Конспект занятия по краеведению для детей старшего дошкольного возраста «Горжусь тобою, Шория родная!»

Наталья Вахмянина
Конспект занятия по краеведению для детей старшего дошкольного возраста «Горжусь тобою, Шория родная!»

Конспект занятия для детей старшего возраста.

«Горжусь тобою Шория родная»

[/u]

Конспект занятия по краеведению для детей старшего дошкольного возраста «Горжусь тобою, Шория родная!»

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

Интеграция образовательных областей: "Познание "(формирование целостной картины мира, "Художественное творчество" (рисование, "Музыка", "Коммуникация", "Социализация".

Цели: продолжать знакомить детей с родным краем, обогащая и расширяя знания о памятных местах родного края, познакомить с символикой Горной Шории, познакомить с коренными жителями юга Кузбасса-шорцами; с их бытом и культурой; воспитывать уважение к людям разных национальностей.

Материалы и оборудование: фотографии Горной Шории, флаг Горной Шории, герб Горной Шории, карта Кемеровской области, слайды с изображением Кемеровской области, речные камни, гуашь, кисти, салфетки.

Содержание организационной деятельности детей.

[/b]

1. Знакомство с флагом и гербом Горной Шории.

Воспитатель показывает изображение флага и герба Горной Шории и предлагает их рассмотреть.

Воспитатель: Поле флага небесно-голубое. Данный цвет является общетюркским и обозначает две стихии – воду и воздух. Круг желтого цвета символизирует третью стихию огонь, а также солнце, жизненную энергию и процветание. Ромб, заключенный в национальный орнамент, обозначает горно-шорскую землю. Зеленый цвет – плодородие, богатство, возрождение. Флаг таким образом – не просто символ Шории. В совокупности – это знак покровительства и защиты духов.

Воспитатель: Что же изображено на гербе Горной Шории? Герб изображен в виде круга. Три звезды олицетворяют Прошлое, Настоящее и Будущее Горной Шории в Круге Вечности. Белый всадник – символизирует возрождение шорского народа, устремленного из прошлого в будущее.

Вопросы:

-Из каких цветов состоит флаг, что они означают?

-Что изображено на гербе?

- Для чего нужны эти символы: флаг и герб? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте послушаем гимна Горной Шории. Гимн будем слушать стоя. (Слова и музыка: Максимов О. Е.).

2. Беседа об истории Горной Шории.

Воспитатель: Родной край! Здесь мы родились и живем, здесь мы впервые ощутили ласковый свет солнца, здесь мы начали узнавать окружающий нас мир. Необъятна наша Родина, но есть на ней место, которое каждый человек помнит и любит. Это место, где он родился и живет. Мы живем в Сибири.

- А кто скажет, в какой области мы живем?

Если посмотреть на карту, то мы увидим, что Кемеровская область находится почти на середине Российского государства.

- Дети, давайте по карте найдем наш поселок Каз.

Он находится на юге Кемеровской - в Горной Шории.

Богата родная Россия

Но прямо скажу, без прикрас,

Что края любого красивей.

Наш гордый, могучий Кузбасс.

- Дети, а как вы думаете, почему наш край назвали Горной Шорией. (Ответы детей).

-Правильно, потому что она находится в горах и шорцы являются коренными жителями нашего края.

-В далекие-далекие времена, когда нашего поселка еще не было, по берегам реки Томь, Мрассу и Кондома проживали малочисленные тюрко-язычные группы – горные шорцы. Шорцы зиму и лето жили в юртах, лесных землянках. Славились шорцы своим умением добывать и плавить железную руду, кузнечным ремеслом. Традиционными занятиями шорцев являлись также охота, земледелие, заготовка дико- растущих съедобных растений, рыболовством и пчеловодством. Так- же шорцы умели изготовлять глиняную посуду, обрабатывать дерево и кожу.

Древние легенды и сказки Горной Шории – это часть национальной культуры шорцев. Они веками хранили свой эпос, пересказывали его друг другу. Сказания учат тому, что нельзя делать зло, нельзя мстить, завидовать; учат тому, что добро всегда побеждает зло. Надо жить в ладу с природой, бережно относиться к близким и к хрупкому миру, который нас окружает. С древних времен ощущали шорцы единение с живой природой, наделяли душой все, что их окружало: горы, реки, ветер, растения, животных.

3. Танец «Кузбасский хоровод»

(Дети танцуют под музыку).

4. Роспись камней шорским орнаментом.

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько разных предметов шорского быта, украшенных яркими узорами. Все эти предметы сделаны руками замечательного и трудолюбивого народа, и все они украшены шорским орнаментом.

Давайте внимательно рассмотрим рисунки на всех этих предметах. Обратите внимание, какие линии использованы, какие цвета преобладают?

- Дети, у шорцев существовало поверье, если на камне нарисовать животное и унести этот камень в тайгу, то в следующий раз туда можно смело идти на охоту, там обязательно будут звери, охота будет удачной. А если нарисовать другие рисунки и положить в юрту, у очага, у постели и так далее, то в доме будет достаток, благополучие, все будут здоровы.

Давайте рассмотрим рисунки на камнях.

Шорцы в своих орнаментах используют: прямые, ломаные и волнистые линии, спирали, треугольники, черточки, крестики, волнистые линии с одной и двумя петлями. Также рисуют рыб, зверей, елочки, птиц.

Основные цвета: зеленый, желтый, синий, красный, белый.

Давайте рассмотрим элементы орнамента. А теперь попробуйте эти элементы нарисовать сами, ведь многие элементы вам знакомы по другим росписям.

Самостоятельная деятельность детей.

5. Итог занятия

Воспитатель: Ребята наше занятие подходит к концу. О чем было наше занятие? Вам понравилось занятие? А что вам понравилось большего всего? (Ответы детей)

Вы все большие молодцы, хорошо потрудились и узнали за сегодня много нового.

Сегодня мы сделаем выставку ваших работ, которую увидят ваши родные и близкие.

Всем большое спасибо. Идите отдыхать.

Публикации по теме:

Авторские стихотворения для детей "Ладонь и ладошка" Ладонь и ладошка, большая и крошка. Тебе передам всё, что знаю, могу. Тебя сквозь любые преграды веду. Тобою горжусь.

Реализация проекта «Я помню! Я горжусь!» Презентация к проекту "Я помню! Я горжусь!" Данный фотоотчет отражает работу по воспитанию гражданственности у детей старшего дошкольного.

Автор публикации:
Конспект занятия по краеведению для детей старшего дошкольного возраста «Горжусь тобою, Шория родная!»
Опубликовано: 4 мая 2013 в 08:52
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...