«Дикие животные». Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе

Марина Саяхова
«Дикие животные». Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе

Тема: «Дикие животные»

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: закрепление представлений о диких животных

Триединая дидактическая цель включает в себя 3 аспекта: образовательный, развивающий и воспитательный:

1. Образовательный аспект:

упражнять в подборе прилагательных к существительному;

упражнять в образовании однокоренных слов;

упражнять в образовании притяжательных прилагательных;

совершенствовать грамматический строй речи;

расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные».

Словарная работа: кроссворд, плутовка, зверь, шкура, берлога, логово, травоядное, хищники, пасть.

2. Развивающий аспект включает следующие задачи:

развивать связную речь, память, внимание, мышление детей.

3. Воспитательный аспект:

формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности;

воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к животным.

Вид занятия: интегрированное, поскольку все поставленные задачи реализуются в различных видах деятельности при ассоциативных связях между ними.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Методы и приёмы обучения:

словесные: художественное слово, загадки, речевой образец, повторное проговаривание, оценка детской речи, объяснение;

наглядные: демонстрация слайдов «Животные» (заяц, лиса, волк, медведь, белка);

практические: дидактические игры и упражнения.

Материалы и оборудование: разрезные картинки с изображением животных, кроссворд, диапроектор, слайды «Дикие животные».

Предварительная работа:

чтение произведений Е. Чарушина, М. Пришвина, рассматривание иллюстраций, изучение лексической темы «Дикие животные», отгадывание загадок, составление загадок детьми, дидактические игры «Умное эхо», «Чей хвост», «Четвёртый лишний».

Ход непосредственно образовательной деятельности

. Организационный момент

Воспитатель. Ребята, вы знаете, что при встрече принято здороваться. Какие приветствия вам знакомы?

Дети. Говорят «Здравствуйте», «Добрый день», «Доброе утро» или «Привет». Мужчины обычно пожимают руки. Или произносят «Здорово!». Можно помахать рукой.

Воспитатель. А я сегодня предлагаю вам поздороваться по-другому. Подумайте, как приветствуют друг друга в лесу животные?

Дети. Трутся носами, лапками, спинами и другими частями тела.

Воспитатель. Давайте на минуту представим себя животными и поприветствуем друг друга.

Коммуникативная игра «Давайте поздороваемся»

. Вводная часть

Воспитатель. Ребята, я сегодня пришла на работу и обнаружила у себя на столе вот этот кроссворд. Кто же мог его принести? Ребята, а что такое кроссворд, что в нём обычно содержится?

Дети. Вопросы. На них нужно ответить и вписать слово.

. Основная часть

Воспитатель. Правильно. Разгадав наш кроссворд, мы отгадаем ключевое слово и узнаем, кто нам его прислал. Слушайте первое задание-загадку:

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Дети. Белка.

Воспитатель. По каким словам вы определили, что это белка?

(Показ слайда)

Дети. Скачет по ёлкам, питается орешками, делает запасы на зиму.

Ребёнок вписывает слово в кроссворд.

Воспитатель. А белка нам принесла задание. Посмотрите, в конверте - картинки.

Воспитатель случайно роняет на пол разрезные картинки животных.

Воспитатель. Какая же я неуклюжая. Ребята, помогите мне, пожалуйста.

Дидактическая игра «Чья часть?»

Дети берут по одной картинке и называют, что на ней изображено: медвежий нос, медвежья лапа, медвежьи уши, медвежья голова, волчий хвост и т. д.

Воспитатель. Молодцы! Правильно справились с таким трудным заданием. Слушайте вторую загадку кроссворда:

На овчарку он похож,

Что ни зуб, то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Дети. Волк.

Воспитатель. Какие слова вам помогли найти отгадку?

Дети. Похож на собаку, острые зубы, оскаленная пасть.

Воспитатель показывает слайд-отгадку. Ребёнок вписывает слово в кроссворд.

Воспитатель. А вот и задание от волка.

Дидактическая игра «Сложи животное из частей»

Дети берут части и группами составляют целую картинку.

Воспитатель. Какое животное у вас получилось?

Дети. Волк, медведь, лиса, заяц, белка.

Воспитатель. Все справились с заданием волка. Замечательно. Попробуем отгадать третью загадку кроссворда.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги.

