Конспект занятия «Масленица: первый день — «Встреча» для воспитанников I ступени специальной (коррекционной) школы

надежда пермякова
Конспект занятия «Масленица: первый день — «Встреча» для воспитанников I ступени специальной (коррекционной) школы

Тема: «Масленица - первый день «Встреча».

Цель. Знакомство детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы.

Задачи:

• Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Развивать познавательный интерес к традициям своего народа.

Коррекция и развитие внимания, памяти, связной речи.

Воспитание интереса и уважительного отношения к русским народным праздни-кам, традициям и обычаям.

Оборудование. 1. Презентация «Масленица»: репродукции картин художников

Н. Кустодиев «Масленица», Б. Кустодиев «Масленичное гуляние», К.

Юон «Зима. Ростов Великий», С. Михеев «Госпожа честная масленица»

2. Аудиозапись «Звон колоколов».

3. Кукла Масленица.

4. Резиновые мячи и корзина.

5. «Снежки».

6. Шары, смайлики «Масленица».

Ход занятия.

Участники занятия рассаживаются так, чтобы большая часть комнаты оста-валась свободной. Звучит аудиозапись «Звон колоколов».

Воспитатель. Здравствуйте, ребята, что это за звуки мы слышим?

Дети. Это звон колоколов.

Воспитатель. А кто из вас знает, когда обычно звонят колокола?

Дети. Колокола звонят обычно на праздник!

Воспитатель. Верно! А посмотрите на картину и расскажите, что вы на ней видите? Дети. Много людей, люди катаются на санях.

Дети. Веселье.

Дети. Купола церквушки.

Воспитатель. Какие цвета использует художник?

Дети перечисляют.

Воспитатель. Какие чувства вы испытываете, глядя на картину?

Дети. Становится светло и радостно на душе, потому что наступил праздник!

Воспитатель. Верно, сегодня мы с вами поговорим об одном из самых старинных, весё-лых праздников, который изображён на картине Н. Кустодиева. Попробуйте отгадать, что это за праздник? - «Её называют «весёлой», «широкой», «сырной неделей» и праздну-ют 7 дней. Догадались?

Дети. Это Масленица.

Воспитатель. Конечно, это Масленица.

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Воспитатель. Масленица — один из самых старинных и любимых в народе праздников. Празднуют её в конце февраля, начале марта. Масленица имеет другое название — Про-воды зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каж-дого из нас — помочь прогнать зиму, разбудить природу!

В этот праздник не скучают,

Всё в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно!

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, почему Масленицу Масленицей назвали?

Дети. Масленицу назвали так, потому что пекли вкусные, масляные блины.

Воспитатель. Верно! К блинам и оладьям в старину полагалась особая еда: мёд, икра, капуста. А также сыр, масло, рыба, творог. На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой. Раньше Масленицу праздновали все: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

А название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять – вот и пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей, много сыра было на столах.

Чтобы прийти в гости на блины запасались пословицами и поговорками.

А знаете ли вы пословицы?

Дети. Да.

Воспитатель. Какие пословицы вы знаете?

Дети называют пословицы.

Воспитатель. А сейчас я буду говорить пословицу, а вы — её продолжите. (Слайды).

Ученье — свет… (а неученье — тьма).

Готовь сани летом… (а телегу — зимой).

Не красна изба углами… (а красна пирогами).

Маленькое дело лучше… (большого безделья).

Чем дальше в лес… (тем больше дров).

Не сиди, сложа руки… (не будет в доме скуки).

Труд человека кормит… (а лень портит).

Воспитатель. Молодцы! Вы хорошо знаете пословицы!

Воспитатель. В масленичную неделю каждый ее день имел, ребята, своё название, кото-рое говорило о том, что в этот день нужно делать.

Начиналась Масленица в понедельник, который назывался Встреча, а у нас сего-дня какой день недели?

Дети. Понедельник.

Воспитатель. Значит, как называется сегодняшний день в Масленицу?

Дети. Этот день называется Встреча.

Воспитатель. С понедельника, со Встречи начинали печь блины. У каждой хозяйки свой рецепт. В добрые старые времена хозяйка, пекшая блины часто приговаривала:

Первый блин – комом,

А второй – знакомым,

Третий блин – дальней родне,

А четвертый – мне!

И сейчас эти слова часто можно услышать от наших мам или бабушек, когда они пекут блины. Поднимите руку, кто из вас уже слышал эти слова.

Дети поднимают руки.

Воспитатель. Вот видите, как много из вас знают их. А ещё в день Встречи раньше дела-ли куклу Масленицу, наряжали её, усаживали в сани и везли на горку. Праздник откры-вали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу: «Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.» После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица»!

А сейчас встаньте все и давайте все вместе позовём Масленицу, скажем громко: «Масленица, приходи»! \Заносят куклу Масленицу \.

Воспитатель. Вот и к нам пришла Масленица. Нравится она вам?

Дети. Да.

Воспитатель. Давайте для нашей Масленицы сыграем в игру на внимательность. Игра называется «Рыба, зверь, птица».\Дети становятся в кружок. Воспитатель ходит пе-ред ребятами и говорит несколько раз: «Рыба, зверь, птица». Внезапно он останавлива-ется перед одним из игроков и произносит одно из этих слов, например «птица». Тот, на кого пал выбор, должен немедленно назвать какую нибудь птицу. Нельзя повторять названия тех зверей, рыб, птиц, которые уже были перечислены раньше. Те же, кто за-зевается или ответит неверно, выбывают из игры \.

Воспитатель. Понравилась игра?

Дети высказывают свои мнения.

Воспитатель. Начиная со дня Встречи, дети каждый день катались с гор. А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блины: «Подайте широкой масленице»! А по дороге пели:

Как на масленой неделе

Из избы блины летели!

Уж вы, блины мои блины!

Уж блиночки мои!

Если хозяева подавали мало, дети их дразнили: «Паршивые блины, по аршину длины»! — и убегали. В этот день загадывали друг другу загадки. А вы любите загадки?

Дети. Да!

Воспитатель. Давайте попробуем проявить свою находчивость. Какие загадки вы знаете?

Дети загадывают загадки присутствующим.

Воспитатель. Молодцы, а теперь мои загадки отгадайте!

Если есть сковорода,

Будет русский сыт всегда:

Жарким солнышком весны

Зашкварчат на ней ___

Дети. Блины.

Воспитатель. Пять яиц, стакан муки

Масло, чашка, две руки.

Сода, соль и молоко –

Миксер крутится легко.

Он крутился и крутился –

___

Дети. Блинчик тонким получился.

Воспитатель. Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь.

Дети. Блины. А праздник, конечно, масленица.

Воспитатель. Для любимой бабушки

Испеку оладушки.

Так румяны и вкусны

Эти пышные.

Дети. Блины.

Воспитатель. Молодцы. А о чём были мои загадки?

Дети. О блинах.

Воспитатель. Как вы думаете, что самое главное на Масленице?

Дети. Главное на Масленице блины.

Воспитатель. Ну, конечно, блины! Хозяйки пекли каждый день блины из гречневой и пшеничной муки. И в народе говорили: «Блин хорош не один», «Блин не клин, брюхо не расколет». С чем только их не ели: с маслом, мёдом, икрой. Есть даже такой случай, что один человек, придя в гости, сразу съел 70 блинов. Блин считается символом Масленицы.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, почему блин стал символом масленицы?

Дети высказывают свои предположения, делятся мнениями.

Воспитатель. Верно, блин круглый, поджаренный, снятый «с пылу», напоминает сол-нышко. Он был символом весеннего солнца. А солнцу всегда поклонялись и славили все народы мира. С Масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась но-вая жизнь в природе, солнце управляло ветрами и водами, давало свет и тепло человеку. Масленица была праздником весеннего солнца.

Воспитатель. Скажите ещё раз, что же напоминал блин?

Дети. Блин напоминал солнце.

Воспитатель. Молодцы! В первый день Масленицы много играли. Давайте и мы с вами тоже поиграем в Снежки против Зимы. \Для игры необходимы пять маленьких резиновых либо теннисных мячей или небольших мешочков с песком (снежки). Корзина. Задача иг-рающих: с 4– 5 шагов попасть мячом в корзину. Победителями считаются те, кто с пя-ти попыток сделают больше попаданий \.

Воспитатель. Ну вот и подошла к концу наша Встреча. Пора подвести итоги. Почему праздник назывался Масленицей?

Дети. Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе пекут блины масле-ные.

Воспитатель. Чем питались в Масленицу?

Дети. Блинами, сыром, творогом, рыбой.

Воспитатель. Как по-другому называют Масленицу?

Дети. По-другому Масленицу называют Сырной неделей или Проводы Зимы.

Воспитатель. Молодцы, вы сегодня очень активно работали, я вами довольна. А, что-то нового вы узнали на занятии?

Дети рассказывают о Масленице.

Воспитатель. Молодцы! Что вам особенно понравилось?

Дети. Высказывают свои мнения.

Воспитатель. А на прощание я хочу вам всем подарить вот эти шары, украшенные смай-ликами «Масленица», пусть они напоминают вам о русском народном празднике!

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Проект «Масленица» Программное содержание: Образовательные задачи: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Проект «Масленица» Уважаемые педагоги. Хочу представить вашему вниманию презентацию подготовленную к празднику "масленица" Программное содержание: Образовательные.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект занятия «Масленица: первый день — «Встреча» для воспитанников I ступени специальной (коррекционной) школы
Опубликовано: 5 января 2014 в 06:50
+67
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...