МААМ-картинки

Конспект занятия интеграция образовательных областей чтение художественной литературы и познание

Ольга Баронина
Конспект занятия интеграция образовательных областей чтение художественной литературы и познание

Конспект по развитию речи на тему:

Интеграция образовательной области «Познание» и «Чтение худ. литературы»

Выполнили: Баронина Ольга Васильевна

Конспект работа с детьми.

Тема: чтение рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

Цель: закреплять умение устанавливать последовательность различных событий (сезонных изменений) : что было раньше, что позже.

Публикация «Конспект занятия интеграция образовательных областей чтение художественной литературы и познание» размещена в разделах

Задачи: учить устанавливать причинно следственные связи деятельности людей от времен года; активизировать речь детей, формировать умение использовать в своей речи сложные предложения; развивать образное воображение детей.

Оборудование: иллюстрации с изображением деятельности людей в разное время года.

Ход занятия.

I Организационный момент.

Воспитатель предлагает отгадать загадку.

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет.

(время года)

II Основная часть.

Воспитатель. Сейчас я вам прочитаю рассказ К. Ушинского «Четыре желания».

Чтение воспитателем рассказа.

Воспитатель. О чем говорится в этом рассказе?

Дети. О мальчике Мите, которому нравилось кататься на ледяной горке, на коньках, ловить бабочек, ходить с отцом на сенокос, ловить рыбу, собирать ягоды, яблоки, груши.

Воспитатель. Почему у Мити были такие разнообразные занятия?

Дети. Потому, что менялись времена года.

Воспитатель. Назовите времена года по порядку.

Дети. Зима, весна, лето, осень.

Воспитатель. А с лета.

Дети. Лето, осень, зима, весна.

Воспитатель. Молодцы, а с осени.

Дети. Осень, зима, весна, лето.

Воспитатель. А с весны.

Дети. Весна, лето, осень, зима.

Воспитатель. Скажите, пожалуйста, какое время года предшествует весне?

Дети. Зима.

Воспитатель. Скажите, пожалуйста, какое время года предшествует лету?

Дети. Весна.

Воспитатель. Скажите, пожалуйста, какое время года предшествует осени?

Дети. Лето.

Воспитатель. Скажите, пожалуйста, какое время года предшествует зиме?

Дети. Осень.

Воспитатель. Дети, а почему Мите нравилось лето?

Дети. Потому, что летом он ходил на сенокос, ловил, рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.

Воспитатель. А чем Мите нравилась осень?

Дети. Мите нравилась осень тем, что осенью он в саду собирал румяные яблоки, желтые груши.

Воспитатель. Почему Митя обрадовался, что наступила зима?

Дети. Потому что зимой Митя катался с ледяной горке и на коньках.

Воспитатель. Чего бы некогда не произошло, если бы не наступила весна?

Дети. Если бы не наступила весна, то не таял бы снег; не вырастала бы молодая травка; не распускались бы листья на деревьях и цветы; Не прилетели бы перелетные птицы; не оживали бы бабочки; Митя не смог бы ловить бабочек, собирать цветы.

Воспитатель. А чем нравится заниматься вам?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Назовите свое любимое время года. За что вам нравится оно?

Дети. Мне нравится зима, потому что можно кататься на лыжах, … Мне нравится лето, потому что можно купаться, загорать … и т. д.

III Физкультминутка.

Ветер веет над полями.

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

IV Закрепление.

1. Игра – пантомима.

Воспитатель предлагает четырем детям показать пантомиму, на определенное время года, остальные дети отгадывают. Игра повторяется 2-3 раза.

1-й показывает действия занятий людей в зимнее время года - катание на лыжах, коньках, уборку снега, лепку снежной бабы и т. д.

2-й показывает действия занятий людей весной – пускать кораблики на ручейках, копать и сажать огород и т. д.

3-й ребенок показывает действия занятий людей летом – купаться, собирать ягоды, ловить рыбу.

4-й ребенок показывает действия людей осенью – собирает урожай в саду и огороде, убирает листья и т. д.

2. Оценка деятельности детей.

Воспитатель Молодцы, вы сегодня хорошо отвечали (отмечает детей активно участвующих в беседе, интересно показывали и верно отгадывали (отмечает детей показавшие особенно интересные этюды) чем занимаются люди в разное время года.

Конспект работа с родителями

Тема: «Времена года, деятельность людей».

Форма проведения: Родительское собрание.

Цель: Обсудить с родителями проблему формирования познавательных, речевых способностей ребенка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию умения устанавливать причинно – следственные связи между сезонами и деятельностью людей; представить родителям достигнутые успехи в развитии позновательно-речевого воспитания детей.

Подготовительный этап.

1. Оформить открытки родителям в виде пригласительных билетов на собрание. Выполненные детьми в виде аппликации.

2. Организовать и провести конкурс детских рисунков и поделок из природных материалов.

3. Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «Времена года»

4. Подготовить памятку для родителей «Почитайте детям».

Ход собрания.

1. Вступительное слово

Воспитатель. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии познавательных процессов человека.

К 5 годам ребенок имеет представление о сменах времен года и их последовательности, замечает сезонные изменения, умеет выделять особенности сезонных явлений, рассказывать о них, умеют устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, имеет представление о труде сельских жителей (в огороде, саду ит. д., знает приметы природных явлений, загадки о них.

2. Воспитатель беседует с родителями.

- Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие – нет?

-Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как проходят такие прогулки?

- Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе?

-Был ли у вашего ребенка хороший поступок по отношению к природе? Какой?

-Приходилось ли вам вместе с ребенком сажать деревья, заготовлять корм для зимующих птиц. Кормить их, собирать лекарственные травы?

- Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?

Воспитатель читает стихотворение:

Нас в любе время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок – терпению,

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте.

Учит солнце доброте.

3. Воспитатель предлагает родителям принять участие в различных играх.

Игра -1-ая. Кто больше назовет пословиц о природе.

Рощи да леса - всему миру краса.

Лето собирает, а зима подъедает.

Был бы лес, соловьи прилетят.

Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Будет зима - будет и лето.

Солнце на лето, зима на мороз.

По дважды в год лета не бывает.

Летом нагуляешься - зимой наголодаешься.

Летний день - год кормит.

Игра -2-ая. Попробуйте по описанию узнать, о каком времени года говорится. (Родители делятся на 2 команды по очереди отгадывают загадки)

Загадки о зиме.

Гостьи к нам пришли: седая,

А за нею – молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвертая рыдает.

(Зима, весна, лето, осень)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость людям подарила

И на санках прокатила

(Зима)

Дел у меня не мало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома

Зовут меня …

(Зима) Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

(Зимой)

Хоть сама и снег, и лед,

А уходит – слезы льет.

(Зима) Тетушка крутая,

Белая да седая,

В мешке стужу везет,

На земле холод трясет.

Сугробы наметает,

Ковром землю устилает.

(Зима)

Загадки о весне

Тает снег, звенят ручьи,

Все сильней потоки.

И летят уже грачи

К нам из стран далеких.

(Весна) Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня …

(Весна)

В овраг ручьями катится,

Деревьям дарит платьица,

В цветы оденет луг

И станет летом вдруг.

Ты знаешь, кто она?

Красавица …

(Весна)

Загадки о лете

Красное, зеленое,

Жаром опаленное,

Желтое, плодовое,

Каждый день с обновою.

(Лето) Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке…

Как зовется время это?

Угадать нетрудно …

(Лето)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я …

(Лето) Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает.

Когда это бывает?

(Летом)

Загадки об осени

Вот и стали дни короче,

И длиннее стали ночи,

Птицы тянутся на юг,

Пожелтели лес и луг.

(Осенью) Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

(Осенью)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я …

(Осень)

Игра 3-ая. Предложить отгадать родителям пантомиму, показанную детьми на раннее проведенном занятии, снятую на видео.

3. Рекомендации родителям.

Идя утром в детский сад, наблюдайте с ребенком за изменениями, которые происходят в природе, явлениями в природе (иней, град, туман, дождь). На прогулках обратите внимание на то, чем занимаются люди в разное время года (в городе, сельской местности). Закреплять умение обобщать представление о временах года. Обратите внимание на грамматический, лексический строй речи детей.

4. Заключение.

Воспитатель. У вас на столе лежат цветочки, напишите пожелание на обратной стороне какие рекомендации вы хотели бы получить о развитии детей.

Воспитатель раздает памятки со списком рекомендуемой литературы для чтения родителями детям.

И. Бунин Первый снег;

А. Пушкин Уж небо осенью дышало; Зимний вечер

А. К. Толстой Осень обсыпается весь наш белый сад

И. Никитин Встреча зимы

Ф. Тютчев Зима недаром злится

В. Бианки Лесная газета.

А. Кузнецова Времена года

В. Сутеев Времена года

Публикации по теме:

Поздравляем победителей конкурса «Лучший конспект занятия». Апрель 2012 Завершился апрельский конкурс на "Лучший конспект занятия". 128 конспектов принимало участие. 20 авторов получат сертификаты, 4 - денежные.

Программа «Успех». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования В своём профиле в разделе "Файлы" я поместила Программу "Успех" под редакцией Н. В. Фединой, канд. пед. наук. Научный руководитель: В. В. Рубцов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия интеграция образовательных областей чтение художественной литературы и познание
Опубликовано: 29 сентября 2012 в 22:06
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД