Лучший педагог года

Конспект занятия «Мы живем на Кубани»

Татьяна Молчанова
Конспект занятия «Мы живем на Кубани»

Государственное казённое учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Тема: «Кубань – моя Родина»

Форма работы: Беседа - презентация

Воспитатель:

Молчанова Т. И.

Целевая аудитория: несовершеннолетние 14 – 17 лет.

Форма и методы работы : презентации, беседа, чтение стихотворений, конкурс, игра, загадки

Публикация «Конспект занятия „Мы живем на Кубани“» размещена в разделах

Цель: Развивать интерес к историческому прошлому кубанских казаков. Воспитание патриота Кубани, уважающего культурные традиции своего народа.

Задачи: Углублять знания детей об одежде казаков, её назначении, название. Закрепить знания народного фольклё ра : поговорок, пословиц, игр., пониманию общественной жизни, адекватных современному уровню развития знания и культуры;

- воспитание патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Малой родине, толерантности;

- формирование навыка правильно определять приоритеты в жизни, ориентирования на традиционные духовно-нравственные ценности Кубанского казачества;

- выработка навыка бережного отношения к духовному, историческому и культурному наследию народов России, Кубани;

- формирование высоких духовно-нравственных качеств: милосердия, доброты, отзывчивости, уважительного отношения к старшим, честности, искренности.

Ожидаемый результат:расширить знание особенностей устройства казачьего быта, жилища, традиций.

Оборудование: Мультимедийное оборудование. Выставка книг о Кубани.

Предметы быта казаков: рушники, кубанская посуда, горшки, утюги и т. д.

План:

1. Ритуал начала : приветствие «Добрый день».

2. Вводная часть: чтение девиза.

3. Основная часть. Презентация - беседа об устройстве казачьего жилья, их быте, поверьях, традициях.

Викторина «Мой край любимый». Игра «Передай подкову».

4. Заключительная часть. Рефлексия.

Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков!

Ход мероприятия.

Ритуал начала: «Добрый день».

- Добрый день, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

- Добрый день, небо! (аналогичное движение).

- Добрый день, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

Вводная часть.

Чтение девиза:

Чтил казак и царя и Отечество

Но а веру - превыше всего.

Православному человечеству

Дикий край обживать,

Целину поднимать, рубежи охранять суждено.

Воспитатель: Среди просторов нашей большой страны есть, край, где мы живем, где наш родной дом, наша родная земля с поэтичным названием – Кубань. Краснодарский край по праву называют жемчужиной России. В этом понятии ёмко и красиво отразились удивительная природа и бескрайние хлебные просторы, трудолюбие людей и древнейшая история, плеск волн двух морей и здоровье целебных вод. Краснодарский край - это южные ворота страны, которая может гордиться своим самым солнечным регионом.

Посмотрите, а с чего же начиналась история Кубани.

Показ презентации «Зовут меня Кубань»

Мы вспомнили краткую историю заселения Кубани казаками.

А кто такие «казаки» вы знаете? Что означает слово «казак»?

Казак означает вольный человек, так называли свободных людей, которые пришли на Кубань, поселились на кубанских землях. Позднее они поступили на воинскую службу, чтоб охранять южную границу России. За хорошую, верную службу императрица Екатерина подарила земли казакам. Понравилась им земля кубанская, решили они тут строить города, хлеб растить. Казаки очень трудолюбивые, они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот. Дружно помогали друг другу строить дома, не оставляли друг друга в беде. Семьи у них были большие, дружные, много было детей. Дети помогали дома по хозяйству, пасли гусей, скот, смотрели за младшими. Слушались старших, но старшие защищали младших. В семье соблюдались традиции и обычаи. Мальчики помогали отцу в поле, а девочки в доме матери, шили, вязали. Какие традиции вы знаете?

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Почитание родителей для детей является внутренней потребностью заботы. Без благословления родителей не начинали никакую работу. Не почитание отца с матерью считалось за большой грех. В обращении с родителями соблюдается сдержанность, вежливость и уважительность

(Дети, когда старшие говорят, младшие молчат. Старшим нельзя грубить и т. д. Когда заходят в дом, снимают одежду.)

У казаков было главное занятие, как вы думаете, какое?

- Охранять Родину, воевать если надо.

А чтоб охранять границу от врагов, какие должны быть казаки?

(сильными, смелыми, крепкими, здоровыми, честными, умелыми)

Кубань славится своими народными мастерами - умельцами.

На Кубани так идет, что талантливый народ сам себе и жнец, и швец, и на дудочке дудец. Какие ремесла развиты на Кубани? (ткачество, вышивка, резьба по дереву, гончарное дело, соломы и т. д.)

В народе сочинили пословицы и поговорки про казаков

Игра «Колесо» : по кругу передают украшенный лентами круг- у кого он в руках, тот произносит пословицу.

Казак в беде не плачет.

Где казак там и слава.

Казак без службы, не казак.

Казак сам голодает, а конь его сыт. Казаку конь себя дороже.

Казаку конь отец родной и товарищ дорогой.

Атамана из плохого казака не получиться.

А кто такой атаман?

(дети — Это самый главный казак в войске).

Воспитатель: Я расскажу вам притчу о том, как сын атамана решил жениться.

Притча

«На батьку надейся, а сам не плошай».

Настало время обзаводиться семьёй сыну атамана.

Строгие обычаи царили в казачьих семьях: без благословления родителей не смел сын жениться. Пришёл к батьке сын и просит у него разрешения самому выбрать себе невесту. Задумался атаман: обычай нарушать не гоже, дак ведь и сына жаль. Разрешил атаман сыну испытать свою судьбу. Много станиц объехал казак, но не полюбилась ему ни одна дивчина. Поскакал казак домой: пусть батька решает, как быть. Да в маленьком хуторке увидел он стройную, милую девушку и понял казак, что не зря он потратил время и силы: нашёл он своё счастье. Позвал казак дивчину замуж, а она его спрашивает: «Каким ремеслом ты владеешь?» Удивился парень: «Зачем мне ремесло - у меня батько атаман, у нас всё есть.» «А с батькой что случись, как жить будем? Пока не обучишься ремеслу-не быть нам вместе.» Вернулся казак домой, рассказал всё батьке. Позвал лучших атаман ремесленников и поручил обучить сына ремеслу в короткий срок и только один мастер согласился за один день научить казака изготавливать бурку. Собрался казак сватать любимую, да по дороге попал в плен к бусурманам. Попросил он перед казнью, чтобы позволили ему изготовить бурку в подарок царицы и дождаться ответа от неё. Разрешили бусурмане : боялись они царицы и надеялись на милость от неё. Сделал казак бурку не только красивую, но и со смыслом особым: между узорами расписал о своей беде и где его искать, Прочитала царица послание и отправила войско - освободили казака. Вот так ремесло помогло не только жениться по любви, но и остаться в живых.

Физминутка: (Повороты туловища с наклоном)

Народная игра «Подкова» Старинное кубанское поверье :

«Кто подкову найдет, тому она счастье принесет» У кого подкова останется в руках – жди счастья. /

- Передавая подкову, вы от души желаете друг другу добра и счастья.

Игра – викторина: «Мой край любимый».

Воспитатель: Я буду задавать вам вопросы, кто знает, отвечает на вопрос и получает фишку.

Вопросы:

Как называется край, в котором мы живем? (Краснодарский)

Как по-другому называют наш край? (Кубанью)

А почему его так называют? (р. Кубань)

Куда впадает река Кубань? (в Азовское море)

Назовите столицу Кубани. (Краснодар)

Кто на Кубани стал, строить первые станицы? - Переселенцы с Украины, донские и запорожские казаки.

Из чего строились жилища, хаты? (из соломы, камыша, глины)

Как их называли? (Курени)

Какие народности живут на Кубани? (русские, украинцы, адыгейцы, армяне и т. д.)

- Что выращивают на Кубани? (рис, пшеницу, кукурузу, ячмень, виноград).

ИГРА – “ОТГАДАЙ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА”

А сейчас я предлагаю вам угадать значение слов, которые употребляли при разговоре наши предки, а сейчас говорят наши дедушки и бабушки.

Итак, мы начинаем.

1. Млын - мельница.

2. Хата - дом.

3. Кавун - арбуз.

4. Жменя - горсть.

5. Черевички - туфли.

6. Кудлатый - лохматый.

7. Чувал - мешок.

8. Глечик - горшок.

9. Крыныца - колодец.

10. Вечерять - ужинать.

Воспитатель: Молодцы ребята, я убедилась, что вы знакомы с приданьем старины кубанской.

Заключительная часть.

Я хочу, чтобы вы любили нашу Кубань, сохранили её красоту и богатства. Хочу, чтобы в вашем сердце оставалось восхищение и величественной красотой гор, и тихой прелестью степных рек, и густых лесов, и водопадов, и бескрайних морских просторов. Я надеюсь, что вы с гордостью будете говорить о том месте, где живёте – о нашем кубанском крае.

Шумят, шумят желтеющие нивы,

Красою сердце веселя.

Родимый край мой,

Край судьбы счастливой.

Рефлексия. Мы свами помним, что сейчас идё т пасхальная неделя: поздравляют друг друга с праздником, дарят подарки, меняются крашеными яйцами. Перед куклой Берегиньей стоят две корзиночки: если занятие вам понравилось - подарите ей крашенки красного цвета, если нет-синего.

Публикации по теме:

«Мир в котором мы живем». Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе «Мир в котором мы живем» Конспект открытого занятия в старшей группе по рисованию. Цель. Показать значение целостности окружающего мира,.

Конспект занятия «Мы в Удмуртии живем»Конспект занятия «Мы в Удмуртии живем» Конспект на тему: «Удмуртия моя» Возраст: подготовительная группа( 6-7 лет) Цели: •Расширение кругозора и представления об окружающем мире;.

Конспект занятия «Страна, в которой мы живем» Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: Познакомить детей с понятием «Родина» «Отечество». Воспитывать.

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию «Вместе дружно живем» Предварительная работа 1. Рассматривание кукол в таджикской и русской одежде. 2. Слушание таджикской музыки и русской народной музыки. 3. Беседа.

Конспект занятия «Животные и растения Кубани» Конспект занятия. Познавательное развитие. «Животные и растения Кубани» Программные задачи: Познакомить детей с животными и растениями.

Конспект занятия в старшей группе «День творчества Кубани» Конспект «День творчества Кубани» (старшая группа). - Ребята! Сегодня мы с вами побеседуем о Кубани. О людях, проживающих здесь, чем богат.

Конспект занятия «Мы живем в России» Мы живем в России. Воспитатель: Давайте, ребята, поприветствуем наших гостей. На земле живет очень много разных народов. У каждого народа.

«Дом, в котором мы живем». Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Подготовила воспитатель Бабакина Н. В. Тема : «Дом в котором мы живем» Программное содержание:.

Конспект занятия по знакомству с народно-прикладным искусством Кубани «Напитаем душу красотой» Задачи: познакомить детей с народно- прикладным искусством Кубани: вышивкой, кубанской росписью. Дать представление о традициях кубанского.

Автор публикации:
Конспект занятия «Мы живем на Кубани»
Опубликовано: 17 мая 2017 в 18:51
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД