Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Голубая планета Земля»

Ольга Равская
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Голубая планета Земля»

ГОЛУБАЯ ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

Цель: расширение знаний о космосе.

Задачи: дать представление о солнечной системе, её планетах, их движении, раскрыть причины смены времени суток и года.

Оборудование и материалы: иллюстрация солнечной системы, настольная лампа или свеча для демонстрации модели «Солнце и Земля», глобус, фотографии космического корабля и космонавтов, физическая карта Земли, фонарик, открытка с отверстиями в конверте.

Ключевые слова: космос, солнечная система, планета.

Ход занятия

Ребята, скажите, как называется город, в котором вы живете? (Кемерово). А как называется край, в котором вы живете? (Кузнецкий край, Кузбасс). Как называется наша страна? (Россия). Как называется наша планета? (Земля). Где живет земля? (В космосе). А что у меня в руках? (Глобус).

Глобус – это модель Земли. Когда мы смотрим на глобус, то можем представить, как выглядит наша планета. Именно такой её увидел первый космонавт наш соотечественник, русский человек – Юрий Гагарин. Он сделал из космоса фотографии нашей Земли. Нашу планету космонавты назвали голубой планетой. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). На ней очень много воды – морей и океанов. Если глобус развернуть, то получится вот такая карта, на которой хорошо видна форма вот этих больших участков суши на земле, которые называются материками. Хорошо видна также форма морей и океанов.

Вы видели ночное небо? Что там есть? (Ответы детей).

Наше солнце, которое мы видим, тоже звезда. Солнце представляет собой огненный шар, который посылает в космос тепло и свет. Вокруг солнца вращается 9 планет. Посмотрите на рисунок. Вот это – наша планета Земля. Это третья по счету планета от солнца. Посмотрите, какая она маленькая по сравнению с солнцем. Размеры планет нашей солнечной системы разный. Есть маленькие планеты, такие как Венера, Марс, Меркурий, Земля, Плутон. А есть большие планеты: Уран, Нептун (знакомое слово, Юпитер и Сатурн. Последние – планеты – гиганты. На тех планетах, которые расположены близко к солнцу, очень жарко. Так что здесь нет условий для жизни: всё сгорает. На удалённых планетах очень холодно и здесь тоже все безжизненно. И только наша чудесная планета Земля удалена от Солнца на такое расстояние, что здесь хватает тепла и света для животных и растений. Учёные не обнаружили другой планеты, где было бы что-нибудь живое.

А теперь послушайте чудесное стихотворение. (Слушают под музыку).

В. Орлов

Дом под крышей голубой

Словно крыша над землёю -

Голубые небеса,

А под крышей голубою –

Реки, горы и леса.

Океаны, пароходы,

И, конечно, я и ты.

Кружит в небе голубом

Наш огромный круглый дом.

Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный, и большой.

Дом кружится возле солнца

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло.

Чтобы жили мы на свете, не ругаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

- А знаете, почему на нашей планете день сменяется ночью? (Ответы детей).

Земля вращается вокруг своей оси. Когда планета повернется одной половиной к солнцу, то здесь будет день. А на другой стороне будет. ночь. (Демонстрируется модель «Солнце – Земля»). Земля продолжает вращаться. Теперь к Солнцу повернулась другая половина и теперь здесь будет светло. Земля вращается постоянно и происходит смена суток. Но планеты вращаются еще и вокруг Солнца (демонстрируется модель Солнце – Земля). От вращения нашей планеты вокруг Солнца зависит смена времен года.

- Давайте поиграем (по Т. В. Шпотовой, 1995).

Маша у нас будет Солнцем. Раскинув руки “Солнышко” улыбается и дарит нам тепло и свет. Вокруг Солнца вращаются планеты Уран, Венера, Нептун, Плутон и т. д. – ими будут Миша, Настя и т. д. Вот какая у нас получилась Солнечная система. Сколько у нас “планет” столкнулось? Сколько катастроф произошло? В Космосе тоже иногда происходят катастрофы.

Садитесь. Скажите, днём на небе можно увидеть звёзды? (Ответы детей). Куда днём прячутся звезды?

Практическая работа

Опыт “Дневные звёзды”. Возьмём лист бумаги с дырочками и вложим её в обычный конверт. Это будет у нас небо и звёзды. Если мы будем светить фонариком на обращенную к нам сторону конверта, то не увидим дырочек – “звёзд” на листе в конверте. Но они стали хорошо заметны, когда свет фонаря направили на обратную сторону конверта. Почему? В освещённой комнате свет проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находится фонарь, но видно становится только тогда, когда дыра начинает выделяться на более темном фоне. Со звёздами происходит также. Они никуда не исчезают и светятся днём и ночью. Только днём, когда светит яркое солнце, они не видны.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с целостной картиной мира «Первые в космосе» с презентацией Конспект занятия по ознакомлению с целостной картиной мира "Первые в космосе" с презентациейЦель занятия:уточнять и расширять представления.

Проект «Тайны Космоса» с элементами ОТСМ ТРИЗ ртв. Руководитель проекта: воспитатель Стенькина В. А. ГБОУ СОШ с. Подстепки СПДС «Золотой ключик» Педагогическое проблемное поле: У детей нет.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Голубая планета Земля»
Опубликовано: 19 января 2014 в 17:15
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....