Конспект занятия «Как жили люди на Руси»

Лариса Шкатова
Конспект занятия «Как жили люди на Руси»

Цель:

Закрепить знания детей об истории России и укладе жизни наших предков.

Дать элементарные сведения о строительстве и устройстве русской избы, о предметах быта, традиция русских людей.

Воспитывать интерес к окружающему и чувство гордости за прошлое нашей страны.

Задачи:

Развивать логическое мышление, связанную речь. Обогащать словарь: запечье, бабий кут, красный угол, куклы обереги.

Оборудование:

Компьютер, видеопроектор, экспонаты музея «Русская изба».

Ход занятия

Воспитатель. Ребята посмотрите, что у меня? (глобус). Это модель нашей земли. Как называется наша страна?

Дети. Россия.

Воспитатель. Много разных стран на земле, везде живут люди, но Россия наша родина. Родина значит родная. Как мама и папа. А как называлась наша страна раньше?

Дети. Русь

Воспитатель. Каждый человек ребята где то живет. У него есть свой дом. В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних времен считается символом рождения жизни и ее продолжением. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.

Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам, а иногда вся деревня помогала строить. Место для строительства выбирали у леса или на берегу речки или озера. Как вы думаете почему так силились люди?

Дети. Потому что в лесу много ягод и грибов, в речке можно ловить рыбу и пить воду, вода нужна готовить еду.

Воспитатель. Сейчас ребята мы посмотрим фильм как наши предки строили избы.

Фильм «Ставенки».

Воспитатель. А сейчас мы с вами отправимся в наш музей «Русская изба», но мы не просто пойдем, а потечем ручейком.

Игра русская народная «Ручеек».

Воспитатель. Оказывается при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.

Вот мы и в избе. Центральное место занимает печь. Печь ставили так, чтобы она хорошо освещалась, и подальше от стены чтобы не случилось пожара.

Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, кочергу, совок.

На шесте у печи стояли чугуны, горшки В нише под шестком хранили инвентарь, дрова.

Воспитатель. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко».

Я говорю предложение, а вы должны его закончить.

Это куколка Акулька,

У нее кроватка – (люлька)

В печку слазить очень рад,

А зовут его (ухват).

У нее доска и палка-

Это бабушкина (прялка).

Кашу варит всем дружок

Круглобокий (чугунок).

Воспитатель. Кормилицей, матушкой – называли печь в народе. Матушка-печка, укрась своих детушек, говорили хозяйки когда пекли хлеб, пироги. Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло даже в лютые морозы. На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось.

О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи»

Воспитатель. Какие сказки вы знаете, где есть печка?

Дети. «По щучьему велению», «Гуси лебеди», «Заюшкина избушка».

Воспитатель. Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Место у печи назывался «бабий кут» (или женский угол). Здесь хозяйка готовила еду. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.

Другой угол у двери был мужской. Здесь стояли лавки, а под лавкой хозяин хранил свой инструмент. На веду стояли сундуки чем больше сундуков тем богаче хозяева. Ребята для чего нужны были сундуки?

Дети. В сундуках хранили свои вещи.

Воспитатель показывает на прялку. Ребята кажите, что это такое?

Дети. Прялка. На ней женщины пряли пряжу, из нее вязали рукавички, носки.

Воспитатель. Ребята вы сейчас спите в кроватках, а раньше малыши спали где?

Дети. В люльке.

Воспитатель. Главный угол в избе назывался красным. В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница-полочка и иконами. Иконы украшали нарядным полотенцем «рушником».

Входящий в избу человек обязательно снимал шапку поворачивался лицом к иконам, крестился и низко кланялся.

Обеденный стол стоял в красном углу. За столом вся семья кушала. Справа от хозяина сидели сыновья. С лева сидела хозяйка и ее дочери. Дочери помогали ей подавать еду из печи на стол. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу. Прилетят «злыдни» голодные человечки и принесут голод, нищету и болезни.

Воспитатель. Вот на столе в нашей избе лежит каравай черного хлеба. Особенно почетно крестьяне относились к хлебу. В крестьянской семье ели ржаной хлеб (черный). Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Если хлеб падал на пол его поднимали целовали просили прощение. Соль подавали в солонках деревянных или плетеных.

Воспитатель. Ребята вы знаете много пословиц о хлебе. Давайте мы их вспомним.

Дети. «Худой обед, коли хлеба нет», «Хлеба ни куска -стол доска»,

«Будет хлеб, будет и обед», «Ржаной хлебушко -калачу дедушка».

«Матушка рож кормит всех подряд, а пшеничка по выбору».

Воспитатель. Русские люди были гостеприимными. Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор».,

Воспитатель. Ребята давайте вспомним пословицы о гостеприимстве.

Дети. «Что есть в печи все на стол мечи».

«Не красна изба углами, а красна пирогами».

«Умей в гости звать умей и угощать».

Воспитатель. Ребята на этом мы сегодня закончим наше знакомство с жизнью наших предков, с устройством русской избы. Сейчас мы вернемся в нашу группу.

Воспитатель. Дети что интересного вы узнали из нашего путешествия

Давайте мы сейчас поиграем в игру «Что было? И что сейчас?»

Узнаем что вы запомнили.

На экране будет предмет старины вам нужно назвать, какой современный предмет сейчас заменил его. Правильный ответ появится на экране.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование «Мы сильны, когда едины!» (старшая группа) Цель:воспитывать интерес к истории Родины, любовь к своей Отчизне. чувство гордости за свою страну, за её героев. Дать детям представление.

Планирование с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Мой родной город — Москва» Месяц Занятия Программное содержание Сентябрь 1. «История возникновения родного города» 2. Беседа с детьми о родном городе. 3. Герб родного.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Конспект занятия «Как жили люди на Руси»
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 15:16
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
«В ожидание Чуда». Фото отчёт.
Приближается самый долгожданный, волшебный праздник – Новый год, который очень любят и взрослые, и дети! Все ждут от него исполнения желаний, подарков и...