. В занятии использовались подвижные игры, близкие тематике занятия, что способствовало предупреждению утомляемости детей. Игры можно испоьзовать и вне занятий, как подвижные. Детям они очень нравятся. Итог выстроен так, чтобы отследить качество усвоения матерала детьми.

Программное содержание:

Познакомить детей с подготовкой диких животных к зиме.

Формировать понятие о взаимосвязях, существующих между изменениями, происходящими в неживой природе с изменениями в жизни живой природы.

Показать детям приспособленность животных к сезонным изменениям в природе.

Закрепить понятие «дикие животные», активизировать в речи детей слова: зимняя спячка, запасы корма, приспособился.

Развивать познавательный интерес.

Оборудование: игрушки диких животных (медведь, заяц, лиса, белка, еж); картинки с изображением животных в разных ситуациях (в соответствии с конспектом); обручи (3 шт.); игрушка Буратино

Словарь: зимняя спячка, запасы корма, приспособился

Ход занятия:

Педагог: Сегодня у нас в гостях Буратино, он хочет посмотреть и послушать, чем мы здесь занимаемся.

Педагог: И сегодня к нам пришли гости. Они сейчас будут перед вами появляться, а вы их все вместе называйте.

Дети: Медведь, лиса, заяц, белка, ежик.

Педагог:

- Откуда они к нам пришли?

- Кто в лесу им строит дом?

- Кто их там кормит?

- Как вы думаете, боятся ли они людей?

Педагог: Правильно, они сами себе строят жилище, добывают еду, живут в лесу и боятся нас людей. Как их мы называем?

Дети: Дикие животные!

Педагог: Сегодня дикие животные пришли к нам в гости, чтобы рассказать, как они готовятся к зиме. А как мы, люди, приготовились к зиме?

Дети: Сделали заготовки продуктов на зиму, приготовили теплые вещи и т. д.

Педагог: Оказывается, изменения в природе влекут за собой изменения в жизни людей и животных.

Педагог: Вот и звери пришли, чтобы показать свои фотографии, на которых показано, как они готовятся к зиме, потому что она заставила и их изменить свою жизнь. Чьи фотографии будем смотреть первыми?

Дети: Медведя! (или любого другого животного по их желанию)

Педагог: (выставляет игрушку медведя) Медведь очень рад, что его фотографии вы увидите первыми.

Педагог: (говорит за медведя) Летом я ел малину (выставляет картинку с изображением этой ситуации, ловил рыбу (выставляет картинку, много жира накопил, вот какой упитанный стал.

- Теперь малина в лесу есть? (высказывания детей)

- Рыбу я смогу зимой ловить? (высказывания детей)

- Что мы делаем, медведи, осенью? (высказывания детей)

Правильно, вот посмотрите (выставляет картинку с изображением того, как медведь укладывается в берлогу) наношу я еловых веток и листьев в берлогу, постелю. Чтобы было мягко и тепло и ложусь спать. Вот так я приспособился к зиме.

Педагог: Как вы ребята, думаете, как долго будет спать медведь? (высказывания детей) говорят, что медведь впадает в спячку. Вот спасибо тебе, медведь, за твои интересные фотографии. Итак, ребята, медведь сейчас готовит себе…

Дети: Берлогу!

Педагог: И впадает…

Дети: В спячку!

Педагог: Давайте посмотрим фотографии зайки, а то я вижу, что очень торопится показать, как он готовится к зиме.

Педагог: (за зайца) Я вам скажу и покажу, как я готовлюсь к зиме, но только это большая тайна для лисы. Я тихо расскажу вам, а вы лисе не говорите.

- В шубке какого цвета я ходил летом?

Дети: Серого!

Заяц: (выставляет картинку с изображением зайцев в серой шубке в летнее время) Удобно было прятаться от лисы в этой шубке летом. Она часто принимала меня за … кого вы думаете?

Дети: За комочек земли, за сухую травку

Заяц: Сейчас у меня другая забота. Нужно переодеваться к зиме. Вот я думаю, в шубку какого цвета мне было бы зимой хорошо прятаться от лисы? Только тихо подскажите, чтобы лиса не услышала.

Дети: В шубке белого цвета лиса тебя не заметит. Она подумает, что это комочек снега.

Заяц: Спасибо, ребята, я так и делаю всегда, я приспособился так к зиме, а вот мой друг (показывает картинку с изображением зайца в серой шубке) просил спросить вас, что если он не будет переодеваться в белую шубку. Как вы думаете это не опасно?

Дети: В серой шубке его быстро заметит лиса и еще ему будет очень холодно в ней.

Заяц: Спасибо, я так ему и скажу. До свидания!

Педагог: Чудеса! Медведь в спячку укладывается, заяц шубку меняет. Вот так они приспособились к изменениям в природе. Давайте мы поиграем в игру «Лиса и зайцы», а потом продолжим смотреть фотографии других животных.

Игра «Лиса и зайцы»

Дети – зайцы и педагог – лиса находятся в противоположных концах комнаты. Зайцы «скачут» на поляну погрызть кору деревьев и веточки, имитируют эти действия, «греют» лапки, пока не звучит сигнал: «Лиса!». После этого зайцы приседают на корточки, группируются, замирают и превращаются в «снежные комочки». «Лиса» появляется, ходит среди детей – «зайцев», ищет зайцев, приговаривая: «Куда же подевались эти зайцы? Один снег кругом лежит!» Если водящий замечает, что кто-то из «зайцев» шевелится, он выводит его с игры.

Общение: Перед игрой педагог просит детей – зайцев рассказать, что они едят зимой, какого цвета у них шубка, почему они ее меняют на зиму, кого они боятся в лесу.

Дети возвращаются за стол и продолжают рассматривать «фотографии» ежа, белки и лисы.

Педагог: (за ежа) Летом я среди травы находил себе насекомых, змеек, лягушек, (выставляет картинку с изображением похожей ситуации, теперь я их не нахожу.

- Куда они делись? (высказывание детей)

- Что мне теперь делать? (высказывания детей)

Вот я тоже так решил, раз нет еды зимой, я тоже буду спать всю зиму, как медведь. Нашел я норку, настелил себе туда листьев, чтобы было тепло, и лег спать на всю зиму.

Педагог: Ежик с медведем впали в спячку, заяц поменял цвет шубки, а как же приготовилась, приспособилась к зиме белка?

Педагог: (за белку) Летом я ходила в своей летней шубке (выставляет картинку с изображением белки в рыжей шубке). Но зимой в ней ходить нельзя.

- Почему, как вы думаете? (высказывания детей)

- Поэтому к зиме я собираюсь надеть на зиму шубку другого цвета. Она и теплая, и помогает мне зимой прятаться среди стволов и веток деревьев от моего злейшего врага – куницы (выставляет изображение белки в серой шубке).

- А еще я очень люблю зимой есть грибы и кедровые орехи.

- Можно ли найти зимой грибы? (высказывания детей)

Посмотрите, как я запасаю их на зиму (выставляет изображение того, как белка сушит грибы на ветках деревьев). Я их сушу на ветках деревьев. Я сделала на зиму большой запас орехов и грибов. Теперь мне никакая зима не страшна. И шубка у меня незаметная серая и еды запасла много. Вот так я приготовилась к зиме. Интересно, как лиса приспособилась к зиме?

Педагог: (за лису, убирая картинки про белку) Я тоже приготовилась к зиме. Правда я не впадаю в спячку, как медведь и ежик, не делаю запасов, как белка и не меняю цвета шубки. Посмотрите, какая шубка была у меня летом (картинка с изображением лисы в летнее время). Как вы думаете, смогла бы я в ней ходить зимой? (высказывания детей). Вот поэтому к зиме у меня отрастает красивая теплая шуба, посмотрите (выставляет картинку с изображением лисы в зимних условиях.) Никакой мороз мне в этой шубке не страшен. Вот так я приспособилась к изменениям в природе.

Педагог: Вот мы посмотрели «фотографии» о том, как приспособились к зиме дикие звери. Белочка предлагает, чтобы мы поиграли с вами в игру «Белки и куница»

Игра «Белки и куница»

Игровые действия: Дети – белки стоят в обручах – «дуплах» (по 2-3 ребенка в обруче). Белки делают запасы, имитируя сбор орехов, которые прячут в укромные места и как нанизывают грибы на веточки деревьев. По сигналу: «Куница!», белки прячутся в дупла – обручи. «Куница» старается их запятнать вне обруча. Запятнанный ребенок выходит из игры. По сигналу «Стоп игра!» игра прекращается. Куница подсчитывает свою «добычу».

Общение: Перед игрой педагог просит «белок» рассказать, как называется их домик, что они любят, есть, чем служит им их замечательный хвостик и т. д.

Пока дети играют, педагог убирает игрушки зверей.

Педагог: (за Буратино) Интересно было слушать зверей. Вы их как-то назвали, а я забыл. Какие они?

Дети: Дикие животные!

Педагог: (за Буратино) Я внимательно слушал и все хорошо запомнил. Можете меня проверить. Я запомнил: заяц запасает себе грибы и орехи на зиму.

Дети: Неправильно! Заяц…

Буратино: Но вот про медведя я запомнил точно. К зиме у него отрастает теплая шуба и никакая зима ему не страшна!

Дети: Нет, медведь…

Буратино: Зато я точно знаю, что белка спит в своем дупле до самой весны!

Дети: Нет, белка…

Буратино: Что же это такое? Я ничего не запомнил! Совсем не помню, как лиса приспособилась к зиме!

Дети: Лиса к зиме…

Буратино: Еж спит всю зиму. Только не пойму, почему надо спать ему так долго?

Дети: Потому что еды нет у него зимой.

Буратино: Я совсем растерялся. Напомните мне, как заяц приготовился к зиме.

Дети: Заяц…

Буратино: теперь я понял: все звери приспособились к зиме. Спасибо вам, ребята, вы такие молодцы! Все запомнили. Я тоже буду стараться все внимательно слушать и запоминать.

Педагог: Ну, вот и закончилась наша встреча с дикими животными. Мы услышали интересные рассказы животных об их подготовке к зиме. Мы с Буратино дадим вам раскраску, на которой изображены дикие животные в зимнее время. Вы, зная теперь, как зима заставила животных приспособиться, правильно раскрасите их и покажете нам на следующем занятии. До свидания!

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности. Тема: Как дикие животные готовятся к зиме Воспитатель – Новикова Наталья Анатольевна Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема дня: «Лесные звери». План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе группы Тема недели: «Как звери к зиме.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект занятия для детей 4–5 лет на тему «Как дикие звери готовятся к зиме»
Опубликовано: 21 ноября 2012 в 22:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Маленький человек среди взрослых
Вся жизнь общества, как мы знаем из своего опыта, накладывает отпечаток на формировании личности ребёнка. Особенно важны при этом те непосредственные...
Фотоотчет с Праздника непослушания
В наш детский сад постучал праздник непослушания, когда дети остались одни, без родителей, и могли делать всё, что захочется. Для начала, чтобы ввести детей...
Игры детей на прогулке
Продолжаю печатать игры, из собранной мной картотеки, для организации деятельности детей на прогулке. П/и «Горелки» Цель: развивать быстроту, ловкость,...
Фотоотчет «Берегите Землю!»
В прошлом учебном году мы реализовывали проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Он состоял из нескольких разделов: воздух, вода,...
Лэпбук «Соленые водоемы»
Отдыхать в отпуске это прекрасно, а отдыхать на море это прекрасно вдвойне! ) Но и в отпуске всегда есть место для дела! Любимого дела! Когда я думала,...