Конспект занятия (НОД) по ознакомлению с окружающим миром «Утро года» (старший дошкольный возраст)

Любовь Плотникова
Конспект занятия (НОД) по ознакомлению с окружающим миром «Утро года» (старший дошкольный возраст)

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром (НОД)

«УТРО ГОДА»

Воспитатели I квалификационной категории МБДОУ детский сад № 57

г. Балаково Саратовской области

Плотникова Любовь Николаевна

Кондратьева Зинаида Михайловна

Цель: Обобщить представления о характерных признаках весны; уточнить представления о жизни растений, животных и птиц весной; закреплять навыки рассказывания по представлению. Воспитывать чувство ответственности за экологическую обстановку на Земле. Закреплять навык координации пения и движения при исполнении заклички. Учить передавать в рисунке картины природы; упражнять в красивом расположении изображения на листе; развивать эстетическое восприятие.

Материалы и оборудование: фонограмма мелодии «Приход весны» на фоне пения птиц; указка - солнечный луч; фланелеграф и картинки для него - весенние деревья и кустарники, солнце, медведь, вылезший из берлоги, перелетные птицы, весенние ручьи; карточки с изображением деревьев и их цветов; на планшете дерево и лужайка с липучками, изображения перелетных и зимующих птиц на липучках. Карточки, изображающие насекомых. Рисунки и картинки с изображением весенних цветов, птиц, цветные восковые мелки, акварель, гуашь, альбомные листы бумаги.

Содержание организованной деятельности детей:

Звучит мелодия песни «Приход весны» В. Моцарта на фоне пения птиц (кассета «Веселая планета»).

Воспитатель: Ребята, птицы принесли нам загадку. (Загадывает загадку Т. Шорыгиной.)

К нам она пришла с цветами,

В ярком, пестром сарафане.

И румяна, и ясна, а зовут ее. (Весна).

Воспитатель: Праздновали встречу весны всегда. Взрослые люди просили прийти весну, дети закликали весну, забравшись повыше на изгородь или крышу сарая. Давайте и мы позовём весну.

Дети проговаривают русскую народную закличку «Весна - красна»:

Приди к нам, весна, с радостью

С великой к нам милостью!

Ау, ау, аукаем, весну приаукиваем

Март, март – солнцу рад!

Апрель, апрель откроет дверь

Май, май. Сколько хочешь, гуляй!

Воспитатель: Весну А. С. Пушкин назвал «Утро года». Весной вся природа пробуждается от зимнего сна. Вспомните стихотворения о весне.

Дети: Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет;

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит, и поет.

(А. Толстой)

Воспитатель: Земля тоже весной оживает. Посмотрите, какие сосульки появились в нашей группе. Они не простые, весна в них спрятала свои вопросы. Если вы на них правильно ответите, на фланелеграфе появится весенняя картина. Поможет мне выбрать ребят, которые будут срывать сосульки, солнечный лучик.

(Воспитатель указкой, как солнечным лучом, вызывает по очереди детей. Они срывают сосульки, на обратной стороне которых написаны вопросы. Воспитатель зачитывает вопрос, ребенок на него отвечает, и педагог выкладывает фрагменты картины «Весна».)

Воспитатель:

• Кого называют гонцами весны? (Птиц.)

• Как весной светит солнце? (Солнце начинает светить ярче, становится теплее.)

• Куда исчезает весной снег? (Снег от солнечных лучей начинает таять и превращается в ручьи.)

• Что происходит с деревьями весной? (Начинается сокодвижение, на деревьях появляются листья.)

• Как изменяется поведение диких животных весной? (Из спячки выходят медведи, ежи, заяц и белка меняют цвет своей шубки и т. д.)

• Какие весенние работы выполняют люди? (Обрезают деревья в садах, пахотные работы, посевная, сажают деревья, строят скворечники и т. д.)

• Какие первые цветы появляются на проталинках? (Мать-и-мачеха.)

Посмотрите, какая чудесная весенняя картина у нас получилась!

Когда становится теплее, деревья начинают цвести. Какое первое дерево расцветает? (Верба, на ней появляются пушистые комочки.) Мы с вами сейчас попробуем вспомнить, как цветут разные деревья.

Дидактическая игра «Цветение деревьев».

Педагог раздает каждому ребенку карточку с изображением дерева или цветка и предлагает найти пары. Дети, правильно объединившиеся в пары, называют дерево и дают его краткое описание по плану: название дерева, его внешний вид (ствол, листья, как оно цветет.

Динамическая пауза «Деревья в лесу»:

Руки подняли и помахали —

Ветер качает деревья в лесу.

А как подует ветер сильнее,

Ствол закачается вправо и влево.

Плавно руками, ребята, помашем —

Это к деревьям птицы летят.

Птицы устали, на веточки сели —

Руки отводим назад.

(М. Картушина)

(Помахать руками над головой. Наклонить корпус вправо и влево. Плавные взмахи руками. Присесть, отводя руки назад.)

Воспитатель:

Весенний луч коснулся крыш,

Сосульки заискрились,

А стаи перелетных птиц

На гнезда возвратились.

Воспитатель: Позовем, ребята, перелетных птиц.

Дети произносят русскую народную закличку «Жаворонки прилетали»

Воспитатель. Дети, каких перелетных птиц вы знаете? (Дети называют.) Я буду вам показывать птиц, а вы их назовете и посадите перелетных птиц на дерево, зимующих — на землю.

