МААМ-картинки

Конспект занятия на масленичной неделе «Как Зима солнышко украла»

Алина Еделькина
Конспект занятия на масленичной неделе «Как Зима солнышко украла»

Цель: дать детям представление о традициях народного праздника Масленица.

Задачи:

Образовательные:

• знакомить детей с последним зимним праздником - Масленицей, посвященного солнцу, встрече весны и завершению зимнего периода;

• упражнять в словообразовании, поощрять речевую активность детей;

• формировать понятие о том, что развлечения и забавы могут зависеть от половой принадлежности.

Развивающие:

• развивать у детей познавательный интерес, творческое мышление, внимание, память;

Публикация «Конспект занятия на масленичной неделе „Как Зима солнышко украла“» размещена в разделах

• развивать умение и желание детей исполнять характерные народные песни и танцы;

• развивать мелкую и общую моторику;

Воспитательные:

• воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;

• воспитывать уважительное отношение к народным обрядам через ознакомление с произведениями художественной литературы, посредством различных видов музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения);

• вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на художественный образ народного праздника в картинах великих художников.

Активизация словаря: Масленица, забава, соломенное чучело, сырная неделя.

Предварительная работа:Беседы; рассказы; чтение и заучивание стихов, считалок, пословиц, поговорок о Масленице; рассматривание репродукций картин: Кустодиева Б. «Карусель», «Масленица», Сурикова В. «Взятие снежного городка», Соколова П. «Тройка зимой»; слушание музыкальных произведений: Агафонников В. «Сани с колокольчиками», Чайковский П. И. «Февраль. Масленица», русские народные частушки, заклички, хороводные песни; организация двигательной активности через подвижные русские народные игры, продуктивная деятельность по теме.

Развивающая среда:презентация с репродукциями картин: Кустодиев Б. «Масленица», «Карусель»; Сурикова В. «Взятие снежного городка»; Соколова П. «Тройка зимой»; картинки из серии «Масленичные гуляния»; оформление уголка «Русские традиции», костюм «Бабушка Забавушка», ширма; аудиозапись: народные, музыкальные произведения; аудиозапись Е. Железновой «Вот мы в автобусе сидим» ноутбук.

Ход Занятия:

Игровая мотивация «У бабушки Забавушки в гостях».

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо! Давайте посмотрим кто его прислал? (Открывает письмо и читает: «Дорогие, ребята! Приглашаю в гости. Буду вас ждать вас у себя в избушке на опушке леса! До встречи! Бабушка Забавушка».)

Воспитатель: Ребята, поедем в гости к бабушке Забавушке?

Дети: Да!

Воспитатель: А на чем мы все могли поехать? Чтобы все мы уместились, какой транспорт нам необходим?

Дети: Автобус!

Воспитатель: Правильно, автобус! Ну что, готовы, поехали!

Звучит аудиозапись Е. Железновой «Вот мы в автобусе сидим». Дети сопровождают слова движениями.

Воспитатель: Вот и приехали мы к бабушке Забавушке! Здравствуй,бабушка!

Дети: Здравствуй, бабушка Забавушка!

Бабушка Забавушка: Здравствуйте, мои юные друзья! Посмотрите на меня, как я сегодня нарядна да хороша! А знаете ли почему? Что за праздничная неделя сейчас идет?

Дети: Масленица!

Бабушка Забавушка: Масленицей провожали зиму и встречали весну. А в народе говорили: «В феврале зима с весной встречаются впервой». Праздник отмечали шумно, весело, с играми, потехами, поэтому Масленицу называли «широкой», «разгульной», «веселой».

А знает ли кто-нибудь из вас как решили в самый первый раз отметить Масленицу? Нет? Тогда я вам сейчас расскажу.

На экране меняются слайды по мере рассказывания сказки.

Жили-были в некотором царстве, в тридесятом государстве Зима и Масленица (слайд №2). Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо добрых глаз у нее были колючие льдинки. Вместо алых губ — губы, покрытые инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее и слуги: холодный ветер и злая вьюга.

А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные. Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.

(Слайд №3) Один раз рассердилась Зима и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство. Приказала тогда Зима своим слугам:

— Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома. Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!

(Слайд №4) И задул ветер (Бабушка дует на ребят, а дети на нее), и разыгралась вьюга (Бабушка показывает руками, как качаются деревья от ветра - ребята повторяют). Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. (Бабушка с ребятами закрывают лицо ладошками, выглядывают и снова прячутся). Видит Масленица — плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнышко не показывается, снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется Весна по такому снегу к людям.

Осталась одна неделя, и тут Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам да говорить людям, чтобы они блины стряпали без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. (Слайд №5) А блинчики горячие, круглые, румяные, словно солнышко. Куда блин падал, там и проталинка появлялась. (Слайд №6) Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься с них будут. Пусть Зима позлится! Мужикам подсказала атаковать снежную крепость Зимы. (Имитируют громкий стук в дверь) И обязательно всем есть каждый день блины, чтобы душа не смогла в ледышку превратиться, а иначе люди станут холодными, бездушными слугами Зимы.

Делали люди все, что им Масленица подсказала. Но этого оказалось мало. Нужно было больше тепла. Что делать?

— Сожгите меня, — сказала Масленица. Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили они у нее прощение за все, друг у друга попросили прощение, и уже хотели поджечь Масленицу, как какой-то мальчик закричал:

— Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело! (Слайд №7)

Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. (Слайд №8) Пламя такое было, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что Весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу, стали ее называть Широкой Масленицей. Вот и сказочки конец, а кто слушал - молодец.

Проблемная ситуация:

Бабушка Забавушка: Ой, посмотрите, ребята! Зима опять злится! Солнышко спрятала от нас, а чтобы солнышко вернуть надо нам несколько заданий выполнить! Готовы ли вы мне помочь?

Дети: Да!

Бабушка Забавушка: Тогда вот вам первое задание! Масленица – один из самых веселых праздников. Он символизирует конец зимы, и наступление Весны. Целую неделю длится праздник. И все это время пекутся блины и оладьи, которые так похожи на солнце.

Масленица всегда была очень веселой и шумной. Каждый день масленичной недели имеет свое название

Первый день – встреча. Как правило, в этот день дети и взрослые строили ледяные горки и изготавливали чучело Масленицы. (Слайд № 9) Посмотрите внимательно на экран, и ответьте на вопрос из чего зделано чучело Масленицы?

Дети: Ткани, соломы, веревки, бумаги.

Бабушка Забавушка: Молодцы, с первым заданием справились! Вот вам второе задание!(Слайд № 10) Второй день Масленицы называется заигрыши. В этот день дети и взрослые ходили от дома к дому, пели песни и выпрашивали за это блины. А на улице веселили людей скоморохи своими шутками и плясками. Давайте и мы с вами поиграем!

Проводится игра «Воротца»: Двое детей стоят, держась за руки (Воротца). Бабушка под музыку водит детей змейкой через воротца. Музыка останавливается – воротца опускаются. Пойманный ребенок также встает в воротца. Игра продолжается, пока не будут пойманы 4-5 детей.

Бабушка Забавушка:(Слайд №11) Третий день масленичной недели – лакомка. В этот день зятья (наши папы)ходили в гости к нашим бабушкам, и там угощались блинами и другими масленичными лакомствами.

Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!

Дети отгадывают загадки:

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (блины)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый (Хлеб) (Слайд№ 12)

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог (Слайд № 13)

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука) (Слайд №14)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно) (Слайд №15)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто (Слайд №16)

Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

А зато когда сыта,

От Федоры – теплота. (Печь) (Слайд №17)

Бабушка Забавушка: Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой?

Дети: Четверг!

Бабушка Забавушка: Четвертый день - самый веселый. Он называется «широкий четверг» или по-другому «разгул, перелом».(Слайд №18) Этот день находится по середине масленичной недели: три дня уже отгуляли и еще три дня осталось. Все плясали, водили хороводы, пели частушки и песни, катались с горок, устраивали бои, конские бега, строили снежный город и брали его боем. В этот день гуляли с утра до позднего вечера.

Давайте и мы с вами поиграем

Физкультминутка «Снежки»

Раз, два, три, четыре (загибают пальчики)

Мы с тобой снежок слепили (лепят снежок)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают руками круг, сжимают руки, гладят ладошки)

И совсем, совсем не сладкий! (грозят указательным пальцем)

Раз – подбросим (подбрасываем воображаемый снежок)

Два – поймаем (ловят снежок)

Три – уроним (роняют снежок)

И сломаем! (топчут снежок ногами)

Бабушка Забавушка: Молодцы, славно мы поиграли! (Слайд№ 19)Пятый день – Тещины вечерки. Помните, зятья (наши папы) ходили к бабушкам на блины? Вот. А теперь наши папы зовут бабушек на блины и угощают их. А молодые девушки брали тарелку с блинами и выходили на улицу. Если, девушка приглянулась парню, то он подходил к ней и угощался блином. Тем самым проверяли парни хорошая ли из девушки хозяйка выйдет.

А теперь мы посмотрим на наших девочек, как они умеют танцевать!

Танец девочек под песню «Мы милашки-куклы неваляшки»

Бабушка Забавушка:(Слайд №20) Шестой день – золовкины посиделки. В этот день молодые семейные пары приглашали в гости своих родственников, они вспоминали былые времена, интересные истории из жизни. Кто был в ссоре обязательно мирились. Вспоминали тех, кого нет с ними рядом. И, конечно же, ели блины. Обыкновенный блин можно назвать разными словами.

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины».

На тарелке он один – называем просто… блин.

Много испекли их мы – тогда назовем… блины.

Испекли для дочек – назовем… блиночек.

Будет есть их сынок – назовем тогда… блинок.

Огромный, как домище – назовем…блинище.

Бабушка Забавушка:(Слайд №21) Последний день масленицы – прощеный день или проводы. В этот день где-нибудь в поле или другой открытой местности разводили костры и сжигали чучело под песни и пляски. Так прощались с зимой. Также в этот день люди ходили в гости и просили прощения. Говорили "Прости меня пожалуйста за все". Им отвечали: "Прощаю. И ты меня за все прости". Так заканчивалась масленичная неделя. А теперь, ребята, давайте с вами споем песенку «Мы давно блинов не ели».

Песня «Мы давно блинов не ели»

Бабушка забавушка: Молодцы, ребята, и пели, и танцевали, и играли вы. Смотрите и Зиму смогли задобрить. Зима солнышко вернула! Спасибо, вам, за помощь!

Воспитатель: Ну, а нам пора вернуться в детский сад! До свидания, бабушка забавушка!

Дети: До свидания!

Бабушка Забавушка: До свидания! До скорых встреч!

Звучит музыка Е. Железновой «Вот мы в автобусе сидим» дети возвращаются в группу.

Публикации по теме:

Фотоотчет о неделе «Волшебница Зима»Фотоотчет о неделе «Волшебница Зима» Зима – волшебная пора. Новогодние утренники это только начало зимних чудес. Поэтому после новогодних каникул педагоги детского сада «Родничок».

Фотоотчет о тематической неделе «Зимушка-зима»Фотоотчет о тематической неделе «Зимушка-зима» Здравствуйте, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о проведении тематических недель на тему "Зимушка-Зима". Начало недели.

Фотоотчет о тематической неделе «Пришла зима»Фотоотчет о тематической неделе «Пришла зима» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Тема этой недели с 27.11 по 01.12. у нас была "Пришла зима-красавица" А зимы -то и нет. В.

Календарное планирование по тематической неделе «Зима. Зимние забавы» Цели деятельности педагога: формировать у детей элементарные представления о зиме: идет снег. Деревья голые. земля покрыта снегом, стало.

Конспект внеурочного занятия во 2 классе «Как на масляной неделе…» по предмету «Культура добрососедства» Тема занятия: Как на Масляной неделе…. 2 класс Предмет: Культура добрососедства. Музыка Раздел: Традиционная и современная культура. Праздники.

Сценарий осеннего праздника в средней группе «Как сердитая Тучка украла Осень» Сценарий осеннего утренника в ДОУ «Как сердитая Тучка украла Осень» средняя группа Действующие лица Взрослые: Ведущая, Осень, Лесовичок.

Конспект занятия по физкультуре «Как дети будили Солнышко» Методическое объединение воспитателей МБДОУ детского сада «Березка» Особенности воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной.

Сценарий Новогоднего утренника «Как баба Яга у деда Мороза валенки украла» для старшей группы Дети под музыку «Снежный бал» входят в празднично украшенный зал. ВЕДУЩИЙ: Любой из нас, конечно, ждёт Веселый праздник Новый год! Но.

Отчёт мероприятий, посвящённых тематической неделе «Зима»Отчёт мероприятий, посвящённых тематической неделе «Зима» Зима — время волшебства и сказок. Именно так к ней относятся большинство детишек, да и взрослых. Вот и мы не смогли обойти стороной это.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Сказка про то, как Колобок солнышко искал»Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Сказка про то, как Колобок солнышко искал» Дети входят в зал под музыку. Встают на листочки. Вед: Листик желтый на ладони Был когда-то он зеленый К нам в окошко прилетел От чего он.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия на масленичной неделе «Как Зима солнышко украла»
Опубликовано: 10 февраля 2018 в 22:52
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД