Конспект занятия (НОД) в старшей группе «Подсолнух»

Светлана Коцарева
Конспект занятия (НОД) в старшей группе «Подсолнух»

Образовательная ситуация на тематической неделе «Сад, огород» (3 – 4 недели октября).

Программное содержание по образовательным областям:

«Познание» - продолжить знакомство детей с растением подсолнечник, познакомить детей с историей создания подсолнечного масла в слободе Алексеевка, со способами его изготовления; учить детей измерению объёма сыпучих тел с использованием мерки, закрепить навыки количественного и порядкового счёта.

«Коммуникация» - закрепить значение слов «подсолнечник», «подсолнечное масло», «герб», «базарная площадь»; развивать умение давать развёрнутые ответы на вопросы.

«Социализация» - воспитывать интерес и любовь к родному краю, чувство гордости за своего земляка, любознательность, интерес к природе.

«Художественное творчество» - учить детей выполнять поделку из природного материала и пластилина с элементами аппликации; развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира.

«Труд» - воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к живой природе, желание заботиться о птицах.

Формы и виды детской деятельности:

беседа,

отгадывание загадки,

количественный и порядковый счёт,

измерение объёма сыпучих тел,

пальчиковая гимнастика,

ручной труд.

Здоровьесберегающие технологии:

гимнастика для глаз,

динамическая пауза.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий с изображением подсолнечника,

отгадывание загадок о подсолнухе,

конкурс рисунков на тему «Цветок солнца».

Оборудование:

иллюстрации, рисунки и фотографии с изображением подсолнечника,

картинки с изображением герба города Алексеевка, приспособлением Д. С. Бокарёва,

семена подсолнечника (очищенные и неочищенные,

картинка с подсолнухами для счёта;

условные мерки: стаканчик, кукольная чашечка, чайные ложки;

листы картона с нарисованным кругом, пластилин чёрного цвета, лепестки подсолнечника. Вырезанные из жёлтой бумаги, стебель и лист подсолнечника, вырезанные из зелёной бумаги;

бутылки с подсолнечным маслом;

изображение солнышка на ножке.

Сценарий организации НОД:

1 часть – вводная

- Ребята, отгадайте загадку.

У извилистой дорожки

Растёт солнышко на ножке.

Как дозреет солнышко

Будет горстка зёрнышек.

Дети: Подсолнух.

2 часть - основная

- Правильно. А ещё его называют «Цветком солнца». Почему? Чем он знаменит? Посмотрите на фотографии, иллюстрации и скажите, на что он похож.

Дети: На солнце.

- Верно. Большой цветок подсолнечника (а это его научное название) напоминает нам солнце. Но не только внешнее сходство связывает цветок с солнцем. Есть у подсолнуха удивительная способность поворачивать головку цветка вслед за солнышком, провожая его от восхода до самого заката.

Гимнастика для глаз «Подсолнухи и солнце»

Воспитатель берёт в руки изображение солнца на палочке и передвигает его, а дети следят за ним, двигая только глазами.

- Ребята, давайте опишем подсолнечник. Расскажите, какой он?

Дети: Большой цветок жёлтого цвета, стебель длинный зелёного цвета, листья крупные, зелёные, внутри подсолнечника чёрные семечки.

- Правильно. Поджаренные семена подсолнечника люди едят как лакомство и называют семечки. Пробовали вы когда-нибудь семечки? Семечки – очень полезный продукт, так как в них много витаминов и других, полезных для здоровья веществ.

Дегустация семян подсолнечника

Детям предлагается попробовать очищенные семена подсолнечника.

- Но это ещё не всё. Из семян подсолнечника делают ещё и масло, которое так и называется «подсолнечное». А кто придумал из семечек масло делать, я вам сейчас расскажу.

В городе Алексеевка Белгородской области, возле базарной площади (площадь, на которой находиться базар, жил-был Даниил Бокарев. Шёл он как-то по улице и увидел красивый цветок. Этот цветок ему очень понравился. Цветок был необычный, большой, а внутри с семечками и назывался подсолнечник. Сорвал его Даниил и начал есть семечки. А вкус у семечек был приятно-маслянистый. Грыз он семечки, грыз, и родилась у него мысль о получении из семечек масла. Насадил он у себя в огороде много подсолнечников, а в конце лета аккуратно срезал шляпки, снёс во двор и выбил из шляпок семечки. К этому времени Даниил сделал приспособление. Он взял пень, сбоку в нём выдолбил квадратную нишу. Внизу этой ниши выбил гнездо, куда закладывал порции высушенных семечек. В гнездо вставлял деревянный колышек. И при помощи двух клиньев, забиваемых молотком, цилиндр в гнезде давил на семечки. ПО желобку стекала густая светло-коричневая жидкость. Необычный и приятный запах стоял в сарае, где Даниил Бокарев «бил масло».

Вот таким образом наш земляк Даниил Бокарев изобрёл способ получения масла из семечек подсолнечника. А масло, на котором ваши мамы готовят еду тоже выбито из семечек. Благодаря тому, что наш земляк первым придумал способ получения масла, город Алексеевка Белгородской области носит герб с изображением подсолнечника.

Динамическая пауза «Жёлтый подсолнух»

Жёлтое солнце на землю глядит,

(Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх)

Жёлтый подсолнух за солнцем следит.

(С поворотом слева направо нарисовать поднятыми руками дугу)

Только жёлтые лучи у него не горячи.

(Наклоны головы к левому-правому плечу)

Он растёт на длинной ножке

(Руки вдоль туловища, встать на носки)

С лепесточками, как рожки,

(Развести руки в стороны и немного вверх)

Голова его крупна, чёрных семечек полна.

(Соединить над головой округлённые руки)

Количественный и порядковый счёт

- За забором у бабушки Арины выросли вот такие подсолнухи. Посмотрите и скажите:

- Сколько всего подсолнухов?

- На каком по счёту подсолнухе сидит бабочка?

- Какой по счёту подсолнух наклонился вниз?

- Какой по счёту этот подсолнух? (Показ)

Измерение объёма сыпучих тел

- Ребята, а как узнать, сколько семечек в этих двух банках? Обсуждаются разные предложения детей. Начинается отсчёт по одной семечке. Дети подводятся к выводу, что считать по одной семечке – это долго и утомительно. Если дети не вспомнят о мерке, воспитатель сам предлагает использовать стаканчик и кукольную чашечку. Для измерения вызываются дети. Перед измерением у детей спрашивают, равное ли количество семечек в обеих банках? (Равное). Сколько получилось стаканчиков семечек? Сколько чашечек семечек получилось? Если в банках было одинаковое количество семечек, почему же стаканчиков получилось больше, чем чашечек? Потому что чашечки больше, чем стаканчики. В чашечки вмещается больше семечек, а в стаканчик вмещается меньше семечек. А сейчас вам нужно взять чайные ложки и отмерить себе по две чайные ложки семечек, высыпайте их на блюдца. Эти семечки понадобятся вам для выполнения поделки.

Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»

Золотой подсолнушек,

Лепесточки-лучики.

Он сыночек солнышка

И весёлой тучки.

(Руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу. Пальцы разведены в стороны.)

Утром просыпается,

Солнышком лучится,

Ночью закрываются

Жёлтые ресницы.

(Руки и ладони остаются в прежнем положении, а пальцы медленно загибаются.)

Летом наш подсолнушек –

Как цветной фонарик.

Осенью нам чёрненьких

Семечек подарит.

(Поочерёдно, каждым пальцем правой руки постучать по раскрытой ладони левой руки. Затем поменять руки.)

Ручной труд «Подсолнух»

Дети приклеивают на нарисованный на картоне круг листья, вырезанные из жёлтой бумаги. Из чёрного пластилина делается тонкий жгутик и в форме спирали выкладывается на нарисованный круг. Семена подсолнечника прикладываются и прижимаются (по всему кругу, покрытому чёрным пластилином). В заключении приклеиваются стебель и листок, вырезанные из зелёной бумаги.

3 часть – заключительная

- Ребята, а вы знаете, что не только люди любят лакомиться семечками. Вспомните, кого мы с вами зимой угощали семенами подсолнечника? Мы насыпали семена подсолнечника в птичьи кормушки. Давайте возьмём семечки, оденемся и во время прогулки угостим наших пернатых друзей этим вкусным лакомством.

Публикации по теме:

Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Как Данила Бокарев масло открыл». Программное содержание: познакомить детей с первооткрывателем подсолнечного масла - Даниилом Семеновичем Бокаревым. Обобщить представление.

Перспективное планирование по программе «От рождения до школы». Формирование элементарных математических представлений Формирование элементарных математических представлений Сентябрь № недели Тема. Цель. Источник. 1. Тема: «Счет предметов. Ориентировка.

Библиотека изображений:
  • Прописи
  • Научная лаборатория
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Конспект занятия (НОД) в старшей группе «Подсолнух»
Опубликовано: 6 ноября 2013 в 15:48
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-ласс «Зимний домик»
Новый год – это волшебное и сказочное время, наступления которого с нетерпением ждут дети и взрослые. Каждый ждет чуда в этот день. В это время все кругом...
«Зимний лес» аппликация из тюля, бумаги с элементами рисования. Фотоотчёт.
В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением...
Дидактическая игра «Подбери окошки к домику»
Воспитатель: Лебедева Екатерина Андреевна Дидактическая игра "Подбери окошки к домику" Дидактическая игра предназначена для детей второй младшей группы ( 3-4...
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...