Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Как у нашей у светелки огонек горит»

Людмила Криворучко
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Как у нашей у светелки огонек горит»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1

СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА

Конспект занятия

«Как у нашей у светелки огонек горит»

ВОСПИТАТЕЛЬ: КРИВОРУЧКО Л. Ю.

2013г

Цель:

- продолжать знакомить детей с отдельными историческими событиями через

народное творчество, с разновидностью кубанской керамической посуды и элементами ее украшения (декора).

- развивать интерес к культурному наследию своего народа.

- закреплять знание правил гостеприимства, приобщить к бытовой и семейной

культуре предков.

-воспитывать любовь к родному краю, привлечь внимание к неповторимой красоте Кубани, обогащать и активизировать словарь

- воспитывать уважение к труду народных умельцев, восхищения их творчеством.

Предварительная работа: знакомство детей с народно-прикладным искусством Кубани (гончарным делом и росписями, ознакомление с кубанскими обрядами и праздниками. Изготовление предметов быта из папье-маше. Посещение музея. Прослушивание аудиозаписи, разучивание народных песен, хороводов, наблюдение за кустарниками малины, крыжовника, смородины.

Словарная работа: макитра, глэчик, сходница, крынка.

Материал и оборудование: часть группы оборудована под светелку, кубанские песни в музыкальном сопровождении. Макитра, глэчик, кувшин, сундук, прялка.

Ход занятия

Дети играют.

Дорогие ребята, речь сегодня пойдет о русской старине, о том как жили - не тужили наши предки. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно! Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага! Но не ушло ли все старое – доброе, что велось веками?

Играет старинная музыка, которая постепенно затихает.

Воспитатель обращает внимание детей, что в группе появился сундук.

В-Ребята посмотрите, что это такое?

Д-Сундук.

В-Что может быть в этом сундуке, давайте пофантазируем (ответы детей)

В-Разные версии мы услышали. Теперь давайте откроем и посмотрим, кто же прав.

(открывается сундук,в сундуке папахи, платочки, венки и шали)

В-Ребята,давайте все это мы примерим. Это шаль, наверное для меня,а вам,девочкам,платочки и венки, а мальчикам папахи. Кто же носил эти вещи?

Д-Их носили наши деды. Они были казаками.

В-А где жили казаки?

Д-Казаки жили на Кубани.

В- Зимними холодными вечерами наши предки занимались рукоделием, украшением своих домов-вязали, пряли, вышивали. Иногда это делали в одиночку, а чаще собирались вместе на сходницу. Не зря есть пословица: «Собирай всю родницу на веселую сходницу».Вот и я вас приглашаю на сходницу.

(Первыми пришли девочки. Они начали вышивать, прясть).

Стук в дверь.

Мальчики-Тук-тук,

Девочки-Кто там?

М-То мы пришли.

Д-Зачем пришли?

М-Попеть,поплясать, языками почесать.

Д-А гостинцы у вас есть?

М-А как-же.

1-пряники печатные.

2-конфеты ароматные.

3-яблоки моченые.

Д-ну тогда заходите.

Мальчики проходят, угощают девчонок. Девчонки хихикают.

В-А теперь мы посидим, кой о чем поговорим.

В- ребята я вам много рассказывала о том как люди жили в старину у нас на Кубани, об их быте, праздниках, обычаях. Забывать мы стали, что главное в доме – печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. Русская печь отапливает жилье, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, сушатся продукты и одежда, в ней даже мылись!

Русская печь – это и посуда особой формы: горшки да чугуны. Приготовленные в русской печи кушанья отличаются особым вкусом и ароматом.

А какие угощения дарит нам печь. Каша, щи, пироги самые румяные! Вот собрались у нашей печки и стар, и млад блинов и пирогов покушать, старинные песни послушать, умение свое показать. Казаки очень гостеприимный народ. Они любили принимать гостей и угощать их разными кушаньями. А для того,чтобы угощать гостей. в доме было много разной посуды. Например в чугуне казачки готовили еду. Он очень тяжелый чугунный каша в нем никогда не подгорала, а оставалась вкусной, пальчики оближешь. Тесто месили в макитре-большом глиняном горшке. Теста делали много,так как семьи были большие, и пекли много хлеба. А еще макитру использовали для хранения сала, колбасы, различных солений. И чтобы продукты долго не пропадали макитру опускали в колодец ведь у наших предков холодильников не было.

В-Ребята, а кто из вас знает,какой любимый напиток был у наших предков?

Д-Молоко, квас, узвар.

В-Правильно, ребята. А в чем подавали эти напитки?

Д-В крынке, кувшине,глэчике.

В-Правильно ведь каждой хозяйке хотелось, чтобы ее посуда была самая красивая,поэтому они старались украсить ее красивой росписью, подсмотрев узоры у матушки- природы. Это и кусты малины, смородины, земляники, и крыжовника, их резные листочки и ягодки.

И вот сегодня я предлагаю вам украсить посуду для нашего музея. А для того, чтобы это получилось красиво, мы должны вспомнить, какие элементы росписи можно использовать, и при помощи чего мы их будем рисовать.

Например, малина. Как мы будем ее рисовать?

Д-ягодки малины рисовать тычками, а листики кисточкой прикладывая ее к листу. А у смородинки сначала нарисуем веточку кончиком кисти, проводя тоненькую линию, а затем ягодки-тычками.

В- молодцы, а расположение узора вы придумаете сами.

(Дети рисуют звучит спокойная кубанская песня).

В-Красивая посуда у вас получилась. Из такой не стыдно и гостей угощать.

Казаки после посиделок, провожая гостей домой, пели песни. И сегодня наши ребята споют песню «У Кубани матушки- реки». А сейчас ребята-казачата по старой кубанской традиции хотят вас угостить вкусным пирогом.

1-ребенок:

Есть хлеб у нас,картошка

И в крынке молока немножко

2-ребенок:

К столу всех просим!

Не стесняйтесь!

Пирогами угощайтесь!

Публикации по теме:

Открытка к Дню пожилого человекаОткрытка к Дню пожилого человека Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Чебурашка» Мензелинского муниципального.

Презентация работы по проекту «Патриотическое воспитание детей путем организации эколого-краеведческой работы» Презентация работы по проекту «Патриотическое воспитание детей через организацию эколого-краеведческой работы». Автор презентации: воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Пожарная безопасность
  • Фразеология
  • Фразеология
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Как у нашей у светелки огонек горит»
Опубликовано: 12 декабря 2013 в 22:01
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...