Конспект театрализованного занятия в подготовительной группе «Масленица»

АЛЕКСЕЙ ТОКАРЕВ
Конспект театрализованного занятия в подготовительной группе «Масленица»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Цели:

• Продолжать знакомить с русскими народными праздниками.

• Прививать любовь и уважение к народным традициям.

• Вспомнить названия 7 дней Масленицы, объяснить их значение.

• Активизировать словарь детей.

• Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения.

• Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

Ход занятия

- Дети, какое сейчас время года?

- Какие вы знаете зимние месяцы?

- Какой народный праздник мы отмечаем в феврале? (Масленицу)

- Что это за праздник? (Это время, когда зима встречается с весной)

- В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны Это один из наиболее ярких народных праздников, который проводится с особенным размахом. Проводам зимы и встрече весны придавалось важное значение.

- Отгадайте загадку:

Круглый, а не колесо.

Горячий, а не солнце,

Не пирог, а есть можно. (Блин)

- Блин – это символ Масленицы, а Масленица – это целая неделя гуляний, игр, вкусных и обильных угощений. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица – это праздник встречи с солнышком.

- На Руси этот праздник встречали песнями, плясками и веселыми играми.

Дети исполняют русскую народную песню «Во поле березка стояла».

- Вся неделя празднования Масленицы именовалась мясопуст, то есть полное воздержание от мясных кушаний, как подготовка к суровым дням Великого поста, который последует сразу за Масленицей и будет длиться семь недель, до самой Пасхи. Но люди еще в старину нашли выход: нельзя есть мясо, но ведь существует молоко, творог, сыр. Отсюда в народе эта неделя получила название «сырная неделя». Кроме того не воспрещается и рыба.

-Давайте споем с вами русскую народную песню «Ой, блины, блины…».

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Напекла она поесть

Сотен пять, а может шесть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои – готовы!

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

- Издавна сложился порядок провожания Масленицы. Смена забав и веселья в течение недели имела определенную последовательность, что закрепилось в названиях дней Масленицы.

Понедельник называли встречей. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили в санях по деревне. Затем отвозили на самую высокую снежную гору, чтобы Масленица видела, откуда придет весна. Молодежь строила снежные горы, мастерила качели, веселилась, шутила, пела «величальные» песни в честь Масленицы

Вторник – заигрыши. С утра парни приглашали девушек кататься с гор. Приглядывали невест. В самый лютый мороз девушки без рукавичек с горок катались, а будущие свекрови себе невесток выбирали6: та, у которой руки теплые, доброй хозяйкой будет.

Среда – лакомка. В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. Всюду появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей, каленые орехи, медовые пряники.

Четверг именовали разгулом, переломом, широким четвергом: на этот день приходилась середина игр и веселья. Вся деревня лакомилась блинами. Круглый золотистый блин своей формой напоминал солнце. Славили крестьяне возрождение солнечных дней.

Пятница масленичной недели была известна как тещины вечера. Зятья приглашали на блины тещу.

Суббота – золовкины посиделки: молодые невестки принимали у себя родных.

Воскресенье – это проводы, прощеный день, которым завершается масленичный цикл. В прощеное воскресенье люди просили друг у друга прощения за нанесенные в течение года обиды.

Это был день очищения и объединения людей.

Звучит пьеса «Проводы Масленицы» П. И. Чайковского.

В воскресенье «сударыню Масленицу» взгромождали на сани и везли по улицам. За околицей устраивали большой костер и торжественно сжигали чучело Масленицы.

- Давайте споем песню «Ты прощай, прощай, наша Масленица».

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица!

Ты прощай, прощай,

Наша широкая!

Ты пришла с добром:

Сыром, маслом и яйцом,

Со блинами, с пирогами,

Да с оладьями.

Блины масеные,

Шаньги мазаные.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари.

А сегодня в воскресенье

Наше кончится веселье,

Ты прощай, прощай

Наша Масленица!

Публикации по теме:

Формирование основ национально-территориальной гражданской идентичности дошкольников в процессе проектной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Белгорода детский сад комбинированного вида № 25 План работы экспериментальной.

Перспективное планирование работы по приобщению детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа Перспективное планирование приобщения детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа. № п/п Тема Программные задачи Интегрируемая.

Библиотека изображений:
  • Грибы
Автор публикации:
Конспект театрализованного занятия в подготовительной группе «Масленица»
Опубликовано: 1 марта 2014 в 21:13
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....