Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Сказание о России»

Любовь Денисенко
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Сказание о России»

Цель: Общекультурное и личностное развитие детей, обучение их самостоятельному конструированию своих знаний в области декоративно-прикладного искусства, способности объединять различные элементы знаний в нужные комбинации, что впоследствии позволит им самостоятельно создать декоративные произведения по мотивам народных промыслов.

Задачи:

1. Познакомить детей с хохломской росписью, приобщить их к истокам национальных традиций;

2. Научить детей правильно пользоваться полученными знаниями о росписи; познакомить детей с русским декоративно-прикладным искусством.

3. Создать условия для развития творческих способностей в процессе создания посуды, научить видеть и передавать характерные особенности хохломской росписи;

4. Воспитывать аккуратность в работе.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, мы посетим страну знаний, узнаем откуда пришла к нам искусство хохломской росписи, как мастера украшают посуду и предметы быта золотыми узорами. И так, в путь!

Воспитатель вместе с детьми входит в группу.

Воспитатель: Россия-страна лесов. Здесь из дерева рубили избы и богатые хоромы. Делали сани, розвальни, дровни и телеги. Нехитрый транспорт: челны, ладьи, струги, ботики и другие речные суда. Все это делали из древесины. Ведь это был самый доступный материал, даже посуду вытачивали из дерева, чаще всего это была липа или осина (просмотр мультимедийных слайдов на тему «Изделия из дерева»)

Простые миски и чашки мог выточить каждый обученный матер, а более сложные формы ковши-утки и ковши-петухи только художник – умелец, человек, чувствующий законы построения ладной и красивой формы.

Воспитатель: Ой! Посмотрите, что это здесь? Да это же облака! Давайте сядем на облака и с верху посмотрим на страну лесов - Россию (дети садятся на подушки)

Сколько лесов внизу. Вот хвойный бор, одни елки растут и сосны, а вот лиственный лес. Ой, кажется я увидела избу внизу, чья же это изба? Кто же там живет? А живет там мастер, садитесь поудобнее и слушайте. В нижегородской области можно в селах услышать легенду о том, как появилась и откуда взяла свои огненные краски «хохлома»

Рассказ воспитателя о хохломе

Хохлома - старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (селе Семино Нижегородской губернии). Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.

Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски. Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Изготовление хохломы.

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала делают заготовки из древесины, Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа – «бельё».

Сперва её сушат, шлифуют, а затем высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись. Вначале его обмазывают льняным маслом, а затем особым составом - вапой или грунтом. Вапа красновато - коричневого цвета, потому что в её состав входит глина. Обмазанная вапой кружка похожа на глиняную - под плотным слоем грунта совсем не видно дерева.

Грунтованное изделие высушили в печи, затем отшлифовали, и поверхность его стала гладкой и глянцевитой. После этого кружку несколько раз обмазали олифой - так, чтобы на поверхности появилась липкая лаковая пленка. К этой пленке легко пристает полуда - измельченный в порошок серебристый металл - алюминий.

Втирание полуды называется лужением. Луженая кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрыла дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла - она сияет матовым серебристым блеском.

И только сейчас к ней может прикоснуться кисть мастера - красильщика. Художники работают ловко и старательно. Обычные их инструменты - тонкие кисточки, которые они часто делают сами из беличьих хвостов.

Итак, серебристая луженая кружка расписана. Художник - красильщик закончил свою работу и уже положил последний мазок краски. Ну а как же золото? Когда мерцающее холодным металлическим блеском изделие заиграет радостным золотым цветом?

Этим последним таинством ведают лачила и печник. Лачилы покрывают изделие желтым лаком и закаливают в печи при высокой температуре. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится золотым.

После этого изделия опять попадают к красильщикам, которые добавляют яркие цвета - красный, зеленый. Появляются узоры из цветов, трав и ягод, которые называются растительным орнаментом.

Видов этого орнамента в хохломской росписи несколько. Самый любимый и стародавний из них - "травный орнамент", или просто "травка". Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше - кустики. "Травка" отдаленно напоминает жительницу заливных лугов, прибрежий озер и рек осоку. Один из видов этого орнамента так и называется "осочка".

Также есть в хохломской росписи узор "Ягодки". Это ягоды: брусничка, смородинка, рябинка, малинка, клубничка, крыжовник.

Показ картинок готовых изделий из хохломы.

Воспитатель: Что-то засиделись мы с вами на облаках давайте опустимся на землю на лесную полянку посмотрите как красиво вокруг. Вот и малинка растет в лесу, а давайте ее соберем? (игра «По малину в сад пойдем»)

Вот и малину всю собрали и пирогов наелись, ребята, нам пришла пора возвращаться Пойдем по узенькой лесной тропинке, аккуратней об ветки не поцарапайтесь, а вот и детский сад наш впереди виднеется и наша группа (дети садятся на стульчики)

Воспитатель:

Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы) .

Из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (ягоды, листья, завитки) Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый)

Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

Что мы можем использовать для рисования ягод? (Ватные палочки).

Публикации по теме:

Анкета для педагогов. Работа по эстетическому воспитанию Анкета для педагогов Цель: изучение состояния педагогической работы по эстетическому воспитанию в детском саду Ф. И. О. Детский сад Группа.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством В презентации представлен опыт работы нашего детского сада. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции,.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Сказание о России»
Опубликовано: 8 декабря 2013 в 10:01
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....