Бобкова Ольга
Конспект занятия «Люби и знай свой край. Смоленск»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ»
Предшествующая работа:
1. Рассказ воспитателя о возникновении города.
2. Экскурсии по городу, беседы.
3. Рисование, лепка, конструирование на тему «Мой город».
4. Памятники далекого прошлого.
5. Памятки Великой Отечественной войны.
6. Замечательные люди города.
7. Народное творчество.
Цель:
Публикация «Конспект занятия „Люби и знай свой край, Смоленск“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Смоленская область, Смоленск
- Темочки
Дать детям представление о городе, помочь представить, как выглядел Смоленск в старину, чем занимались его жители. Познакомить с историей строительства крепостной стены, показать некоторые памятники и рассказать о событиях, связанных с ними. Развивать речь, воображение, познавательные интересы. Воспитывать уважительное отношение к памятным листам города, желание делать его красивее, делить труд мастеров, воспитывать чувство прекрасного.
Ход занятия:
Воспитатель: Где мы с вами живем?
Дети: В городе.
Воспитатель: Как он называется?
Дети: Смоленск.
Воспитатель: Есть ли у слова «город» какая-либо связь со словом «огород»?
Дети: Есть.
Воспитатель: Конечно. Ведь слово «город» возникло от слова «огораживать». Город - это место, где стояли дома и жили люди. Но чтобы враги не нападали на жителей города, они свое население огораживали сооружениями.
Воспитатель: Как вы думаете, чем огораживают огород (изгородь, забор?
Дети: ответ.
Воспитатель: Чем был защищен от врага наш Смоленск?
Дети: Стеной. Строили большой земляной вал. Укрепляли очень толстые бревна. Бревна были крепкие. Вот и название пошло отсюда - крепость. Вокруг крепости был глубокий ров, залитый водой. Наверху стены стояли башни.
Воспитатель: Для чего они нужны?
Дети: Чтобы видеть врагов.
Воспитатель: Были и ворота. Шли года и стена приходила в негодность, необходимо было много деревьев вырубать. Вот тогда и возникла идея построить стену из кирпича.
Рассказ воспитателя.
Кто же был этим первым человеком, построившим такую красоту. Стена не только проста, но и красива. За ее красоту стену стали называть ожерельем, а Федору Коню поставили памятник, чтобы Смоляне всегда его помнили.
Рыленков - смоленский поэт - так сказал (рассказывает Денис Ф.) :
Это летопись битв,
Это повесть о судьбах России!
Это каменный щит,
Что хранит ее сердце - Москву!
Воспитатель: На чем построен наш город?
Дети: Наш город построен на 7 холмах.
Воспитатель: На самом высоком из них построен Собор. Почему?
Рассказ воспитателя.
(Лена X. Рассказывает стихотворение)
Купола шатровые как будто
Мечтами пронзают небеса.
И плывут, поставленные круто,
Белокаменные паруса.
Воспитатель: Какая река протекает в нашем городе?
Дети: Днепр.
Воспитатель: Смоленск - город-герой?
Дети: Он выстоял перед многими нападениями врагов, поэтом в Смоленске много памятников.
Воспитатель: Какие вы знаете?
Дети: Кутузову.
Воспитатель: Кто он такой?
Дети: Он разбил армию французов.
Дети: Памятник с орлами, пушки, памятник Василию Теркину, герою-солдату, вечный огонь, Володе Куриленко.
(Антон Т. рассказывает стихотворение)
Русский воин - город, город - труженик, солдат.
Сколько вынес бед,
И сколько выдержал ударов.
С честью и достоинством
Ты растешь и строишься,
Подвигом живешь.
Взамен не требуя наград.
Воспитатель: Много замечательных людей жило и живет на нашей Смоленской земле. Кого вы знаете?
Дети: Юрий Гагарин, поэт Исаковский, Твардовский, композитор Глинка, путешественник Пржевальский, т. д.
Воспитатель: В их честь названы улицы, площади. Почему?
Дети: Чтобы люди о них всегда помнили.
У нас на Смоленщине жили очень талантливые и умелые люди. Они замечательно работали и умели отдыхать. В праздник на Смоленщине играли в игру - желание «Коза».
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай коза потопаем, потопаем, потопаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
На нашей земле очень хорошо растет лен, его растили, ткали нити, делали холсты и шили одежды. Мастерицы украшали их всевозможными орнаментами, ведь когда одежда красива, то ее и носить хочется. Давайте рассмотрим эти изделия.
Рассказ воспитателя, детей.
Воспитатель: На Смоленщине очень глинистая земля и ей нашли свое применение. Что изготавливали и изготовляют из глины?
Дети: Ответ.
Воспитатель: А из чего еще делают посуду?
Дети: Дерева, стекла.
Воспитатель: Стеклодувы выдувают различные предметы из стекла.
А для чего нужны все эти вещи?
Дети: Одеваться, украшать жилища, для еды.
Рассказ воспитателя, детей.
Много веселых и талантливых людей живет у нас на Смоленщине. Вы видели фольклорный ансамбль, который к нам приезжал. Вспомните, как они были одеты, как пели и танцевали. Мы с вами тоже очень красиво оделись, давайте веселой игрой закончим наше занятие.
Хоровод: «Вейся капуста моя».