Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Жизнь моря и его обитателей»

Альфия Боброва
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Жизнь моря и его обитателей»

Цель. Познакомить детей с живым миром моря. Уточнить, упорядочить, детализировать знания о морских обитателях.

Задачи. 1. Развитие элементарных естественнонаучных представлений.

Продолжать знакомить детей с жизнью моря и его обитателями. Познакомиться с миром рыб: чем питаются, дышат, где живут, какие растения и животные их окружают. Продолжать учить детей различать рыб по внешним отличительным признакам (окраске, форме, размерам). Развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы творческого потенциала ребенка: память, речь, наблюдательность, кругозор, интерес к познанию окружающего мира.

2. Развитие игровой деятельности. Создавать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре. Побуждать детей к развёртыванию игр «Корабль», «Подводное плавание», «Рыболовецкое судно».

3. Речевое развитие. Побуждать обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, к речевому общению между собой. Помочь овладеть названиями предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них.

4. Развитие в образовательной деятельности Создавать условия для развития у детей эстетического отношения к окружающему миру. Обеспечить условия для творческой самореализации детей в изо деятельности.

5. Развитие в театрализованной деятельности. Создавать условия для развития творческой активности в театрализованной деятельности. Поощрять исполнительское творчество. Развивать у детей способность свободно и раскрепощенно выступать перед взрослыми.

6. Развитие элементарных математических представлений. Развивать умственные действия: выделение и сравнение признаков различных предметов и явлений, классификации (подобрать предметы по форме или цвету, или по величине, разложить в порядке возрастания – убывания одного или нескольких признаков). Развивать представления о количестве, о мерке как способе изменения количества, длины, ширины, высоты. Развивать представления о составе числа (из единиц, из двух или нескольких чисел). Уточнить представления о времени. Учить пользоваться схемами, моделями, планами.

7. Развитие конструктивной деятельности. Познакомить детей со свойствами деталей и способами соединения в разных конструкциях. Учить различать формы (куб, цилиндр, конус). Обучить самостоятельной творческой активности при конструировании. Развивать у детей творческие способности в процессе конструирования из природного и бросового материала.

8. Развитие элементарных естественнонаучных представлений. Познакомить детей с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость. Организовать игры с песком, снегом, водой, тестом, использовать приемы детского экспериментирования. Обеспечить условия для развития у детей географических представлений. Познакомить с глобусом, картой. Показать материки, океаны, моря и пр. Рассказать о разных странах и народах.

9. Развитие представлений о человеке в истории культуры. Рассказать о развитии труда человека (об охоте, рыбалке, земледелии). Развивать представления о техническом прогрессе. Способствовать развитию у детей чувства ответственности.

Ход занятия

1. Утренний сбор. Приветствие.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, море голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, милый тополек!

2. Новости Дети по желанию рассказывают о том, что интересного у них произошло дома: куда ходили, во что играли, что их обрадовало или что огорчило. Воспитатель схематично зарисовывает новости ребенка на планшете. Если у детей возникают вопросы, они их задают. (Тебе было весело? Почему ты так поступил).

3. Календарь Воспитатель вместе с детьми меняют число на календаре и вспоминают, какой сейчас месяц. Дети самостоятельно передвигают человечка Недельника на нужный день недели.

4. Воспитатель. Посмотрите, ребята, кто к нам пришел сегодня в гости. (Кукла моряк.) Моряк Коля. Здравствуйте, ребята, (удивленно смотрит на оформление группы). Ваша группа похожа на море. Я вам принес секрет (в коробочке картинка с изображением осьминога). Этот секрет живет в море. А вы что-нибудь знаете о море? Дети. Да! Моряк. Рассказывать о море будет тот, к кому повернется осьминог. Дети делятся своими знаниями о море. Моряк. А откуда вы это узнали? Кто вам рассказал? Или, может, вы сами это видели? На каких морях вы были? Дети рассказывают о том, как они вместе с родителями были на Черном море, на Братском водохранилище, сами видели дельфинов, рыб, водоросли; о том, что узнали из книг о море, о морских обитателях, какие смотрели видеофильмы и телепередачи о подводном мире и т. д. На мольберте висит плакат с изображением реки Ангары и Братского моря. На плакате наклеены кораблики с фотографиями детей. Моряк с восторгом рассматривает плакат. Моряк. Я узнал вас! Это вы куда плывете? Вы моряки или пассажиры? Дети. Путешествуем по реке Ангаре и Братскому морю. Моряк. Как интересно! А чей корабль находится в море, а чей – в реке? (Ответы детей.) А вы знаете, какая рыба водится в Ангаре и Братском море? Дети. Щука, окунь, налим, сорога. Воспитатель. Моряк Коля, а мы с ребятами в центре искусства нарисовали этих рыб. Моряк. Так давайте запустим их в наше море. Дети наклеивают своих рыб (5-6, среди которых не оказалось щуки. Моряк предлагает ее нарисовать самим. Моряк. А вы знаете, что есть у щуки? Ребенок. Я знаю! Я видел, когда папа ловил рыбу. У щуки есть голова и хвост. Воспитатель. Рисую голову и хвост. А что посередине? Ребенок. Живот и спина есть! Воспитатель. А как рыбы передвигаются в воде? Ребенок. У них есть ноги-плавники, это такие ноги, которыми они плавают. Воспитатель. Значит, у рыб ноги? Ребенок. Нет, у них ноги превратились в плавники. Так удобнее плавать. 2-й ребенок. У рыб нет ног, они не могут ходить по земле, они умрут. Воспитатель. А почему? Дети. Потому что рыбы могут дышать только в воде. Там есть пузырьки – они их ловят. Дышат ими. У них в голове есть дырочки. Воспитатель (дорисовывает). А что это за дырочки? Кто-нибудь знает? Щука кожей дышит. А давайте обратимся к нашей ученой книге. Она называется энциклопедией (зачитывает детям сведения о рыбах). Рыбы дышат жабрами. А откуда берется воздух? Ребенок. Мне сестра говорила, что водоросли делают специальный воздух и им рыбы дышат. Воспитатель рисует в реке водоросли. Воспитатель. А чем питаются рыбы? Дети. Водорослями, червяками, маленькими рыбками. Воспитатель. А что делают рыбы зимой? Дети. Они вмерзают в лед, а когда теплеет, опять живут? Воспитатель. Ну, а когда мама приносит из магазина замороженную рыбу, она, оттаяв, оживает? Дети. Нет. Воспитатель. Тогда что же происходит с рыбой зимой? Дети. Она прячется ото льда под камни. Воспитатель. Река не замерзает полностью. Рыбы могут плавать у льда, хотя им приходится трудно, потому что мало корма и воздуха. Моряк. Ребята, а вам не кажется, что рыбы удивительные существа? Они красивые? Дети. Да! Воспитатель. Разные? Дети. Они не такие, как мы, но они тоже дышат специальным воздухом, едят червяков и красиво плавают. Они живые и живут рядом с нами. Ими можно любоваться. Посмотрите, в сетях запуталась рыбка. Она хочет загадать загадку.

• Загадка

У родителей и деток Вся одежда из монеток. (Рыбы)

Воспитатель. А еще рыбка вам хочет рассказать, что есть в наших центрах. Дети берут свои карточки и слушают рассказ рыбки

5. Презентация центров

• Центр искусства. Есть большой лист бумаги и волшебные краски. А рисовать сегодня будем необычным способом.

• Центр естествознания, песка и воды. В этом центре появился необычный прибор, который помогает дышать рыбам. Подросли овощные острова, из которых мы с вами сделаем макет моря.

• Центр математики. В центр математики приплыли удивительные рыбки. С ними можно поиграть и посчитать.

• Центр кулинарии. Мы сможем с вами постряпать печенье «Рыбки».

• Центр книги. Появилась новая книга о подводном мире. Вращающийся барабан можно украсить, а чем, вы придумаете сами.

6. Выбор центров детьми Дети раскладывают свои карточки в кармашки центров. Моряк. Ребята, пока вы будете трудиться, для вас звучит музыка, а как только музыка закончится, на ковре вас ждет сюрприз. Приходите, я вас жду!

7. Работа в центрах

• Центр искусства Дети с помощью пальчиков и ладошек рисуют медуз, рыбок, водоросли.

• Центр естествознания, песка и воды Дети рассматривают прибор (компрессор, как и чем рыбы дышат. В подносе в воду были высажены верхушки моркови, свеклы, редьки. На них появились листья. Это острова. Дети высаживают их в мелкий таз. Насыпают песок, выкладывают ракушки, камешки. Наливают воду. Запускают рыбок, маленькие кораблики. Это макет моря.

• Центр математики

• Игра «Рыбаки и рыбки» Дети считают рыбок. Сравнивают их по цвету, длине, толщине.

• Работа с карточками Дорисовать волны; положить столько рыбок, чтобы получилось 5 рыбок; подобрать рыбку по форме; найти рыбку нужной длины.

• Центр кулинарии Выпечка печенья «Рыбки». Замешивание теста по схемам.

• Центр книги Дети рассматривают книгу «Подводное царство», изготавливают книгу-панораму «Подводный мир».

8. Музыка закончилась. Моряк зовет всех детей на ковер, предлагает сюрприз – фрагмент видеофильма о море.

Моряк. А вы хотите вместе со мной отправиться в путешествие по морю на корабле? Стройтесь парами, мы все вместе спустимся в музыкальный зал. 9. Музыкальное развлечение «По морям, по волнам». 10. Вечерний сбор. Подведение итогов. Дети рассказывают моряку Коле, что больше всего запомнилось и чем понравилось заниматься.

Публикации по теме:

«Свойства морской воды». Конспект занятия Работая в детском саду преподавателем изобразительной деятельности, я поняла, что живя в нашем регионе, на берегу Чёрного моря, дети практически.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Морские обитатели» Занятие "Морские обитатели". Цель:закрепление знаний детей об окружающем мире. Задачи:1. Развитие слухового восприятия. 2. Развитие умения.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Судоку
  • Судоку
Автор публикации:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Жизнь моря и его обитателей»
Опубликовано: 14 октября 2013 в 22:24
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «10 вещей, которые никогда не стоит заставлять ребенка...
«10 вещей, которые никогда не стоит заставлять ребенка делать» 1. Есть через силу. «Съешь ложечку за маму, ложечку за папу. » Несмотря на то, что существуют...
Экспериментирование и опыты в старшей группе.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного...
Технологическая карта занятия
Технологическая карта занятия Название темы: «Признаки весны» Возраст детей, образовательная область: младшая группа, образовательная область «Познание» Цель...
Родительское собрание. Тема «Волшебный мир книги. Растим любознательных почемучек».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 «Искорка» Протокол родительского собрания № 2 Тема «Волшебный...
Фотоотчет о проведении дня «12 апреля — день Космонавтики» в подготовительной группе
Задачи. Продолжать знакомить детей с днем космонавтики, с первыми космонавтами, с планетами солнечной системы; формировать интерес к космосу;...