Конспект занятия для старшего дошкольного возраста «Секреты бумажного листа» (экспериментальная деятельность)

Татьяна Никулина
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста «Секреты бумажного листа» (экспериментальная деятельность)

Конспект занятия

для старшего дошкольного возраста

«Секреты бумажного листа»

(экспериментальная деятельность)

Цель. Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Задачи:

познакомить детей с понятием «эксперимент»;

расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки (электричество, выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает;

помочь определить особенности бумаги (впитывает воду, достаточно прочная, может электризоваться, на ней можно рисовать не только красками и карандашами, но и парафином);

совершенствовать речь детей, расширять кругозор;

воспитывать умение детей использовать бумагу экономно. Обратить внимание на то, что из старых газет, журналов можно снова получить чистую бумагу.

Материалы и оборудование: игрушка-самоделка «Птица», стакан с водой, листы альбомной бумаги, листы цветной бумаги, ватный тампон, растительное масло, парафиновая свеча, гуашь, кисть для рисования, оргстекло 250/400мм, шерстяная ткань, две подставки под оргстекло высотой 30мм, фигурки бумажных человечков и животных, высотой 25мм.

Ход занятия.

У воспитателя на руке одета игрушка-самоделка - «Птица».

- Здравствуйте ребята! Я необычная птица, я сделана из бумаги. Значит, я птица какая?

Бумажная.

- Меня изготовили, а имени мне не придумали. Я хочу попросить вас придумать мне имя, чтобы оно было связано со словом – бумага. Моё имя должно отражать и мои качества: красивая, весёлая, смешная, добрая, ласковая. (Дать возможность детям подумать, если затрудняются с ответом предложить свой вариант).

– Птичка сказала, что она смешная и в то же время – бумажная Соединим эти два слова в одно и получим такое имя «Бумосмешка» или «Смехобушка». Снова обратиться к детям с просьбой придумать имя. (Примерные ответы: «Красобушка», «Веселобушка», «Ласкобуша»). – Спасибо вам, ребята. Все имена очень интересные, но птичка мне прощебетала, что ей больше всего подходит). – Ребята, наша гостья совсем юная и она, конечно, не знает, кто у неё враги, а кто друзья. Я думаю, нам нужно об этом ей рассказать.

– Какие могут быть враги у нашей гостье? (Напоминаю, что она сделана из бумаги). Примерные ответы детей: огонь, дождь, ветер.

- А теперь выскажите предположения, о её друзьях. Примерные ответы: клей, краски, карандаши.

-Чтобы проверить все наши предположения, предлагаю пройти в лабораторию.

- Мы с вами будем не просто детьми, а учеными-исследователями. Нам предстоит провести несколько экспериментов.

- Слово эксперимент произошло от лат. «eksperimentum», что означает проба, опыт.

Дети проходят за столы.

- Помогать в проведении эксперимента нам будут знаки-подсказки. (Открываю первый знак, нарисована капля воды).

- Мы предположили, что вода – это враг. Давайте проверим.

Эксперимент №1.

Опустить клочок бумаги в стакан с водой (плавает, постараться хорошо смочить его водой (утонул).

Вывод: Бумага хорошо впитывает воду, становится тяжелой и тонет.

Разместить на доске знак «Вода» под изображением, обозначающим – «Враги».

Открываем следующий знак – «Огонь».

Дети сами рассказывают об этом эксперименте. Бумага горит поэтому, огонь – враг.

Помещаем знак «Огонь» к «Врагам».

Открывается знак – «Ножницы». Ножницы могут быть врагами, но могут быть и друзьями. Приведите примеры - ножницы – друг. (при изготовлении бумажной игрушки, аппликации) Приведите примеры – ножницы – враг. Ножницами легко можно испортить бумажный предмет, если его надрезать.

- Нужно ли нашей гостье опасаться ножниц? Как вы думаете?

Вывод: ножницы - другю

Эксперимент№2.

Проверим прочность бумаги.

Положите перед собой три полоски бумаги: красную, зеленую и белую.

Красную смочите водой по середине, зеленая надрезана ножницами по середине, белую полоску оставьте без изменений. А теперь разорвите их поочередно, растягивая в разные стороны.

Какую из полосок труднее всего было разорвать, а какую легче всего.

Мы убедились, что бумага достаточно прочная, но теряет прочность если ее смочить водой или надрезать.

Ножницы – это враг бумаги.

Относим данный знак к «Врагам».

Открывается следующий знак – «Клей».

Дети самостоятельно рассказывают об этом предмете, опираясь на собственный опыт.

Вывод: Бумагу легко склеить. Клей – это «Друг».

Разместим знак «Клей» под изображением «Друзья».

Открываю следующий знак – «Капля масла».

Эксперимент №3.

Как влияет масло на качество бумаги.

Для этого нам понадобится небольшой лист бумаги. Положите перед собой часть белой полоски, которую вы рвали.

- Ребята, бумагу нужно использовать экономно, зря не рвать, не портить. Ведь для изготовления бумаги требуется очень много дерева. А если люди будут экономно использовать бумагу, тем самым они спасут лес от вырубки. А еще из использованных тетрадей, старых газет, журналов можно снова получить чистую бумагу.

- Пока я рассказывала о том, что бумагу необходимо экономить, надеюсь, что вы нашли нужный лист.

- Возьмите ватный тампон, окуните его в масло и проведите по листу.

– Что вы заметили? (Осталось жирное пятно).

- Возьмите листик с буквами и положите под пятно, что наблюдаете? (Там, где пятно, бумага стала прозрачной).

Вывод: масло превратило непрозрачную бумагу в прозрачную, испортило бумагу, на ней осталось жирное пятно.

Размещаем знак «Капля масла» в графе «Враги».

Открываем новый знак «Свеча».

Эксперимент№4.

Дружат ли бумага и парафин?

Демонстрирую детям способ рисования парафином.

На белом листе бумаги нарисовать парафином любой рисунок (солнышко, цветок, листик). Затем затонировать весь лист гуашью. Следы парафина останутся неокрашенными.

Предлагаю детям нарисовать рисунок таким же способом.

Вывод: Парафин оставляет следы на бумаге. Это «Друг».

Разместить знак «Свеча» к «Друзьям».

Открывается новый знак – «Краски».

Дети рассказывают об этом предмете, опираясь на собственный опыт. Бумагу можно раскрасить красками тогда она станет красивой.

Разместить знак «Краски» к «Друзьям».

Открывается новый знак «Ручка».

Дети рассказывают об этом предмете, опираясь на собственный опыт. Ручкой можно писать в тетради это помогает учиться в школе.

Разместить знак «Ручка» к «Друзьям».

- Наш гость (имя) принес показать вам свои игрушки. Давайте их рассмотрим и поиграем с ними. (Физминутка)

Дети выходят из-за столов, берут лист бумаги. Поднимают его над головой и отпускают. Любуются тем, как медленно и плавно падает лист. Затем беру в руки узкую полоску. Также поднимают ее над головой и отпускают. Она падает иначе: вращаясь вокруг своей оси сверху вниз.

Эксперимент №5.

«Электрический театр».

- Странная вещь – обычная бумага. На ней можно писать, рисовать. Из нее можно сделать игрушки. Но есть у бумаги особый секрет. В ней прячется электричество.

- Электрическую лампочку, работающий телевизор, вспышку молнии вы видели? Все эти явления связаны с электричеством. А утверждение о том, что в бумаге прячется электричество, попробуем проверить вместе. Для этого (имя) приглашает нас в «Электрический театр».

- Предлагаю вам пройти к столам и поиграть в эту игру.

Подготовка реквизита.

Из легкой цветной бумаги необходимо вырезать фигурки, высотой 15-20мм. Лист оргстекла положить на подставки, высотой 30мм. Фигурки разложить под стеклом.

Под музыкальное сопровождение дети натирают оргстекло шерстяной тканью, а под ним начинают двигаться бумажные фигурки.

- Ребята, представьте, что вы волшебники-великаны, даете жизнь маленьким человечкам.

- Что необычного в этом театре? Почему фигурки начали двигаться? (Ответы детей).

- Когда мы натираем стекло шерстью, образуется электрическое поле, которое притягивает фигурки.

Дети играют 2-3 минуты.

- Нашим артистам пора немного отдохнуть. А нас уже заждался (имя, ему хочется побыстрее узнать о своих друзьях и врагах.

Дети подходят к доске, открываю последний знак – «Электрическая лампочка».

- Ребята, электричество в нашем опыте – это друг или враг? (Ответы детей).

Помещаем данный знак к «Друзьям».

Предложить детям взять по одному знаку, показать его гостью и рассказать о нем.

Первый рассказ, как образец, делает воспитатель.

- (Имя) электричество – твой друг, потому что бумага может наэлектролизовываться.

Дети поочередно рассказывают о знаках.

Воспитатель берет игрушку-самоделку в руки и от ее имени говорит слова:

- Жизнь современного человека без бумаги была бы неполноценной. Мир книг, писем, открыток, бумажных салфеток столь не обычен, что отказаться от него невозможно. Простая бумага помогла нам познать некоторые тайны окружающего мира, но в самой бумаге их осталось немало. Впереди вас ждет великое множество нераскрытых тайн. На память о нашей встрече я дарю вам бумажную игрушку – «Сказочная птица».

Публикации по теме:

Областной Креатив — фестивальОбластной Креатив — фестиваль В этом учебном году я принимала участие в V-ом областном Креатив – фестивале педагогов дошкольного и начального образования в номинации.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста «Секреты бумажного листа» (экспериментальная деятельность)
Опубликовано: 13 ноября 2012 в 20:56
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста...
( Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними,...
Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе на тему: «Зима в лесу»
Программное содержание: - закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; - расширить и закрепить знания детей о диких животных, об...