Конспект занятия «Лунтик готовится к полету» (звуки [Л]—[Л’], [Р]— [Р’] буквы Л и Р) в подготовительной группе для детей с ОНР

Ольга Горовая
Конспект занятия «Лунтик готовится к полету» (звуки [Л]—[Л’], [Р]— [Р’] буквы Л и Р) в подготовительной группе для детей с ОНР

Конспект

фронтального логопедического занятия с детьми

подготовительной группы (6 – 7 лет) с ОНР

Тема: «Лунтик готовится к полету» (звуки [Л – ЛЬ], [Р – РЬ] буквы «Л» и «Р») .

3-й период обучения

Цель: Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [Р] и [РЬ], [Л] и [ЛЬ] словах и предложениях; закрепить зрительный образ букв «Л» и «Р».

Задачи:

Образовательные:

- закреплять слуховой и моторный образы звуков [Л], [ЛЬ], [Р], [РЬ];

- закреплять связь звуков [Л], [ЛЬ], [Р], [РЬ] с их графическим изоб- ражением.

Коррекционно–развивающие:

- развивать умение детей анализировать артикуляцию звуков и давать им характеристику;

- создавать условия для формирования зрительного образа букв «Л» и «Р» через выкладывание букв из фасоли.

- способствовать закреплению образа букв через движения.

- совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов;

- учить подбирать в рифму нужные слова;

- развивать связную речь.

Воспитательные:

- воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи во время совместной деятельности.

Оборудование: Доска магнитная, магниты, указка, индивидуальные зеркала, плоскостные изображения Лунтика и ракеты (детали ракеты в виде геометрических фигур разных цветов, демонстрационный материал Е. В. Колесниковой «Звуки и буквы» №9 и №12, карточки с буквами «Л» и «Р», набор букв на магнитах, пластмассовые, бумажные буквы, кубики «Азбука», листы бархатной бумаги 15 X 20 см на каждого ребенка, фасоль белая и красная, мяч, круг из картона желтого цвета (Д=20 см, конфеты «Лунтик». Речевой материал из пособия к демонстрационному материалу «Звуки и буквы» с. 18, 21; //Логопед в детском саду. – 2010. - №5, с. 43; «Учим звуки» Е. А. Азова, О. О. Чернова, с. 8; «По дороге к азбуке» Т. Р. Кислова, с. 120; «Игры и упражнения для развития речи» Н. М. Быкова, с. 137; «Звуки [Л], [ЛЬ], [Р], [РЬ]» Е. Н. Спивак, с. 73.

1) Организационный момент.

Педагог просит детей по очереди ласково произнести свои имена и пройти за столы.

2) Введение в тему.

Педагог: Ребята, сегодня к нам пришел гость – Лунтик. Но он не просто так пришел к нам в гости, ему нужна наша помощь. Скоро лето многие ребята отправятся отдыхать к своим бабушкам и дедушкам. Вот и наш Лунтик собирается в гости к своим родственникам на Луну летом. Но его средство передвижения неисправно, все детали рассыпались. Подскажите, ребята, на чем можно полететь на Луну?

Дети: На ракете.

Педагог: Правильно. И чтобы ему помочь, вы должны выполнить много заданий. Вы согласны помочь Лунтику? Детали на ракете будут восстанавливаться с каждым правильно выполненным заданием. Готовы?

А помогут нам с вами выполнять задания звуки, с которыми вы уже знакомы. Звуки эти вы узнаете из слов Лунтик и ракета.

Назовите звуки, которые слышим в начале слов Лунтик и ракета. (Педагог произносит слова, выделяя звуки [Л]и [Р]: Л-л-лунтик, Р-р-ракета).

Дети: [Л], [Р].

Педагог: Дружили звуки [Л] и [Р].

Они в словах звучали часто:

То младший [Р], то старший [Л].

Давайте их протянем четко, ясно.

Л-л-лунтик

Р-р-ракета

3) Артикуляционная характеристика звука [Л].

Педагог: Посмотрите в зеркало и произнесите звук [Л].

Педагог: Посмотрите в зеркало и произнесите звук [Л]. На звук [Л] вы посмотрите, все о звуке расскажите.

Дети: Губы в улыбке, зубы разомкнуты, язык поднят за верхние зубы. При его произнесении воздух, выходящий изо рта, встречает преграду.

Педагог: Что вы еще знаете о звуке [Л]?

Дети: Звук [Л] – согласный (не тянется). Звонкий (голосовые связки работают). Твердый (обозначаем синим цветом, его мягкая пара [ЛЬ] -(обозначаем зеленым цветом).

- (Педагог вывешивает на доску плакат из пособия Е. В. Колесниковой «Звуки и буквы» - звук и буква «Л»).

4) Работа с пособием.

- Задания и вопросы

Назовите предметы. (Лук, пила, стол).

Какой звук слышится в каждом слове? ([Л]).

- Игровое упражнение «Предмет – схема».

Назовите предметы. (Лук, пила, стол).

Каким цветом обозначаются согласные звуки на схемах? (Синим).

Покажите указкой схему слова, где звук [Л] в начале слова, и назовите соответствующий предмет. (Лук).

Покажите указкой «стол», найдите на плакате схему этого слова. Покажите схему слова «пила» и назовите соответствующий предмет.

- Связь звука с буквой.

Педагог: Звуки [Л] и [ЛЬ] обозначаются буквой …

Дети: «Л».

(Показ буквы «Л»).

Педагог: Из каких элементов состоит буква «Л»?

Дети: Из двух палочек.

Педагог: Сколько элементов?

Дети: Два.

Педагог: На что похожа буква «Л»?

Дети: На горку, слона, страуса, клоуна.

Педагог: Клоун в цирке так хорош –

Он на букву «Л» похож.

- Нарисуйте букву «Л» пальчиком на своих ладошках.

- Чтение слогов:

повторить с детьми, что согласная буква, соединяясь с гласной, образует слог. Слоги эти звучат по-разному, в зависимости от того, какие буквы соединились. Педагог читает детям слоги: ла, ло, лу, лы, лэ. Затем, ведя указкой от согласной к гласной, добивается от детей слитного чтения слогов.

(Педагог прикрепляет первую деталь ракеты на доску).

5) Артикуляционная характеристика звука [Р].

Педагог: На звук [Р] вы посмотрите, все о звуке расскажите.

Дети: Губы в улыбке, зубы разомкнуты, язык поднят за верхние зубы, воздушная струя холодная. Когда выходит воздушная струя язык дрожит.

Педагог: Что вы ещё можете рассказать о звуке [Р]?

Дети: Звук [Р] – согласный (не тянется). Звонкий (голосовые связки работают). Твердый (обозначаем синим цветом, его мягкая пара [РЬ] -(обозначаем зеленым цветом).

- (Педагог вывешивает на доску следующий плакат из пособия Е. В. Колесниковой «Звуки и буквы» - звук и буква «Р»).

6) Работа с пособием.

- Задания и вопросы

Назовите предметы в названии которых есть звук [Р]. (Рыба, носорог, морковь).

Где находится звук [Р] в этих словах? (В начале, в середине).

Назовите другие слова в которых есть звук [Р]. (Рак, роза, торт, помидор, шарф).

В каком слове звук [Р] находится в конце слова? (Помидор).

- Связь звука с буквой.

Педагог: Звуки [Р] и [РЬ] обозначаются буквой …

Дети: «Р».

(Показ буквы «Р»).

Педагог: Из каких элементов состоит буква «Р»?

Дети: Из палочки и полукруга.

Педагог: Сколько элементов?

Дети: Два.

Педагог: На что похожа буква «Р»?

Дети: На флажок, парус, топор.

Педагог: Указательный с большим

Мы в кольцо соединим.

Руки правой – указательный

К кольцу слева прислоним.

Что получилось? – буква «Р».

- Нарисуйте букву «Р» пальчиком на своих ладошках.

- Чтение слогов и слов:

дети читают слоги: ра, ро, ру, ры, рэ (одновременно педагог ведет указкой от согласной к гласной, добиваясь от детей слитного чтения слогов).

- Прочитайте слова «ура», «нора», «рама» и проведите их фонети- ческий разбор.

(Педагог прикрепляет вторую деталь ракеты на доску).

7) Закрепление графического образа букв «Л» и «Р». (На столах у детей листы бархатной бумаги и тарелочки с фасолью). Конструирование

букв из фасоли на листах бархатной бумаги. Педагог предлагает девочкам из белой фасоли выложить букву «Л», а мальчикам из красной фасоли - букву «Р».

(Педагог прикрепляет третью деталь ракеты на доску).

(Дети встают из-за столов).

8) Физминутка.

Буква Л, расставив ноги, Кто покажет нам пример

Словно в пляске, - руки в боки. Примененья буквы Р?

Наклонилась влево, вправо, Я напомню: с давних пор

Получается на славу Р похожа на топор.

Влево, вправо, влево, вправо.

Топоры мы в руки взяли, Лесорубами мы стали. Раз – два, Раз – два, Будут на зиму дрова!

(Следуя содержанию стихотворения, дети выполняют наклоны в стороны, а потом имитируют рубку дров).

(Педагог прикрепляет четвертую деталь ракеты на доску и предлагает детям пройти на ковер).

8) Игра «Закончи слово» с мячом.

Педагог: С каждым разом задания становятся труднее, но я уверенна, что вы справитесь и с этим заданием. Вы должны встать в две шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог: 1) начинающийся на звук [Л] и бросает мяч. Стоящий напротив, ловит мяч и заканчивает слово, подбирая один или несколько слогов (ли-са, лас-точка, ла-дошка и т. д.); 2) начинающийся на звук [Р] (ро-за, ру-ка, ры-ба).

(Педагог прикрепляет пятую деталь ракеты на доску).

(Дети сидят на ковре по-турецки).

9) Упражнение «Рифмушки».

Педагог предлагает детям закончить маленькие стихотворения, подобрав в рифму нужное слово.

Дедушку зовут Лука, у него болит …

Рисовал художник лампу и картину вставил в …

Приготовил повар Пров вкусный и душистый …

Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я …

В блеске солнечных лучей по земле бежит …

10) Игра «Найди слава…»

(Педагог предлагает детям послушать рассказ Е. Спивака «Вот так поиграл.» Назвать слова со звуками [Р] и [Л]. Пересказать рассказ.

На подоконнике стоял горшок с геранью. Рома играл в мяч и случайно попал в горшок. Горшок упал на пол и разбился, а герань сломалась. Мама ничего не сказала, а только покачала головой. Ей было жалко красивую герань. С тех пор Рома никогда не играл в мяч в комнате.

(После выполнения задания педагог прикрепляет шестую деталь ракеты на доску).

11) Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять Будем обувь мы считать: Раз – туфли, Два – сапожки, Три – ботинки, Четыре – босоножки И, конечно, тапки – пять. Ножкам надо отдыхать.

(Перечисляя обувь, дети загибают пальцы на руке).

Педагог: Поможем Лунтику подобрать обувь для летнего отдыха. (Дети называют летнюю обувь). Надеюсь, летом на Луне будет хорошая погода.

(Педагог прикрепляет седьмую деталь ракеты на доску).

12) Игра «Ласковое солнышко».

(На середине ковра лежит картонный круг и рассыпаны буквы). Ребята, а у нас за окном кажется, дождь собирается. Посмотрите, набежали тучки, давайте их разгоним, но для этого нужно выполнить ещё одно задание - выбрать из всех букв только буквы «Р» и «Л», разложить их вокруг желтого круга, чтобы получилось солнышко. Молодцы! Правильно подобрали все буквы. Назовите их, и солнышко засверкает своими лучами.

(Педагог прикрепляет восьмую деталь ракеты на доску).

13) Итог занятия. Педагог: Ребятки, вот и готова ракета Лунтика.

Скажите, какие звуки нам помогали выполнять задания? ([Л-ЛЬ], [Р-РЬ]). Какой буквой обозначаются звуки [Л] и [ЛЬ]? (Буквой «Л»). Какой буквой обозначаются звуки [Р] и [РЬ]? (Буквой «Р»). Лунтику очень понравилось у нас в гостях, и он очень рад, что теперь сможет отправиться на Луну к своим родственникам. А ещё, Лунтик приготовил для вас лунные угощения - очень вкусные конфеты. (Педагог показывает красивую жестяную баночку с конфетами от Лунтика, а затем раздает конфеты детям. Лунтик прощается с детьми и уходит).

Молодцы! Все сегодня работали хорошо, выполнили все задания и помогли Лунтику. Занятие окончено.

Конспект занятия «Лунтик готовится к полету» (звуки [Л]—[Л’], [Р]— [Р’] буквы Л и Р) в подготовительной группе для детей с ОНР
Публикации по теме:

Конспект индивидуальной НОД по дифференцированию звуков «Л» и «Р» в слогах, словах и предложениях «Лунтик и его друзья». Цель: дифференцировать звуки "Л" и "Р" в слогах, словах и предложениях. Задачи: • Закрепить правильное произношение звуков «Л» - «Р» в различных.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логогруппе по теме: «Звуки «Л», «Л’». Буква «Л»». Цели: закрепить навыки различения и четкого произношения звуков «л», «л’» в слогах, словах, фразах; упражнять звукобуквенном анализе слов,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Конспект занятия «Лунтик готовится к полету» (звуки [Л]—[Л’], [Р]— [Р’] буквы Л и Р) в подготовительной группе для детей с ОНР
Опубликовано: 2 ноября 2013 в 19:35
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Цветочек из гофрированной бумаги и мишуры» (мастер-класс)
Перед Днем Матери по традиции мы с детьми обычно готовим подарки. Хорошо известно, что лучший подарок - сделанный своими руками. Но когда у тебя в...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской».
Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные: - учить...
Конспект занятия по развитию речи «Моя семья»
Конспект занятия по развитию речи "Моя семья" во второй младшей группе. Цель: формировать представления о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях...
Конспект НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» —...
Программное содержание. Учить рисовать узор на форме розеты. Располагать узор в соответствии с данной формой. Придумывать детали узора по своему желанию....
Новогодний ангелочек.
Ангелочка решили мы делать в предверии Нового года, так как в это время начинаем украшать группу, лестницы и конечно же наши жилища. Нашим ангелочком...