МААМ-картинки

Конспект занятия (НОД) по развитию речи в старшей группе ДУ по лексической теме «Подводный мир»

Эльвира Ульянова
Конспект занятия (НОД) по развитию речи в старшей группе ДУ по лексической теме «Подводный мир»

Цель:

— расширять представления об особенностях проживания, питания и строения рыб

— совершенствовать грамматический строй речи, развивать фонематический слух и восприятие.

развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы

— закрепить полученные знания о подводном мире, воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций рыб, чтение и обсуждение «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, беседа о рыбах, об аквариумных рыбках и способах ухода за ними.

Публикация «Конспект занятия (НОД) по развитию речи в старшей группе ДУ по лексической теме „Подводный мир“» размещена в разделах

Ход занятия:

Дети входят в группу, садятся на стулья, перед ними на столе стоит пустой аквариум накрытый плотной тканью.

Воспитатель: Предлагаю отгадать вам две загадки, чтобы узнать, о ком сегодня пойдет речь!

1. В воде она живет. Нет клюва, а клюет. Кто это?

2. Посмотрите, дом стоит,

До краев водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы

Все умелые пловцы.

Дети: Рыба! Аквариум!

Воспитатель: Верно, именно о них мы сегодня поговорим. И разговор наш будет не простой, а волшебный: в благодарность за хорошие знания о своих подводных обитателях – рыбах, золотая рыбка подарит нам аквариум, наполненный рыбками.

Детям демонстрируется пустой аквариум на столе.

Воспитатель: Все вы знаете, что рыбы живут под водой, а дышат они жабрами, которые находятся на голове. Скажите, есть еще какие – то особенности строения, связанные с жизнью под водой?

Дети: У рыб вместо ног – плавники и хвост, с их помощью они плавают.

Воспитатель: А чем покрыто туловище рыбы?

Дети: Чешуей.

Воспитатель: Да. Она защищает туловище рыб от повреждений.

-Развитие фонематического слуха.

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат листы голубого картона и фигурки рыбок. Представьте, что картон – аквариум. Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком [Р] вы услышите.

(Воспитатель называет ряд слов, например: рак, вода, волна, ракушка, галька, водоросли, чайка. Услышав слово со звуком [Р], дети кладут на картон рыбку).

Воспитатель: Сколько рыбок у вас в аквариуме?

Дети: Три.

Воспитатель: Почему только три?

Дети: Потому что мы услышали только три слова со звуком [Р].

-Образование родственных слов.

Плавники у нас росли бы

Мы бы плавали как РЫБЫ.

Я б хвостом махала гибко

И резвилась словно РЫБКА.

Вот с крючка срывает крошки

Очень мелкая РЫБЕШКА.

Выплывает корм ища

Пребольшая РЫБИЩА.

Рыба не клюет никак

Видно я плохой РЫБАК.

Если наживки вам не жалко,

Будет отличная РЫБАЛКА.

Ловить рыбу не судачить,

Очень я люблю РЫБАЧИТЬ.

Вот какой у нас улов,

Наша мама РЫБОЛОВ.

Про рыб все знает РЫБОВОД,

Только зайти на РЫБОЗАВОД.

-Называние слов, обозначающих действие предмета.

Воспитатель: Что рыбы делают в воде?

Ответы детей: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, размножаются и т. д.

Физкультминутка.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

-Называние слов – признаков предмета. Слова «наоборот»

Воспитатель: Мы делали все наоборот, а теперь будем придумывать слова наоборот. Во всех этих словах должны быть звуки [Р] и [Р`]. Итак, начали: рыба уродливая, страшная.

Дети: Красивая.

Воспитатель: Крошечная.

Дети: Огромная, громадная.

Воспитатель: Медлительная.

Дети: Быстрая, стремительная.

Воспитатель: Тихая спокойная.

Дети: Игривая, резвая, шустрая.

Воспитатель: блеклая, невзрачная.

Дети: Яркая.

Воспитатель: Одноцветная.

Дети: Разноцветная.

Воспитатель: Задиристая, боевая.

Дети: Осторожная.

Дидактическая игра «Кто где живет?»

— Вспомните, ребята, какие рыбы, где живут?

Дети: В аквариуме – аквариумные рыбки (гуппи, неоны, скалярии, сомики,

— в реке – речные … (щука, сазан, плотва, пескарь,

— в море – морские (акулы, камбала, мурена, семга,

— в океане – океанические… (кит, рыба-меч, касатка).

Воспитатель: Да, много у рыб сходств и различий. Одно из них по способу питания – одни едят водоросли (травоядные, другие – мальков, икринок, мелких рыб (хищники). Что ж, про рыб сказали мы немало, настало время чудесам! Золотая рыбка сдержала слово и пожелала наполнить наш аквариум, закрывайте глаза!

Воспитатель вносит рыбок и пускает их в аквариум. Дети открывают глаза и видят рыбок.

Воспитатель: Рыбки наши хороши!

Воспитатель: Наше занятие окончено, теперь ребята могут подойти и внимательнее рассмотреть рыбок.

Публикации по теме:

Комплексное логопедическое занятие по развитию связной речи с использованием мнемотехники по лексической теме «Одежда»Комплексное логопедическое занятие по развитию связной речи с использованием мнемотехники по лексической теме «Одежда» Вводная часть. Дети входят в группу, вместе с логопедом приветствуют гостей. Л-д: Послушайте стихотворение А. Барто «Сто одёжек» Лиф на.

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей 6–7 лет с ТНР по лексической теме «Почта» Лексическая тема «Почта». «Сказка про письмо». Цель занятия: продолжать учить употреблять названия предметов, названия действий, названия.

Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Посуда» Лексическая тема: «Посуда» Цель: Формирование лексико -грамматических категорий языка и развитие связной речи у детей. Тема: Посуда. Падежные.

Конспект занятия по развитию речи «И заплакали блюдца» в рамках лексической темы «Посуда» Конспект образовательной деятельности «И заплакали блюдца.» ОО «Развитие речи» (средняя группа) Воспитатель: Гречишкина Елена Александровна.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по лексической теме: «Домашние животные» Конспект образовательной деятельности в старшей группе По лексической теме: «Домашние животные» Цель: Закреплять знания детей по лексической.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по лексической теме «Мебель» Цель: - совершенствование лексико-грамматических компонентов речи по теме «Мебель». Задачи: - уточнение, расширение, активизация словаря.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Посуда». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Посуда». Программные задачи: Расширять и активировать предметный словарь и словарь.

Конспект обобщающего занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Зима» Коррекционно-образовательные задачи: • Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах. • Активизация и расширение словаря.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Зима» Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Зима». Придумывание сказки на заданную тему. Цель: Формировать умение придумывать сказку на заданную.

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Зимующие птицы» ТЕМА: «Зимующие птицы». ЦЕЛИ:Коррекционные: - уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении; - формировать понятие «зимующие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия (НОД) по развитию речи в старшей группе ДУ по лексической теме «Подводный мир»
Опубликовано: 17 апреля 2016 в 12:53
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД