Лучший педагог года

Конспект занятия-исследования «Воздух упругий»

Ольга Чуракаева
Конспект занятия-исследования «Воздух упругий»

Конспект занятия-исследования

«Воздух упругий»,

подготовительная группа детского сада.

Цель:

расширить представления детей о свойствах воздуха;

расширение представлений о изменении воздуха при разных температурах окружающей среды.

познакомить детей с тем, что воздух может надувать разные предметы (шары, мешочки);

воспитание интереса к окружающему миру;

развитие познавательной активности, логического мышления;

Публикация «Конспект занятия-исследования „Воздух упругий“» размещена в разделах

развитие исследовательских способностей детей, формирование умений делать умозаключения и выводы на основе проведенного исследования.

Задачи:

Формирование у детей знаний о воздухе на базе элементарных естественно – научных представлений, опытнической практики.

Развивать способность детей к умозаключениям, сравнениям, развивать познавательный интерес.

Форма проведения:

исследование.

Интеграция:

развитие речи, ознакомление с окружающим миром, прогулка.

Демонстрационный материал и оборудование для эксперимента:

бумажные и целлофановые пакеты, воздушные шары, резиновые мячи, перышки, игрушка Пяточка.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей стать учениками школы «Профессора Всезнамуса». Дети садятся вокруг большого стола. В дверь раздается стук.

Воспитатель: кажется, к нам спешит еще один ученик.

в группу вносят игрушку Пятачка, в лапах у него порванный воздушный шарик.

Воспитатель: Пятачок скажи, что у тебя случилось?

Пятачок: Я, наконец, подарил своему другу Винипуху воздушный шар, он так обрадовался, крепко - крепко его обнял и шарик лопнул. Я не знаю, что с ним произошло.

Воспитатель: Все понятно! В нашей школе юных исследователей мы все тебе объясним, что же случилось с твоим шариком. Проходи, садись.

Воспитатель: И так начнем! Ребята давайте все подуем ртом (все дуют). Что у вас получилось?

Дети: Получился ветер.

Воспитатель: Подставьте руку к своей струе воздуха, и вы сможете его почувствовать (дети выполняют).

Воспитатель: Вот таким образом можно надувать разные мягкие предметы. Ребята посмотрите на свои воздушные шарики. Какие они сейчас?

Дети: Шарики мягкие, плоские, не имеют формы.

Опыт 1.

Предлагает детям надуть свои воздушные шары.

Воспитатель: Воздух заполнил шары, у них появилась форма.

Какой можно сделать вывод?

Дети: Воздух приобрел форму предмета.

Воспитатель: Правильно, значит, воздух может приобретать форму предметов.

Опыт 2.

Предлагает детям потрогать свои воздушные шары.

Воспитатель: Какие теперь стали ваши шарики?

Дети: Упругими.

Воспитатель: Правильно, воздух внутри становится упругим, и надутые предметы тоже становятся упругими от воздуха. Какой теперь можно сделать вывод?

Дети: воздух делает надутые предметы упругими.

Воспитатель: Правильно, значит, воздух может придавать предметам упругость.

Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?

Дети: нет.

Опыт 3.

Воспитатель: Какими стали ваши пакеты?

Дети: Пакеты стали выпуклыми.

Воспитатель: Они наполнены воздухом, но мы его не видим, значит, воздух невидим.

Опыт 4.

Воспитатель сообщает, что сейчас сделает интересную хлопушку, показывает бумажный пакет, обращает внимание на то. Что у него нет формы, он мягкий, не упругий. Надувает пакет, показывает, какую форму он приобрел, дает всем потрогать и почувствовать его упругость, а затем предупреждает (чтобы дети не испугались, что сейчас хлопнет по нему. Хлопает и показывает, как пакет разорвался.

Предлагает детям сделать со своими пакетами тоже.

Воспитатель: как вы думаете, почему разорвался пакет?

Дети дают разные варианты ответов.

Воспитатель: Пакет разорвался потому, что воздух внутри сделал его упругим. Таким образом, можно сделать вывод, что от упругости воздуха предметы могут лопаться или рваться.

Воспитатель: Скажите ребята, теперь мы можем объяснить Пяточку, что случилось с его воздушным шариком?

Дети: Шарик лопнул потому, что его сильно сжали, а в нутрии у него был воздух. Он придавал шару упругость.

Воспитатель: правильно. Шарик сильно сжали, и воздуху стало мало места, он сделал шар более упругим и стенки шарика не выдержали сильной упругость воздуха, они становились все тоньше и тоньше, пока не лопнули и воздух не вышел наружу.

Пятачок: Спасибо ребята теперь я все понял почему лопнул мой шарик. Побегу и подарю Винипуху новый шарик, только предупрежу, что бы он его сильно не сжимал.

Физминутка:

Игра с перышком. Дети встают парами. Воспитатель предлагает каждой паре дуть на свое перышко и как можно дольше удерживать его в воздухе.

Воспитатель загадывает загадку: «Кинешь в речку - не тонет, бьешь о стенку – не стонет, будешь оземь кидать – станет кверху летать» (мяч).

Опыт 5.

Воспитатель показывает мяч и говорит:» вот удивительный предмет – круглый, плотный, упругий, ото всего отскакивает, играть с ним – одно удовольствие! Почему же он такой? Что у него внутри?

Дает детям потрогать, нажать почувствовать упругость. После ответов делает вывод: «Мяч надут воздухом, поэтому он такой упругий. Чем лучше мяч надут, тем более он упругий и тем лучше прыгает.

Дидактическая игра с мячом «Упругий – не упругий».

Воспитатель: ребята вы были хорошими учениками в школе «Профессора Всезнамуса». Но у нас остались воздушные шары, давайте пойдем гулять и узнаем еще про одно свойство воздуха.

Дети выходят на прогулку.

Опыт 6.

Воспитатель: Ребята посмотрите наши шарики в группе были упругими, ими хорошо было играть. А сейчас что с ними случилось?

Дети: шары стали маленькими и не упругими.

Воспитатель: Да шары как будто сдулись, но они по-прежнему завязаны и воздух из них не мог выйти, значит, произошла, что- то другое.

Дети: Да шарики завязаны.

Воспитатель: А произошло вот что. Когда мы были в группе, температура воздуха была высокая и наши шарики были большими и упругими, воздух в них был расширенным. А когда мы вышли на улицу, то температура воздуха резко понизилась, и воздух в шарах сжался, место в шариках освободилась, потому что воздух сжался и шары стали не упругими.

Предлагает детям потрогать шарики.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать из нашего опыта?

Дети: От холодной температуры воздух сжимается, а от теплой расширяется. От этого шарики то упругие, то нет.

Итог занятия :

Воспитатель: Правильно. Ребята скажите, что нового мы сегодня узнали о свойствах воздуха?

Дети:

воздух может принимать форму предмета, который надувают;

воздух придает предметам упругость;

воздух невидим;

от упругости воздуха предметы могут рваться или лопаться;

воздух от разной температуры может сжиматься или расширяться;

чем больше предмет надут воздухом, тем сильнее он упругий.

Воспитатель: Правильно ребята, вы все хорошо запомнили. Я даю вам домашнее задание: поговорите с родителями про насос, которым можно накачивать воздух; выясните, какие предметы накачивают воздухом, зачем нужны эти предметы, что с ними делают. На следующем занятии вы расскажете, что нового узнали.

Публикации по теме:

Экологический исследовательский проект «Этот обыкновенный воздух» для детей старшего дошкольного возраста Экологический проект "Этот обыкновенный воздух" Цель проекта: познакомить детей дошкольного возраста со свойствами воздуха; расширить представления.

Занятие по окружающему миру на тему: «Воздух — невидимка»Занятие по окружающему миру на тему: «Воздух — невидимка» Цель: закрепить знания детей о воздухе, его свойствах; развивать навыки проведения опытов; совершенствовать навыки техники дыхания. Оборудование:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия-исследования «Воздух упругий»
Опубликовано: 14 октября 2013 в 10:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД