Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Голубая планета Земля»

Ольга Равская
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Голубая планета Земля»

ГОЛУБАЯ ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

Цель: расширение знаний о космосе.

Задачи: дать представление о солнечной системе, её планетах, их движении, раскрыть причины смены времени суток и года.

Оборудование и материалы: иллюстрация солнечной системы, настольная лампа или свеча для демонстрации модели «Солнце и Земля», глобус, фотографии космического корабля и космонавтов, физическая карта Земли, фонарик, открытка с отверстиями в конверте.

Ключевые слова: космос, солнечная система, планета.

Ход занятия

Ребята, скажите, как называется город, в котором вы живете? (Кемерово). А как называется край, в котором вы живете? (Кузнецкий край, Кузбасс). Как называется наша страна? (Россия). Как называется наша планета? (Земля). Где живет земля? (В космосе). А что у меня в руках? (Глобус).

Глобус – это модель Земли. Когда мы смотрим на глобус, то можем представить, как выглядит наша планета. Именно такой её увидел первый космонавт наш соотечественник, русский человек – Юрий Гагарин. Он сделал из космоса фотографии нашей Земли. Нашу планету космонавты назвали голубой планетой. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). На ней очень много воды – морей и океанов. Если глобус развернуть, то получится вот такая карта, на которой хорошо видна форма вот этих больших участков суши на земле, которые называются материками. Хорошо видна также форма морей и океанов.

Вы видели ночное небо? Что там есть? (Ответы детей).

Наше солнце, которое мы видим, тоже звезда. Солнце представляет собой огненный шар, который посылает в космос тепло и свет. Вокруг солнца вращается 9 планет. Посмотрите на рисунок. Вот это – наша планета Земля. Это третья по счету планета от солнца. Посмотрите, какая она маленькая по сравнению с солнцем. Размеры планет нашей солнечной системы разный. Есть маленькие планеты, такие как Венера, Марс, Меркурий, Земля, Плутон. А есть большие планеты: Уран, Нептун (знакомое слово, Юпитер и Сатурн. Последние – планеты – гиганты. На тех планетах, которые расположены близко к солнцу, очень жарко. Так что здесь нет условий для жизни: всё сгорает. На удалённых планетах очень холодно и здесь тоже все безжизненно. И только наша чудесная планета Земля удалена от Солнца на такое расстояние, что здесь хватает тепла и света для животных и растений. Учёные не обнаружили другой планеты, где было бы что-нибудь живое.

А теперь послушайте чудесное стихотворение. (Слушают под музыку).

В. Орлов

Дом под крышей голубой

Словно крыша над землёю -

Голубые небеса,

А под крышей голубою –

Реки, горы и леса.

Океаны, пароходы,

И, конечно, я и ты.

Кружит в небе голубом

Наш огромный круглый дом.

Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный, и большой.

Дом кружится возле солнца

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло.

Чтобы жили мы на свете, не ругаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

- А знаете, почему на нашей планете день сменяется ночью? (Ответы детей).

Земля вращается вокруг своей оси. Когда планета повернется одной половиной к солнцу, то здесь будет день. А на другой стороне будет. ночь. (Демонстрируется модель «Солнце – Земля»). Земля продолжает вращаться. Теперь к Солнцу повернулась другая половина и теперь здесь будет светло. Земля вращается постоянно и происходит смена суток. Но планеты вращаются еще и вокруг Солнца (демонстрируется модель Солнце – Земля). От вращения нашей планеты вокруг Солнца зависит смена времен года.

- Давайте поиграем (по Т. В. Шпотовой, 1995).

Маша у нас будет Солнцем. Раскинув руки “Солнышко” улыбается и дарит нам тепло и свет. Вокруг Солнца вращаются планеты Уран, Венера, Нептун, Плутон и т. д. – ими будут Миша, Настя и т. д. Вот какая у нас получилась Солнечная система. Сколько у нас “планет” столкнулось? Сколько катастроф произошло? В Космосе тоже иногда происходят катастрофы.

Садитесь. Скажите, днём на небе можно увидеть звёзды? (Ответы детей). Куда днём прячутся звезды?

Практическая работа

Опыт “Дневные звёзды”. Возьмём лист бумаги с дырочками и вложим её в обычный конверт. Это будет у нас небо и звёзды. Если мы будем светить фонариком на обращенную к нам сторону конверта, то не увидим дырочек – “звёзд” на листе в конверте. Но они стали хорошо заметны, когда свет фонаря направили на обратную сторону конверта. Почему? В освещённой комнате свет проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находится фонарь, но видно становится только тогда, когда дыра начинает выделяться на более темном фоне. Со звёздами происходит также. Они никуда не исчезают и светятся днём и ночью. Только днём, когда светит яркое солнце, они не видны.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с целостной картиной мира «Первые в космосе» с презентацией Конспект занятия по ознакомлению с целостной картиной мира "Первые в космосе" с презентациейЦель занятия:уточнять и расширять представления.

Проект «Тайны Космоса» с элементами ОТСМ ТРИЗ ртв. Руководитель проекта: воспитатель Стенькина В. А. ГБОУ СОШ с. Подстепки СПДС «Золотой ключик» Педагогическое проблемное поле: У детей нет.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Голубая планета Земля»
Опубликовано: 19 января 2014 в 17:15
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Конструирование из бумаги с элементами рисования и аппликации «Собачка и...
Прошедшая неделя прошла под лексической темой"Домашние животные". Завершая неделю, мы с ребятами учились складывать из бумаги собачку, строить для неё домик...
Макет «Горная местность»
Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что для организации познавательной деятельности в ДОУ используются разные методы: практические ( опыты, эксперименты,...
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Мозг-начальник всех органов»
Задачи: Дать знания о головном мозге, в частности его роли в жизни каждого человека. Мозг находится в голове и упорядочивает работу всех других органов. Он...
Конспект занятия по экологии в старшей группе «К нам пришел Лесовичок»
Программное содержание: Закрепить знания детей о деревьях, растущих в нашем посёлке. Уточнить и расширить знания детей о редких и охраняемых растениях ,...
Сценарий квест — игра «Защитники природы»
КВЕСТ – игра «Защитники природы» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Лымарь Ирина Сергеевна Должность: Воспитатель Место работы: МБДОУ...