А от голода – кора.

Дети. Заяц.

Воспитатель. По каким словам вы определили, что это заяц?

Дети. Нет жилища, у зайца быстрые ноги, питается корой деревьев.

Воспитатель показывает слайд-отгадку. Ребёнок вписывает слово в кроссворд.

Воспитатель. И от зайца, ребята, нам есть задание.

Физкультминутка.

Дидактическая игра «Назови детёныша»

Дети называют детёныша, выполняют движения согласно текста.

Как-то раз лесной тропой дети идут по кругу

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал…лосёнок, идут, громко топая

За мамой лисицей крался…лисёнок, крадутся на носочках

За мамой ежихой катился… ежонок, двигаются вприсядку

За мамой медведицей шёл… медвежонок, идут вперевалочку

За мамой белкой скакали …бельчата, двигаются прыжками

За мамой зайчихой косые…зайчата, продолжают прыгать, сделав ушки

Волчица вела за собою…волчат, крадутся большими шагами

Все мамы и дети напиться хотят. руки на колени, выполняют

«лакательные» движения.

Воспитатель. Предлагаю вам четвёртую загадку кроссворда.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна.

Дети. Медведь.

Воспитатель. Какие слова вам помогли найти отгадку?

Дети. Зимой спит, жилище - берлога, просыпается весной.

Воспитатель. А вот и задание от медведя.

Дидактическая игра «Какой, какая?»

Продолжается работа по группам.

Воспитатель. Ребята, перед вами собранные картинки животного. Расскажите про это животное. Какое оно?

Дети. Медведь: бурый, сильный, выносливый, травоядный и т. д;

волк: хищный, быстрый, ловкий, серый, выносливый и т. д;

белка: маленькая, проворная, шустрая, пушистая и т. д. ;

заяц: белый, трусливый, пугливый, маленький и т. д;

лиса: рыжая, хитрая, длиннохвостая, пушистая и т. д.

Воспитатель. Ребята, составьте слово из двух слов: большие лапы (большелапый, толстые пятки (толстопятый, длинная шерсть (длинношёрстный, длинный хвост (длиннохвостый, длинные ноги (длинноногий, острые глаза (остроглазая) и др.

Воспитатель. Вот и последняя загадка.

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Говорят, она хитра,

Кур уносит со двора.

Дети. Лиса.

Воспитатель. По каким словам догадались?

Дети. Рыжая, хитрая, уносит кур.

Показ слайда. Ребёнок записывает последнее слово в кроссворд.

Воспитатель. Слушайте задание от лисы.

Дидактическая игра «Назови семью.

Дети. Мама-лиса, папа-лис, детёныш – лисёнок, много детёнышей – лисята;

волчица, волк, волчонок, волчата;

мама - белка, папа – белка, бельчонок, бельчата;

зайчиха, заяц, зайчонок, зайчата;

лосиха, лось, лосёнок, лосята;

медведица, медведь, медвежонок, медвежата.

V. Заключительная часть

Воспитатель. Мы с вами справились со всеми заданиями. И теперь можем узнать, кто же нам прислал кроссворд.

Дети читают ключевое слово «ЗВЕРИ».

Воспитате ь. Я думаю, ребята, звери хотели нам напомнить о том, чтобы мы не забывали об их существовании, о том, как им приходится тяжело выживать в суровых зимних условиях. Чтобы мы заботились о природе, о животных.

«Дикие животные». Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе
Публикации по теме:

Конспект НОД «Дикие и домашние животные» в младшей группеКонспект НОД «Дикие и домашние животные» в младшей группе Цель: Знакомить детей с классификацией животных (дикие, домашние). Предварительная работа: Чтение рассказов и сказок о домашних и диких.

НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Дикие животные» НОД (экологическое воспитание) для детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: «Дикие животные» Цель: уточнение и расширение представлений.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
«Дикие животные». Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе
Опубликовано: 31 января 2014 в 22:15
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Экскурсия в Феодоровский городок (фотоочерк)
26 ноября мы с коллегами по курсам побывали на экскурсии в Феодоровском городке города Пушкина. Таня Рыжкова уже выкладывала пост об этой экскурсии. Наша...
Консультация для родителей «Плоскостопие. Чем оно опасно. Упражнения для формирования...
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода ( у детей обычно...
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...