Конспект занятия по расширению представления о свойствах воды для детей старшей группы «Путешествие в страну Знайландию»

Виктория Устимчук
Конспект занятия по расширению представления о свойствах воды для детей старшей группы «Путешествие в страну Знайландию»

Конспект занятия для детей старшей группы

«Путешествие в страну Знайландия»

Цель: расширять представления детей о свойствах воды. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.

Задачи: развивать умения детей планировать свою деятельность; стимулировать самостоятельное формулирование выводов; развивать познавательные способности детей, любознательность, логическое мышление, воображение; воспитывать навыки работы в коллективе сверстников.

Материал: бассейн, кувшинки из бумаги, рыбка с удочкой, пробирки с водой (по количеству детей, брусочки и кубики (по количеству детей,стаканчики прозрачные (большие и маленькие, формы-песочницы (по количеству детей, сахар,соль, масло растительное, фломастеры, салфетки, мяч, письмо, значки «Знайка»,

Ход занятия:

Дети сидят на ковре и «грустят»:

Воспитатель: что-то ребята загрустили! Чем бы заняться интересным?

(Стук в дверь – приносят письмо)

Воспитатель: ребята, нам письмо. Прочитаем? (да)

Письмо:

«Здравствуйте, ребята! Это я, ваш друг, Незнайка. Медуница загадала мне загадки и дала задание узнать все о воде. А у меня ну ничего не получается. Помогите мне, пожалуйста. Буду ждать ответ по адресу: Солнечный город, Радужная улица, Незнайке».

Воспитатель: что будем делать?

Дети: будем помогать Незнайке отгадывать загадки!

Воспитатель загадывает детям загадки:

1. Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я. Кто я такая? (вода)

2. Мы говорим: она течет;

Мы говорим: она играет.

Она бежит всегда вперед,

Но никогда не убегает? (вода)

3. Выпал на пол уголек,

Деревынный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его (водой)

Воспитатель:Молодцы, ребята, загадки мы с вами отгадали, а о воде я знаю совсем немного: только то, что она в кране, что ею поливают цветы. А вы что знаете?

(ответы детей)

Воспитатель:я думаю, что этого Незнайке недостаточно. Что же делать? (думают вместе).

Придумала! У меня в волшебной стране есть знакомый ученый Всезнамус. Мне кажется,он сможет нам помочь! Обратимся к нему за помощью? (Да). Тогда закрываем глаза, говорим все вместе волшебные слова 3 раза: «Хочу все знать!».

(Дети открывают глаза, перед ними Всезнамус – воспитатель надевает на себя шляпу ученого, плащ и др. атрибуты)

Всезнамус: О, да у меня гости! Здравствуйте, рад приветствовать вас в Знайландии. Я – ученый Всезнамус 1-ый. Если вы оказались в моей стране, значит вас что-то интересует. Что вы хотите узнать? (дети рассказывают о письме от Незнайки, о том что их интересует).

Всезнамус: что ж, постараюсь вам помочь. Для этого я приглашаю вас в свою лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей). Правильно, это место где проводят опыты и эксперименты, делают большие и маленькие открытия. В моей лаборатории есть бассейн с волшебной водой, к нему мы и отправимся.

(дети вместе со Всезнамусом подходят к бассейну, ловят удочкой рыбку, на хвостике которой пакет с картой) – карта нарисована на листе бумаги, который затем заламинирован, чтобы рисунок не размылся

Всезнамус: это карта наших больших открытий. Отправляемся в путь. Скажите, ребята, что делает вода в реке?

Дети: течет, льется.

Всезнамус: давайте в этом убедимся. Посмотрите, на столе много посуды. Какая она? (стеклянная). А как необходимо с такой посудой обращаться? (аккуратно, бережно). Возьмите бутылку с водой и вылейте немного на блюдце. Выливать надо медленно, чтобы увидеть как вода течет, растекается, льется. (самостоятельная деятельность). Почему вы смогли перелить воду на блюдце? Почему она растеклась?

Дети: вода жидкая.

Всезнамус: совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, что было бы?

Дети: она не смогла бы течь в реках, из кранов.

Всезнамус: да, и поскольку она жидкая, может течь, то ее называют (если дети затрудняются ответить, что это жидкость, Всезнамус им помогает).

А теперь посмотрите, у вас на столе лежит… Что это?

Дети: кубики и брусочки.

Всезнамус: да, правильно! Какой формы эти предметы?

Дети: кубики имеют квадратную форму, а брусочки – прямоугольную.

Всезнамус: если мы опустим их в стакан (дети опускают в стакан, положим на блюдце (кладут на блюдце, на ладошку (кладут на ладошку, изменят ли они свою форму? (ответы детей). А как вы думаете, есть ли форма у воды? (ответы детей). Чтобы получить ответ на этот вопрос, отправляемся по нашей карте к следующему опыту.

Нам понадобятся: баночки, колбы, стаканчики. Как вы думаете, что мы будем делать? (ответы детей). Правильно, наливать воду в разные емкости.

(самостоятельная работа детей дети наливают воду в ёмкости разной по форме и размеру). По ходу работы Всезнамус задает вопросы детям:

Всезнамус: итак, что происходит с водой, когда мы наливаем её в баночку? (ответы: вода принимает форму баночки). А когда наливаем в пробирку? В стакан?

Ответ: Вода приняла форму того предмета, в который мы ее наливали.

Всезнамус: Вода имеет свою форму?

Дети: нет, вода своей формы не имеет. Какие у меня смышлёные гости.

Всезнамус: Но это ещё не всё. Хотите продолжить делать открытия и искать ответы на свои вопросы? (ответы детей – Да, конечно хотим). Тогда движемся дальше по карте. Что у нас следующее? Ура! Игра!

(Проводится динамическая пауза)-дети выполняют движения по тесту:

Капля первая упала – кап! (правой рукой показывают движения капельки)

И вторая пробежала – кап! (левой рукой показывают движения капельки)

Мы на небо посмотрели: капельки кап-кап запели! (поднимают голову вверх)

Намочили лица – мы их вытираем. (имитируют движения)

Туфли, посмотрите, мокрыми стали. (показывают руками на обувь)

Плечами дружно поведем, и все капельки стряхнем. («стряхивают» капельки)

От дождя мы убежим, под кусточком посидим. (бегут на носочках, присаживаются на корточки).

Всезнамус: вот мы немного размялись. Продолжим…

Всезнамус: следующее на карте – загадки.

(на столе в пробирках, накрытых салфетками, лежит сахар, соль, масло подсолнечное)

Всезнамус: Посмотрите, здесь что-то спрятано. Чтобы узнать, нужно отгадать загадки:

Всезнамус загадывает загадки детям:

1. «белый камень в воде тает?» - снимаем салфетку, видим сахар;

2.«в воде родится, а воды боится - снимаем салфетку, видим соль;

3.«желтое, а не солнце, льется а не вода, на сковороде пенится, брызгает, шипит?» - снимаем салфетку, видим подсолнечное масло.

Какие молодцы, правильно отгадали все загадки.

Ребята, а почему соль и сахар боятся воды, как вы думаете?

Дети: Потому что они в ней исчезают, растворяются.

Всезнамус: Что ж, может вы и правы. И сейчас мы и это с вами проверим. Предлагаю вам всем сесть за столы. У каждого из вас по три стаканчика с водой. Давайте посмотрим, что станет с сахаром и солью, если мы положим их в воду. Но сначала необходимо фломастером отметить уровень воды на стакане.

(самостоятельная работа: дети фломастером отмечают начальный уровень воды на каждом пластиковом стаканчике)

Всезнамус: А теперь - одинаковое количество соли и сахара насыпаем в каждый из стаканчиков, размешиваем. Наблюдаем…Что происходит?

Дети: соль и сахар исчезли, растворились и воды стало больше.

