Конспект занятия «Красота народного костюма. Головные уборы»

Надежда Васильченко
Конспект занятия «Красота народного костюма. Головные уборы»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

Центр развития ребёнка №125

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе детского сада.

Тема: «Красота народного костюма. Головные уборы»

Выполнила: ПДО ИЗО,Васильченко Н. В. Челябинск, 2011

Цель занятия: познакомить детей с особенностями русского и татарского национального костюма.

Задачи:

1. Учить различать женские и девичьи головные уборы в русском костюме и татарские головные уборы – калфак и тюбетейку.

2. Развивать интерес к культуре народов ; своего края.

3. Продолжать учить украшать узором головные уборы, используя элементы татарского и русского орнаментов.

Предшествующая работа:

• Беседа о традиционном комплекте в русском  народном костюме и татарском.

• Рассматривание головных уборов и элементов узора с целью ознакомления с их значимостью.

• Гендерный подход в процессе занятия: предложить мальчикам шаблоны тюбетеек, сапог, картузов и фуражек, графические портреты мужчин.

Материал: изобразительный материал на выбор детей,  дополнительный материал для украшений (пайетки, тесьма, ленты, шаблоны мужских и женских, русских и татарских головных уборов и изображение лиц, салфетки, клей ПВА, музыкальный диск для фона. Демонстрационный материал: элементы узора на каждого ребёнка  (русского и татарского).

Практическое задание: украсить шаблоны головных уборов и наклеить на изображение лица, используя дополнительный материал.

Ход занятия:

Здравствуйте, дети! Сегодня на музыкальном занятии, вы познакомились с играми, песнями и танцами разных народов.

А знаете ли вы, какие народы проживают на нашей малой Родине – Южном  Урале?      (русские, татары, башкиры, украинцы  и д. р.)      

Обратите внимание, что  необычного в  оформление кабинета вы увидели?     (костюмы)

На нашем занятии мы продолжим знакомство с традициями  разных народов, познакомимся с основными  элементами русских и татарских народных костюмов, как мужских, так и женских, а также с элементами костюмов жителей Урала.

В таких костюмах можно встретить людей на улицах города?

Попробуем представить себя в этих костюмах. Вам было бы удобно? Вас всё устраивает в них?

Нет, не очень удобно, играть и бегать удобнее в современной одежде.

Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные (национальные) костюмы? Когда их одевают?

В музеях, на старых фотографиях, на праздниках, на концертах народных танцев и песен. А ещё на картинах художников.

Хотите посмотреть, как одевались наши прабабушки и прадедушки? Я приглашаю вас, в видеозал.

Слайд  №1  (2 фото)

(Русский женский, мужской, Уральский праздничный национальный  наряд)

Женский - это белая рубаха с мягкими складками по вороту, сарафан, подхваченный у груди поясом с золотым шитьём, а это более древний комплект – понёва – прабабушка современной юбки, рубаха с расшитыми узорами по плечу, запон.

Слайд №2  (2 фото)

А вот нарядный сарафан Уральских казачек. Чем он отличается?

(Зелёного цвета)

Слайд  №3  (1 фото)

     Мужской – рубаха, порты (штаны, пояс  расшитый орнаментом или со словами- пожеланием добра, на ногах лапти или сапоги.   

Слайд  №4  (3 фото)

                 (татарский женский и мужской национальный костюм)

Сейчас перед  вами татарский национальный костюм – рубаха, камзол, шаровары, сапоги – ичиги. У женщин – камзол из бархата, рубаха из парчи. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, сапоги – ичиги из мягкой кожи. Всё расшито орнаментом,  который включает в себя растительные  элементы  узора (цветы, листья, веточки).

Ребята, а ведь мы совсем забыли ещё об одном очень важном элементе костюма.   О каком?

Правильно, о головном уборе.   Рассмотреть тюбетейку.

Татарский головной убор (1 фото) - мужчины и женщины носили тюбетейки.   Обратите внимание, как красиво они украшены – расшиты золотыми нитями, бисером, бусинками. Какие элементы вам знакомы? Назовите их. Рассмотреть форму, цвет тюбетейки. Каждая деталь русского  костюма носила ; свой определённый смысл.

Слайд  №5  (4 фото)

Девичьи накосники, повязки, венцы, коруны скреплялись сзади, оставляя косу или распущенные волосы открытыми. Девушки имели право «светить»  волосы, т. е. ходить простоволосыми, демонстрировать свои волосы. В косы вплетали «косники».

    

Слайд  №6  (3 фото)

Женские головные уборы: женщины прятали волосы под кокошник, который в разных местах назывался по - разному:  кика рогатая, ряска или каблучок. Кокошник  расшивали жемчугом, золотыми нитями или украшали свисающими нитями бисера, пушками. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорной ткани.   Они нередко украшены изображениями звёзд, солнца, древа и птиц, да и сами названия некоторых головных уборов «птичьи»: кокошник от слова «кокошь» - петух, кика или кичка (утка, сорока. Все это связано с образом неба. Нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные украшения    символизировали струи дождя, капли росы, падающие  на землю-матушку. Головной убор в России носили, как правило,  замужние женщины.   В течение длительного времени складывалась традиция, согласно которой замужние женщины должны были скрывать свои волосы. Поэтому, сорвать с женщины головной убор, считалось самым грубым оскорблением. Вы,  наверное, слышали слово «опростоволоситься», то есть опозориться. Нельзя было выходить из дома, заниматься домашними делами с непокрытой головой.

Слайд  №7  (1 фото)

Мужские головные уборы: шапка из сукна или войлока, картуз,  зимой  Уральские казаки носили папахи, а летом – заменяли шапки фуражками.

Слайд  №8  (1 фото)    

Великие художники прошлого, часто изображали  русских красавиц в национальных костюмах, а поэты писали о них стихи.

Константин Маковский «Русская красавица»

Есть женщины в русских селеньях

С  спокойною важностью лиц,

С  красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

                    

Их разве слепой не заметит!

А  зрячий о них говорит:

Пройдёт – словно солнцем осветит,

Посмотрит – рублём одарит.

Красавица миру на диво:

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде  красива,

Во всякой работе ловка.   

(Н. Некрасов)

(картины художников)  И. Аргунов, М. Врубель, А Венецианов.

В прошлые времена девушки сами шили и украшали свою одежду, мужчины делали более трудную работу - умели шить сапоги, плести лапти, катать валенки. Интересно сможем ли мы с вами сегодня быть такими же умелицами и умельцам? Как сегодня называют людей, которые придумывают и украшают новые модели одежды? (модельеры, дизайнеры). Цвет, узор, силуэт русских сарафанов, понёв, рубах до сих пор вдохновляют современных художников – модельеров.     Ребята, я принесла вам шаблоны головных уборов и очень хочу, чтобы вы сегодня, хотя бы ненадолго, стали дизайнерами и украсили головные уборы для артистов народного танца. Хотите попробовать? Тогда выбирайте материал, которым будете работать (краски, фломастеры, дополнительный материал – бусы, пайетки, стеклышки -стразы и д. р., шаблоны головных уборов и начинайте работать. А я буду старшим дизайнером и помогу вам.   На моем столе вы найдете много предметов украшения, которые могут вам понадобиться.

Работа детей под звуки народной музыки.

Физкультминутка.

Если б всё на свете было

Одинакового цвета,  -  (покрутить головой)

Вас бы это рассердило,

Или радовало это? –  (покачать головой)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным, - (наклоны)

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным! – (прыжки на одной ноге)

После окончания работы, рисунки вывешиваются на доске и проводится самооценка.   Педагог хвалит детей за умелость и угощает национальным татарским блюдом «Чак – чак».

Конец занятия.

Презентация к занятию "Красота народного костюма. Головные уборы". Презентация

Фотографии занятия

Конспект занятия «Красота народного костюма. Головные уборы»

  

  

  

  

  

Публикации по теме:

Детские новогодние костюмы. Рекомендации для родителей. Ежегодно на родительских собраниях в ноябре я знакомлю родителей всех групп с рекомендациями по выбору и изготовлению новогодних костюмов.

Студия «Фантик» (продолжение)Студия «Фантик» (продолжение) В 2007 году мы решили продолжить моделирование одежды из фантиков. Тема для костюмов была выбрана не случайно. Сегодня мы всё чаще интересуемся.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Одежда, обувь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект занятия «Красота народного костюма. Головные уборы»
Опубликовано: 11 декабря 2011 в 15:44
+14
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...
Фотоотчет: рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Задачи: учить детей рисовать гуашью; показать приемы работы с гуашью; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать...
Магнитик — сувенир. План — конспект совместной деятельности. Средняя группа.
Тема: Магнитик – сувенир. Цель: Вылепить с детьми сувенир – магнитик. Задачи: Формировать умение лепить из природной глины различные предметы;...
«Окна в дыму» (фото отчет детского творчества по теме «Безопасность»)
Прошла у нас неделя безопасности. Как результат работы было рисование « С дымом мешается облако пыли. » В работе с детьми мы использовали различные...