Конспект занятия «Хвойные деревья в нашем лесу»

Татьяна Зверева
Конспект занятия «Хвойные деревья в нашем лесу»

Тема занятия очень актуальна в предновогодние дни. Это одно из занятий, которое разработано для проведения в рамках экологической акции "Сохраним елочку, красавицу наших лесов!". Все приемы, используемые в занятии - авторские.

Некоторые игровые приемы, используемые в конспекте можно испоользовать отдельно и как подвижную игру, и как эксперимент,и как беседу, и как игру на развитие мышления и т. д. Занятие интересно тем, что в него интегрируются задачи и речевого развития, и математического, и музыкального и экспериментальной деятельности. У него "клиповый", игровой характер подачи знаний, что делает его интересным для детей.

Цель: познакомить детей с представителями хвойных деревьев нашего леса

Образовательные задачи: Познакомить детей с отличительными особенностями ели, сосны и кедра, показать их сходные и контрастные признаки.

Учить детей группировать деревья по сходному признаку (по хвое): хвойные деревья.

Отметить приспособленность хвойных деревьев к зимним условиям (стоят зеленые и зимой и летом) к распространению семян (наличие крылышек у сосновых и еловых семян);

Развивающие задачи:

Развивать у детей мышление при отгадывании загадки; подбирать варианты отгадок к одной и той же загадке по общему признаку;

Развивать воображение при перевоплощении в хвойные деревья, по возможности передавая их характерные особенности;

Развивать у детей умение путем логического мышления находить ответы на поисковые вопросы.

Развивать умение соотносить строение ели с особенностью расположения колец на пирамидке по размеру.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, желание ее сохранить.

Формировать у детей мысль о том, что вместе делать все легче и интересней.

Воспитывать у детей отзывчивость, дружелюбие.

Словарная работа:

Ввести в словарь детей слова: хвоя, хвойные.

Учить детей образовывать прилагательные от названий деревьев (ель – еловые, сосна – сосновые, кедр – кедровые).

Активизировать в речи детей слова – названия хвойных деревьев: ель, сосна, кедр.

Передавать словами свои тактильные ощущения.

Закрепить употребление порядковых числительных.

Предметно – развивающая среда: картинки – отгадки к загадке (еж, елка, дикобраз, кактус, рыба – еж, ель, сосна); веточки хвойных деревьев на каждого ребенка, музыка к игре «Хвоинки», шишки сосновые, еловые, кедровые; по две каждого вида; семена сосны; большая кедровая шишка; елочка – пирамидка.

Педагог: Сейчас вас ждут разные задания. Справиться с ними будет легче вместе или по одному? Правильно, только дружные, сообразительные и внимательные смогут справиться с моим заданием. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. У нас получилась дорожка для волшебного «сигнальчика», который, пробежав по ней, сделает нас дружными, сообразительными, внимательными.

Педагог посылает «сигнальчик» - пожимает руку стоящего рядом ребенка, тот другому, пока «сигнальчик» не дойдет снова до воспитателя с другой стороны. Он сообщает, что теперь все готовы к выполнению заданий.

Ход занятия:

1.

Игра «Отгадай загадку – покажу отгадку»

Педагог: Сегодня я хочу загадать вам загадки. Как только вы отгадаете загадку, на доске появится отгадка. Слушайте первую: Ничего себе не шьет, а в иголках круглый год.

Дети: Елка!

Педагог выставляет на доску картинку-отгадку с изображением елочки

Педагог: Вторая загадка: ничего себе не шьет, а в иголках круглый год! Дети говорят, что эту загадку я уже загадывала, но я сообщаю им, что загадка та же, но отгадка другая

Дети: Ежик!

(выставляет на доску картинку с изображением ежика)

Аналогично загадывается загадка и выставляются следующие картинки кактуса, дикобраза, рыбы-ежа и других подходящих картинок.

Загадывание загадок происходит до тех пор, пока у детей будут варианты отгадок. Когда варианты иссякнут, педагог говорит о том, что он не думал, что дети отгадают все его загадки.

Педагог: Скажите, пожалуйста, сколько загадок загадала вам я?

Дети: Одну, а отгадок было пять!

Педагог: Мне понравилось, как вы все вместе и дружно искали отгадки к моей загадке. Легко ли было бы одному отгадывать загадку?

Педагог: Чем похожи все отгадки? Я еще знаю отгадки к этой загадке. Хотите, я вас с ними познакомлю? Когда в следующий раз вам загадают эту загадку, вы будете еще знать к ней отгадки.

Дети: Хотим!

Педагог: Вот эти отгадки! (педагог выставляет на доску картинки с изображением кедра и сосны) Они друзья елочки. Мы оставим этих друзей и уберем остальные отгадки. Они похожи друг на друга? Чем похожи?

Дети: У них есть иголочки.

Педагог: Иголочки – это листочки, которые всегда зеленые и не боятся холода. Они приспособились к зимним условиям и не опадают. Листочки- иголочки иначе называют хвоя. А все эти деревья с хвоей называют… Какие же они, если у всех есть хвоя? С листьями – лиственные, с хвоей - ….

Дети: Хвойные!

2.

Игровое упражнение «Поздороваемся!»

Педагог: Сегодня мы с ними познакомимся поближе, вы узнаете о них что-то новое и интересное. Я принесла веточки хвойных деревьев, Я осторожно сорвала их на дереве. Погибнут теперь деревья? Это не повредит им, потому что корни и ствол не повреждены. Но без надобности лучше не рвать веточки.

О каком дереве будем говорить?

Педагог картинку елки выдвигает на передний план

Какие веточки по размеру растут на самом верху елки? А внизу?

Показывает еловую веточку

Педагог: Эта веточка с елочки. Какая веточка, если с елочки?

Дети: Еловая!

Педагог: Елочка хочет с вами познакомиться и поздороваться. Положите на стол правую руку вверх ладошкой, а елочка пройдет и со всеми поздоровается. Только будьте, пожалуйста, вежливы.

Педагог веточкой ели дотрагивается до ладошки каждого ребенка и здоровается: «Здравствуй, Дима! (Коля, Маша, Саша)», а дети: «Здравствуй, елочка». «Елочка» по кругу здоровается со всеми детьми.

Педагог: Какая хвоя у елочки?

Дети: Хвоя у елочки колючая, зеленая, острая и т. д.

Педагог: Хвоинки у елочки колючие и недружные. Растут на веточке по одной. Посмотрите.

Педагог открывает поднос с веточками и предлагает:

Найдите и возьмите веточку елочки, еловую веточку и посмотрите, как растут еловые хвоинки.

Дети: Они растут по одной.

Педагог: Какая веточка у вас в руках?

Дети: Еловая.

Педагог: Давайте познакомимся со следующим деревом.

Педагог выставляет вперед картинку с изображением сосны

Педагог:

- Как оно называется?

- В какой части дерева располагаются ветки сосны?

- Вот веточка с сосны, если с сосны, то какая она?

Показывает сосновую веточку

- Какие у нее хвоинки?

Дети: Они длиннее, колючие, зеленые, острые и т. д.

Педагог: Сосна тоже хочет с вами познакомиться.

Педагог: Дети, а какое из деревьев сильнее колется?

Дети: Сосна!

Педагог: Хвоинки у сосны отличаются от еловых. Они дружат по две, то есть растут по две. Возьмите веточку сосны и рассмотрите, какие дружные хвоинки у сосны.

Дети берут веточки сосны, рассматривают

Педагог: Сколько хвоинок растет вместе у сосны?

Дети: По две.

Педагог: Осталось еще одно хвойное дерево.

Педагог ставит картинку с изображением кедра в ряд с сосной и елью

Педагог:

-Как оно называется?

- Ребята, похоже ли это дерево на сосну и ель? Чем? Оно тоже относится к … каким деревьям?

Педагог: Кедр дал нам свою веточку. Посмотрите на нее, чем она отличается от веточек ели и сосны?

Дети: Иголочки у этого дерева более длинные и их больше. Веточка более пушистая.

Педагог: Кедр тоже хочет с нами познакомиться. Положите на стол правую руку вверх ладошкой, а кедр со всеми поздоровается.

Педагог: Почему вы не отдергивали руку, когда веточка кедра с вами здоровалась?

Дети: Иголочки у него мягкие, они не кололись.

Педагог: А еще я вам скажу, что хвоинки на кедре самые дружные. У елки растут по (дети досказывают, у сосны растут, а у кедра, как вы думаете, по сколько хвоинок дружат?

Дети высказывают предположения. Педагог предлагает посчитать иголочки кедровые в одном пучке. Педагог предлагает взять веточки кедра и рассмотреть, как растут хвоинки у кедра.

3.

Игра «Прятки с хвойными веточками»

Педагог: Веточки хотят поиграть с вами в прятки. Они будут показываться из-за мольберта, а вы должны быстро назвать, с какого дерева они. Если назовете правильно, веточка кивнет, если нет, она вам тоже даст знать.

Педагог (показывает из – за доски веточку): С какого я дерева? Какая я? И т. д.

Педагог: Мы познакомились с некоторыми деревьями, которые растут в нашем лесу. Их называют ….

Дети: Хвойные деревья.

4.

Игра «Хвоинки»

Педагог: Я предлагаю поиграть в игру «Хвоинки». Зазвучит музыка, и мы пойдем по кругу друг за другом, пританцовывая. Как только музыка прекратится, я называю в хвоинки какого дерева я вас превращу (например: «Вы сосновые хвоинки, а вы должны показать, как растут на дереве его хвоинки: по одной, по две или по пять. Для этого вам надо или встать по одному, либо парами, либо в круг по пять человек.

5.

Рассматривание шишек с хвойных деревьев

После игры педагог приглашает подойти к столу, где находятся шишки хвойных растений

Педагог: Эти шишки с хвойных деревьев. В шишках находятся семена -орешки. Из них вырастут новые деревья. Самые крупные – кедровые. Рассмотрите кедровые шишки и орехи в них. Продолговатые шишки с сосны, а округлые – с елки. Сравните по размеру их. Какие крупнее? Что есть общего (у сосновых и еловых орешков есть крылышки? Посмотрите.

Дети рассматривают семена сосны и ели.

Для чего они им?

Дети высказывают свои предположения.

Педагог: Крылышки помогают орешкам как можно дальше разлететься от дерева – мамы.

Педагог, подняв высоко сосновый орешек, отпускает его

6.

Эксперимент с семенами

Теперь вы попробуйте поднять и отпустить орешек, при этом подуйте на него. Посмотрите, на что похожи сосновые орешки, когда они летят.

Дети: На вертолет, стрекозу.

Педагог: Вот как приспособились семена сосны и елки к распространению.

Жизнь многих животных зависит от этих орешков. Об этом мы поговорим позже.

7.

Игра «С чьей ветки детки».

На трех подносах лежат по веточке хвойных деревьев. На четвертом подносе шишки с разных хвойных деревьев. Нужно к каждой ветке положить соответствующие шишки.

Дети разносят шишки, затем проверяют, правильно ли выполнено задание и каждый раз, называют с какого дерева шишки

Педагог приглашает детей за стол. Ставит на середину стола пирамидку в форме елки и разбирает ее.

8.

Игра «Помогите елочке вырасти»

Педагог: Помогите этой елочке вырасти. Помогать будете по очереди. Условие: помочь смогут те, кто сможет ответить на мои вопросы. Если вы не знаете ответа, пропускаете ход. Посмотрим, как будет расти наша елочка медленно или быстро.

Педагог каждому ребенку задает вопрос по теме занятия, если ребенок отвечает, он надевает одно из колечек пирамидки, если нет – пропускает ход.

Вопросы для детей (по числу колечек пирамидки):

1. Как называют иголочки – листья у некоторых деревьев?

2. Как называются деревья с хвоей?

3. Назовите их.

4. По сколько хвоинок вместе растет у сосны?

5. По сколько хвоинок вместе растет у кедра?

6. А у ели?

7. Какое дерево свет любит?

8. А какое дерево любит тень?

Педагог: Как росла елочка? Почему она росла быстро?

Дети: Мы быстро отвечали на вопросы.

Педагог: Вы были молодцы. Мне очень приятно было с вами общаться. На прощанье я подарю вам кедровую шишку, потому что ваш детский сад похож на орешек, в котором детей как орешков в шишке. Орешки, когда попадают в землю, прорастают и вырастают в могучие деревья, которые украшают нашу землю. Вы тоже все вместе можете украсить землю добрыми делами и поступками. Вместе все веселей и легче делать.

Публикации по теме:

Акция «Единство народное» Акция Тема: «Единство народное». Место проведения: МДОУ – д\с «Радуга», старшая группа. Дата проведения: 7.11.2011. Цель акции: развивать.

Фото-выставка «Альтернативная ёлочка»Фото-выставка «Альтернативная ёлочка» Тема экологии очень мне близка и поэтому темы самообразования у меня в той или иной степени с ней связаны. В рамках работы с детьми по экологии.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Конспект занятия «Хвойные деревья в нашем лесу»
Опубликовано: 11 декабря 2012 в 19:40
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет.
Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет. Дети подготовительной группы посетили краеведческий музей. Где детям была показана экспозиция...
«Пушистые елочки». Ручной труд в подготовительной группе
Продолжается подготовка к Новогоднему празднику. Работы в группе прибавляется с каждым днем. Но это приятные хлопоты. Хочется успеть все, а главное сделать...
Мастер-класс для педагогов «Логоритмика на музыкальных занятиях» (фотоотчет)
Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу! Если психически устал...
Мастер-класс по созданию иллюстрации к сказке «Как курочка хлеб испекла»
Перед началом работы обязательно прочитайте детям сказку, а затем попросите самих слушателей рассказать сказку. Ребенок непременно воспользуется и...
Водоем своими руками дома.
Небольшой водоем на участке дома давно был моей мечтой. Весной желание видеть его у себя стало настолько сильным, что мужу и сыну было не отвертеться. На...