(дети отмечают фломастерами на стаканчиках новый уровень воды)

Всезнамус: у нас ещё осталось подсолнечное масло. Сможет ли оно раствориться в воде как соль и сахар?

(ответы – предположения детей, предложение попробовать).

Всезнамус: Добавьте несколько капель масла в третий стаканчик. (самостоятельная деятельность – дети с помощью пипеток набирают подсолнечное масло и капают в третий стаканчик с водой, наблюдая за тем, что происходит).

Дети: масло не растворилось.

Всезнамус: а как вы это определили?

Дети: потому что оно плавает на поверхности желтыми кружочками, капельками.

Всезнамус: в процессе проведения этого опыта, с каким же свойством воды вы познакомились? Что ещё узнали о свойствах воды?

Дети: вода одни вещества может растворять, а другие нет.

Всезнамус: правильно! Какие смышленые ребята! А вот какая еще бывает вода, на это вопрос нам поможет ответить игра!

Проводится игра с мячом:

Дети встают в круг, Всезнамус в кругу, бросает ребенку мяч, у кого он оказывается, называет, какая еще бывает вода и отдает мяч обратно Всезнамусу. (варианты ответов: минеральная, соленая, сладкая и т. д.).

Всезнамус: последняя остановка на нашей карте – Остров волшебных кувшинок.

(Всезнамус с детьми подходит к бассейну, на бортиках которого лежат «закрытые» кувшинки. Лепестки кувшинки из белой бумаги, жёлтые серединки, лепестки свернуты в рубочку с помощью карандаша)

Всезнамус: ой! Ребята посмотрите. Ай-ай, непорядок! Почему кувшинки закрыты? (ответы детей).Правильно, они вянут, потому что не могут жить без воды. А как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы цветы ожили. Раскрылись (дети предлагают положить цветы в воду).

Всезнамус: давайте попробуем, вдруг получится.

(Можно включить спокойную музыку)

(дети берут цветы и опускают их в воду и они начинают «распускаться» - лепестки, размокая в воде, начинают выпрямляться и создаётся впечатление, что кувшинки раскрываются)

Всезнамус: о чудо! Кувшинки распустились, ожили! Что произошло?

Дети: вода проникает везде, в том числе в листья кувшинок, питает их, заставляя раскрываться.

Всезнамус: какие вы, ребята, молодцы! Вы нашли ответы на свои вопросы?

Дети: Да! Да!Теперь мы сможем помочь Незнайке.

Всезнамус: Ребята, все, кто побывает в моей стране, получают от меня в подарок знаки отличия.

(Всезнамус дарит детям значки – эмблемы «ЗНАЙКА»)

А теперь вам пора возвращаться. Если понадобится моя помощь, всегда буду рад вас видеть и всегда помогу найти ответы на ваши вопросы. Теперь вы знаете, как попасть в мою волшебную страну Знайландию. Закрывайте глаза, произносите волшебные слова: «Сейчас кругом я повернусь и в детском саду окажусь!»

(дети закрывают глаза, повторяют «волшебные» слова, затем открывают глаза - снова в детском саду)

Воспитатель: вот мы снова с вами в детском саду, путешествие в Знайландию и знакомство со Всезнамусом помогло нам найти ответы на все вопросы, мы узнали много интересного. Осталось только написать-нарисовать письмо Незнайке.

(дети зарисовывают опыты-эксперименты, затем кладут в конверт и «отправляют» Незнайке)

Публикации по теме:

«Развитие познавательных способностей дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Цель проекта: Развитие познавательных способностей и творческого познавательного мышления детей. Расширение представлений детей об окружающем.

Выносное оборудование для летних прогулок «Путешествие капельки»Выносное оборудование для летних прогулок «Путешествие капельки» Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. И очень важно так организовать жизнь дошкольников,.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Дикие животные
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект занятия по расширению представления о свойствах воды для детей старшей группы «Путешествие в страну Знайландию»
Опубликовано: 26 августа 2013 в 21:02
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...
Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда омрачают радость...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....