Дидактическая игра «Перелётные и зимующие птицы».

Педагог вызывает несколько детей по желанию. Дети называют птиц и прикрепляют их к дереву (перелетных) или к траве (зимующих).

Воспитатель. Издавна люди заметили связь между природными явлениями и поведением птиц. Проверим, знаете ли вы народные приметы. Я буду начинать, а вы заканчиваете примету.

• Грач на горе —. (весна на дворе).

• Птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев —. (к холодному лету).

• Увидал скворца —. (весна у крыльца).

• Перелетные птицы летят стая за стаей —. (к дружной весне).

• Журавли курлычут —. (о тепле весть подают).

• Птицы ощипываются —. (к дождю).

• Воробьи в пыли купаются —. (к дождю).

Подкорми птиц зимой. (они отплатят тебе добром летом). (Пояснить, каким добром птицы могут отплатить человеку.)

Воспитатель. Вырастает первая сочная травка, расцветают цветы, появляются насекомые. У вас под стульями спрятались разные насекомые.

Возьмите картинку в руки, рассмотрите, какое насекомое на ней изображено. Я буду загадывать загадки, а вы отгадку говорите хором и поднимите вверх картинку с тем насекомым, про которого была загадка. (Загадывает загадки Т. Шорыгиной.)

У нее четыре крыла, Тело тонкое, словно стрела, И большие, большие глаза. Называют ее.

(стрекоза).

Я — мохнатый червячок, Полосатый бочок, Скоро бабочкою стану, Закружусь я над поляной.

(Гусеница)

Очень маленький на вид, Надоедливо звенит, Прилетает вновь и вновь, Чтобы выпить нашу кровь.

(Комар)

Он умелец и хитрец - Сетку прочную плетет. Если муха попадет, Тут бедняжке и конец.

(Паук)

Сок цветов душистых пьет, Дарит нам и воск, и мед. Людям всем она мила, А зовут ее.

(пчела).

Этот маленький скрипач Изумрудный носит плащ. Он и в спорте чемпион, Ловко прыгать может он.

(Кузнечик)

Он строитель настоящий, Деловитый, работящий. Под сосной в лесу густом Из хвоинок строит дом.

(Муравей)

Она ярка, красива, Изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок, Пьет хоботком душистый сок.

(Бабочка)

Всех жучков она милей, Спинка алая у ней. На спине кружочки — Черненькие точки.

(Божья коровка)

Воспитатель: Молодцы, всех насекомых правильно назвали и показали.

Песенки весенние со всех сторон слышны. Они легки и веселы, как ветерок нежны.

Хоровод «Как весна с зимою»

Как весна с зимою повстречалися.

Как зима с весною распрощалися.

Ай, люли – люли, повстречалися.

Ай, люли – люли, распрощалися.

Как весна ручьями разливалася,

Как весна цветами распускалася.

Как вставало солнце красное.

Как светило людям оно ласково.

Как весну мы славим за её дела.

Слава ей, что нам она тепло дала.

Воспитатель. «Земля заботу любит. Растение — земли украшение. Рощи да леса — родного края краса. Судьба природы — судьба Родины» — такими красивыми словами русский народ говорит о любви к природе. Давайте, ребята, всегда помнить, что красота земли зависит от того, как человек будет беречь природу-матушку. Подумайте и скажите, что люди могут сделать для природы, для ее сохранения? (Ответы детей.)

Все, что вы сказали, правильно. Человек должен заботиться о природе, и в то же время наблюдательный человек может многому у нее научиться. Чему можно научиться у природы, мы сейчас расскажем.

Дети читают стихотворение В. Орлова «Живой букварь природы»:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок — терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Ну а весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Воспитатель: Какие стихотворения о приходе весны вы знаете?

Дети: Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала…

Алексей Плещеев

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвёл подснежник.

Самуил Маршак.

Воспитатель: О каких признаках весны рассказывают авторы в этих стихотворениях? Посмотрите на иллюстрации. Давайте нарисуем картинку на тему: «Пришла весна». Продумайте композицию рисунка. Как расположить лист бумаги и изображения на нём? Что можно изобразить? (Деревья, проталины, солнце, птиц, гнёзда и т. д.)

Воспитатель помогает детям придумать композицию рисунка.

Рефлексия.

Воспитатель: Рассмотрите рисунки на нашей выставке и выберите самые выразительные и аккуратные. Что изображено на каждом рисунке?

Публикации по теме:

Конкурс «Прилетайте в гости к нам»Конкурс «Прилетайте в гости к нам» В конкурсе принимали участие воспитанники первой младшей группы и их родители. Цель конкурса: Расширить и уточнить представления детей об.

Прогулка по осеннему парку.Прогулка по осеннему парку. Наступила осень - самое красивое время года и мы с детьми решили отправиться в парк, чтобы полюбоваться ее красотой. Цель прогулки: расширить.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Времена года и погода
  • Лето
Автор публикации:
Конспект занятия (НОД) по ознакомлению с окружающим миром «Утро года» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 30 января 2014 в 10:29
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста...
( Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними,...
Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе на тему: «Зима в лесу»
Программное содержание: - закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; - расширить и закрепить знания детей о диких животных, об...
Наши развивающие планшеты
Здравствуйте уважаемые коллеги. В нашем детском саду объявлен конкурс ноябрь - январь "Развивающие пособия для детей раннего возраста". Вот,...