«Гласные звуки А, О, У, И». Конспект занятия по развитию фонематического (речевого) восприятия в старшей группе

Светлана Блинова
«Гласные звуки А, О, У, И». Конспект занятия по развитию фонематического (речевого) восприятия в старшей группе

«Гласные звуки А, О, У, И». Конспект занятия по развитию фонематического (речевого) восприятия в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи»

города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект НОД

по развитию фонематического (речевого) восприятия

в старшей группе

для детей с задержкой психического развития

Гласные звуки А, О, У, И.

Подготовила:

учитель-дефектолог

Блинова Светлана

Вениаминовна

Чебоксары

2013

Конспект НОД

по развитию фонематического (речевого) восприятия в старшей группе

для детей с задержкой психического развития

Гласные звуки А, О, У, И.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественная литература», «Физическая культура», «Музыка», «Здоровье», «Труд».

Цель занятия: формирование фонематического восприятия.

Задачи:

1) Коррекционно-образовательные задачи:

1) Образовательная область «Коммуникация»

• учить узнавать символы гласных звуков;

• упражнять в умении анализировать звуковые цепочки;

• упражнять в различении гласных [А],[О],[У],[И] звуков в словах;

• упражнять в умение читать слоги из двух гласных звуков с помощью звуковых

символов;

• закреплять умение выполнять звуковой анализ слов из двух звуков;

2) Образовательная область «Художественная литература»

3) упражнять детей в отгадывании загадки, описывающей характерные признаки

объекта.

2) Коррекционно-развивающие задачи:

1) Образовательная область «Познание»

развивать фонематический слух, совершенствовать психологическую базу речи:

слуховое, зрительное внимание и память.

2) Образовательная область «Коммуникация»

развивать умение понимать обращенную речь, давать развернутые ответы на

вопросы.

3) Образовательная область «Физическая культура»

развивать общую моторику.

4) Образовательная область «Коммуникация»

• Расслабить мышечную систему глаз и развивать глазодвигательные навыки.

3) Коррекционно-воспитательные задачи:

1) Образовательная область «Социализация»

• создать позитивного настроя детей к совместной деятельности;

2) Образовательная область «Коммуникация»

развивать коммуникативные навыки взаимодействия, доброжелательное

отношение к окружающим, вежливость, отзывчивость;

3) Образовательная область «Труд»

воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда; умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать друг другу помощь.

Оборудование:

• магнитная доска;

• демонстрационный материал: куклы – схемы гласных звуков, картинки, в названии которых есть гласные звуки А,О,У,И; четыре дома с тремя окошками, символы гласных звуков;

• раздаточный материал: символы гласных звуков на каждого ребенка; домики с тремя окошками на каждого ребенка.

Ход занятия

I. Вводная часть

Организационный момент.

Дефектолог: Попробуйте угадать, о чем говорится в загадке:

«Его не видно, в руки не взять, но зато слышно»

Что это? (звук).

Ребята, скажите, а какие звуки вы знаете? (А,О,У,И).

Как называются все эти звуки?

Где они живут?

Как они обозначаются?

II. Основная часть

Основная часть

Дефектолог. Сегодня к нам на занятие пришли куколки – звуки. Андрюша, как ты думаешь, какой звук произносит эта кукла?

- «А»

- Как ты догадался?

- Потому, что когда мы произносим звук "А" наши губки круглые и ротик широко открыт, как у этой куклы.

-Катя, а какой звук произносит эта кукла?

- «О»

- Как ты догадалась?

- Потому, что когда мы произносим звук "О" наши губки похожи на овал, как у этой куклы.

-Петя, как ты думаешь, какой звук произносит эта кукла?

- «У»

- Как ты догадался?

- Потому, что когда мы произносим звук "У" наши губки трубочкой, как у этой куклы.

-Глеб, как ты думаешь, какой звук произносит эта кукла?

- «И»

- Как ты догадался?

- Потому, что когда мы произносим звук "И" наши губки улыбаются, как у этой куклы.

Дефектолог: какие звуки мы произносили?

- Гласные.

- Почему?

- Гласные поются и тянутся, и когда мы их произносим, нам не мешают ни зубы, ни губы, ни язычок.

Дефектолог: куклы парами встают, куклы песенку поют

Упражнение «Ушки на макушке». (Дефектолог на доске выкладывает звукосочетания и отчетливо произносит звуки. Дети повторяют и отвечают на вопросы дефектолога.)

-Андрюша, повтори, пожалуйста - АО

- сколько звуков произнёс? – Два.

- назови первый звук – А.

- назови второй звук – О.

-Глеб, повтори, пожалуйста - УИ

- сколько звуков произнёс? – Два.

- назови первый звук – У.

- назови второй звук – И.

-Катя, повтори, пожалуйста - АУ

- сколько звуков произнесла? – Два.

- назови первый звук – А.

- назови второй звук – У.

-Петя, повтори, пожалуйста - ОИ

- сколько звуков произнёс? – Два.

- назови первый звук – О.

- назови второй звук – И.

Гимнастика для глаз в стихах.

Мы устали, засиделись, глазкам нужно отдохнуть.

Закрываем мы глаза, вот такие чудеса. (закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву О, получается легко. (глазами рисуют букву О)

Вверх поднимем, глянем вниз, (глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернём, (глаза смотрят вправо, влево)

Снова мы играть пойдем.

