Конспект занятия «Как жили люди на Руси»

Лариса Шкатова
Конспект занятия «Как жили люди на Руси»

Цель:

Закрепить знания детей об истории России и укладе жизни наших предков.

Дать элементарные сведения о строительстве и устройстве русской избы, о предметах быта, традиция русских людей.

Воспитывать интерес к окружающему и чувство гордости за прошлое нашей страны.

Задачи:

Развивать логическое мышление, связанную речь. Обогащать словарь: запечье, бабий кут, красный угол, куклы обереги.

Оборудование:

Компьютер, видеопроектор, экспонаты музея «Русская изба».

Ход занятия

Воспитатель. Ребята посмотрите, что у меня? (глобус). Это модель нашей земли. Как называется наша страна?

Дети. Россия.

Воспитатель. Много разных стран на земле, везде живут люди, но Россия наша родина. Родина значит родная. Как мама и папа. А как называлась наша страна раньше?

Дети. Русь

Воспитатель. Каждый человек ребята где то живет. У него есть свой дом. В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних времен считается символом рождения жизни и ее продолжением. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.

Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам, а иногда вся деревня помогала строить. Место для строительства выбирали у леса или на берегу речки или озера. Как вы думаете почему так силились люди?

Дети. Потому что в лесу много ягод и грибов, в речке можно ловить рыбу и пить воду, вода нужна готовить еду.

Воспитатель. Сейчас ребята мы посмотрим фильм как наши предки строили избы.

Фильм «Ставенки».

Воспитатель. А сейчас мы с вами отправимся в наш музей «Русская изба», но мы не просто пойдем, а потечем ручейком.

Игра русская народная «Ручеек».

Воспитатель. Оказывается при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.

Вот мы и в избе. Центральное место занимает печь. Печь ставили так, чтобы она хорошо освещалась, и подальше от стены чтобы не случилось пожара.

Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, кочергу, совок.

На шесте у печи стояли чугуны, горшки В нише под шестком хранили инвентарь, дрова.

Воспитатель. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко».

Я говорю предложение, а вы должны его закончить.

Это куколка Акулька,

У нее кроватка – (люлька)

В печку слазить очень рад,

А зовут его (ухват).

У нее доска и палка-

Это бабушкина (прялка).

Кашу варит всем дружок

Круглобокий (чугунок).

Воспитатель. Кормилицей, матушкой – называли печь в народе. Матушка-печка, укрась своих детушек, говорили хозяйки когда пекли хлеб, пироги. Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло даже в лютые морозы. На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось.

О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи»

Воспитатель. Какие сказки вы знаете, где есть печка?

Дети. «По щучьему велению», «Гуси лебеди», «Заюшкина избушка».

Воспитатель. Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Место у печи назывался «бабий кут» (или женский угол). Здесь хозяйка готовила еду. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.

Другой угол у двери был мужской. Здесь стояли лавки, а под лавкой хозяин хранил свой инструмент. На веду стояли сундуки чем больше сундуков тем богаче хозяева. Ребята для чего нужны были сундуки?

Дети. В сундуках хранили свои вещи.

Воспитатель показывает на прялку. Ребята кажите, что это такое?

Дети. Прялка. На ней женщины пряли пряжу, из нее вязали рукавички, носки.

Воспитатель. Ребята вы сейчас спите в кроватках, а раньше малыши спали где?

Дети. В люльке.

Воспитатель. Главный угол в избе назывался красным. В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница-полочка и иконами. Иконы украшали нарядным полотенцем «рушником».

Входящий в избу человек обязательно снимал шапку поворачивался лицом к иконам, крестился и низко кланялся.

Обеденный стол стоял в красном углу. За столом вся семья кушала. Справа от хозяина сидели сыновья. С лева сидела хозяйка и ее дочери. Дочери помогали ей подавать еду из печи на стол. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу. Прилетят «злыдни» голодные человечки и принесут голод, нищету и болезни.

Воспитатель. Вот на столе в нашей избе лежит каравай черного хлеба. Особенно почетно крестьяне относились к хлебу. В крестьянской семье ели ржаной хлеб (черный). Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Если хлеб падал на пол его поднимали целовали просили прощение. Соль подавали в солонках деревянных или плетеных.

Воспитатель. Ребята вы знаете много пословиц о хлебе. Давайте мы их вспомним.

Дети. «Худой обед, коли хлеба нет», «Хлеба ни куска -стол доска»,

«Будет хлеб, будет и обед», «Ржаной хлебушко -калачу дедушка».

«Матушка рож кормит всех подряд, а пшеничка по выбору».

Воспитатель. Русские люди были гостеприимными. Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор».,

Воспитатель. Ребята давайте вспомним пословицы о гостеприимстве.

Дети. «Что есть в печи все на стол мечи».

«Не красна изба углами, а красна пирогами».

«Умей в гости звать умей и угощать».

Воспитатель. Ребята на этом мы сегодня закончим наше знакомство с жизнью наших предков, с устройством русской избы. Сейчас мы вернемся в нашу группу.

Воспитатель. Дети что интересного вы узнали из нашего путешествия

Давайте мы сейчас поиграем в игру «Что было? И что сейчас?»

Узнаем что вы запомнили.

На экране будет предмет старины вам нужно назвать, какой современный предмет сейчас заменил его. Правильный ответ появится на экране.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование «Мы сильны, когда едины!» (старшая группа) Цель:воспитывать интерес к истории Родины, любовь к своей Отчизне. чувство гордости за свою страну, за её героев. Дать детям представление.

Планирование с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Мой родной город — Москва» Месяц Занятия Программное содержание Сентябрь 1. «История возникновения родного города» 2. Беседа с детьми о родном городе. 3. Герб родного.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Конспект занятия «Как жили люди на Руси»
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 15:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Нетрадиционная техника рисования-рисование солью.
Нетрадиционная техника рисования ( старший дошкольный возраст) Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности «Полет в космос»...
Пасхальная радость
Пасха - Светлое Христово Воскресение. Пасха - Велия Радость для всех людей. В радостные Светлые дни православные христиане дарят друг другу красные яйца в...
Подвижная игра «Стукни по мячу» для детей младшего дошкольного возраста
Подвижная игра «Стукни по мячу» Цель игры. Учить детей делать подскоки на двух ногах в такт ударам мяча; учить бросать мяч двумя руками сверху вперед и...
Организация обучения и воспитания по физической культуре детей с общим недоразвитием...
Эффективность коррекционно – воспитательной системы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном...
Итоговое по конструированию подготовительная группа
Учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя поэтапные схемы изготовления животных ( зайца, лису, утку) ; учить четко выполнять инструкции...