Дефектолог: Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. Куколки – звуки решили поиграть с вами в прятки: внимательно послушайте слова и скажите, какой звук спрятался в этом слове?

«. голка», «. рбуз», «. литка», «. слик»

Звуки вы определили и слова восстановили.

Куколки благодарят и зовут играть опять.

Дефектолог: посмотрите все сюда, вот красивые дома.

(На доске появляются четыре дома.)

Нужно услышать гласный звук в слове и определить место звука.

Игра «Дом» - определение место звука в слове.

Дефектолог: Будьте внимательны.

-Послушайте первое слово. «Аист» («сОм», «Утка», «кИт»).

-Какой гласный звук я тянула дольше всех? («А»)

-А где он спрятался? (в начале слова)

-Андрюша, поставь символ звука «А» в первое окошко дома.

-Послушайте следующее слово «сОм».

-Какой гласный звук я тянула дольше всех? («О»)

-Где находится этот звук? (В середине слова)

-Катя, поставь символ звука «О» в среднее окошко дома.

-«Утка»

-Какой гласный звук я тянула дольше всех? («У»)

-Где находится этот звук? (В начале слова)

-Глеб, поставь символ звука «У» в первое окошко дома.

-«кИт»

-Какой гласный звук я тянула дольше всех? («И»)

-Где находится этот звук? (В середине слова)

-Петя, поставь символ звука «И» в среднее окошко дома.

Потрудились мы на славу,

нам пора и отдохнуть,

Дружно встали на разминку

Подарили всем улыбку

Физкультминутка «Буквы»

В старом дереве дупло –

Это домик буквы О (дети делают круговые движения)

Рядом с нею на суку

Примостилась буква У (садятся на корточки)

В гости к нам из далека

Прибежала буква А (бегут на месте)

Буквы стали веселиться:

И смеяться и кружиться.

То попрыгают немножко,

То похлопают в ладошки,

То присядут, отдохнут.

То опять плясать пойдут.

Дефектолог: присаживайтесь, пожалуйста, за стол, посмотрите, перед вами лежат красивые дома и символы звуков. Поиграем с ними?

Куклы – звуки очень любят ходить в гости.

- Слушайте внимательно и отправляйте символы звуков в гости:

- Первым в домике появились звуки: А – О –И

(дети выкладывают в дома символы звуков по порядку)

- Андрюша, назови звуки по порядку. (А – О –И)

-Погостили звуки и разошлись по домам

- А вторыми в дом пришли: О – У - И

(дети выкладывают в домик символы звуков по порядку)

- Глеб,назови звуки по порядку. (У – О – И)

Дефектолог: Здорово! Отлично поработали!

Дефектолог: что–то куклы загрустили, имена мы им дать забыли.

Ребята, дадим имена нашим куколкам? Только они должны начинаться на гласные звуки, которые произносят куколки.

-Какое имя можно дать кукле, которая произносит звук "А"?

-Ариша.

-А какое имя можно дать кукле, которая произносит звук "О"?

-Оля.

-Какое имя можно дать кукле, которая произносит звук "У"?

-Уля.

-А какое имя мы дадим кукле, которая произносит звук "И"?

-Инна

Дефектолог: подарим подарки нашим куколкам – звукам

Сначала вспомним, как их зовут: Ариша, Оля, Уля, Инна.

Дефектолог раздает картинки детям:

-Андрюша, назови свою картинку.

-Апельсин

- с какого звука начинается слово апельсин?

- слово апельсин начинается со звука А.

- кому ты подаришь свою картинку?

- Арише.

- почему?

- слово аист и слово Ариша начинаются на звук А.

-Катя, назови свою картинку.

-Облако

- с какого звука начинается слово облако?

- слово облако начинается со звука О.

- кому подаришь этот подарок?

- Оле.

- почему?

- слово Оля и слово облако начинаются на звук О.

-Глеб, назови свою картинку.

-Утюг

- с какого звука начинается слово утюг?

- слово утюг начинается со звука У.

- кому ты подаришь эту картинку?

- Уле.

- почему?

- слово утюг и слово Уля начинаются на звук У.

-Петя, назови ты свою картинку.

-Ива

- с какого звука начинается слово ива?

- слово ива начинается со звука И.

- Кому ты ее подаришь?

- Инне

- почему?

- слово ива и слово Инна начинаются на звук И.

III. Итог.

Дефектолог: мы картинки подарили, звуки наши повторили. Какие звуки? Назовите их.

- А, У, О, И.

- Какие это звуки?

- Гласные.

- Почему они называются гласными?

- Их можно петь, тянуть.

- Вспомните, пожалуйста, имена «куколок – звуков» (дефектолог показывает на куколки).

- Инна, Ариша, Уля, Оля.

Публикации по теме:

Интеллектуальная игра «Знатоки родного края» для детей старших групп.Интеллектуальная игра «Знатоки родного края» для детей старших групп. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» города.

Знакомство со звуком и буквой А Занятие по развитию речевого (фонематического) восприятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития. На занятии дети.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
«Гласные звуки А, О, У, И». Конспект занятия по развитию фонематического (речевого) восприятия в старшей группе
Опубликовано: 26 ноября 2013 в 20:22
+15
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...