Папки-передвижки

Конспект комплексного занятия «Осенний лес»

Татьяна Величко
Конспект комплексного занятия «Осенний лес»

Как мы провожали осень — интересно и познавательно, активно развивая речь, звуковую сторону…

Конспект комплексного занятия для подготовительной группы

(развитие речи, окружающий мир).

Тема: Осенний лес. Дифференциация звуков С-С' (изолированно, в слогах, словах, речи).

Цель: развитие навыков дифференциации твердых и мягких звуков на примере С - С' при обобщении темы «ОСЕНЬ».

Задачи: обучающие

Публикация «Конспект комплексного занятия „Осенний лес“» размещена в разделах

1. Обобщить признаки осени, вспомнить перелетных и зимующих птиц, животных и растения осеннего леса.

2. Добиваться умения различать твердый и мягкие звуки С-С' на слух.

3. Совершенствовать фонематический слух.

4. Закрепить произношение звуков С-С' в слогах, в словах, в речи.

5. Подготовка к обучению грамоте (буква С).

6. Дать характеристику звуков С-С': согласный, глухой, твердый/мягкий.

воспитательные

1. Воспитывать желание говорить грамотно, правильно, красиво.

2. Воспитывать умение работать в коллективе, группе.

3. Развивать творческое воображение.

Оборудование:

• картинки (деревья): осина, ясень, лиственница, сосна, сирень;

• картинки с изображением тучки и птички для каждого ребенка;

• изображения зеленого и синего домиков;

• картинки с изображением перелетных птиц: соловей, лебедь, ласточка, утка, гусь, грач, кукушка, цапля, малиновка, иволга, зяблик, аист, жаворонок;

• картинки с изображением зимующих птиц: голубь, щегол, дятел, галка, дубонос, ворона, снегирь, глухарь, свиристель, тетерев, сорока, воробей, синичка, сова, сойка, клест, синичка гаечка;

• картинки с изображением животных леса: медведь, лисица, кабан, еж, енот, лось, заяц, рысь, волк, белка, барсук.

ПЛАН:

I. Организационный момент – сосредоточить внимание на предстоящей работе.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы - совместно сформулировать тему, используя задание «Слушаем наш звук» - развитие фонематических представлений.

2. Выделение звука на слух – развитие фонематического восприятия - задание «Деревья в заколдованном лесу».

3. Изолированное произношение твердого и мягкого звуков С-С' и дифференциация С - С' изолированно и в слогах - игра «Тучка-птичка».

4. Обучение составления сложноподчиненных предложений с использованием союзов когда, потому что, если бы – развитие грамматического строя речи – задание «Перелетные птицы осенью…»

5. Физ. минутка - двигательная активность и настрой на дальнейшую работу.

6. Произношение звуков в словосочетаниях, предложениях, связной речи:

• дифференциация звуков С-С' в словах – игра «Зимующие птицы в заколдованном лесу…»

закрепить умения образовывать названия детенышей животных - игра «Животные и их детеныши».

7. Предпосылки обучению грамоте: буква С.

8. Развитие умений составлять рассказ по картинкам: «Осенний календарь» - вспомнить осенние месяцы и признаки осени.

III. Итог занятия: звуки С и С', достижения и трудности.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент

В о с п и т а т е л ь:

Раз-два – выше голова,

Три-четыре - плечи шире,

Пять-шесть – всем сесть,

Семь-восемь – внимания просим!

II. Основная часть

1. Сообщение темы.

В о с п и т а т е л ь:

Ребята! У нас сегодня особенный день – мы пригласили в гости Ее Величество Осень. На нее пришли посмотреть и наши друзья. Но нашей гостьи до сих пор нет. Одну минуточку! - посмотрите…нам доставлен конверт…с большими печатями. Чтобы его открыть, нам надо отправиться в заколдованный лес. А заколдован он потому, что все в лесу - деревья, птицы, животные – имеют в названии какой-то одинаковый звук. Послушайте внимательно, что это за звук. (Воспитатель читает четверостишие и фразы, выделяя голосом звук С в словах).

Игра «Слушаем наш звук».

Осенний лес особенно красив,

Осиновые листья покраснели…

И лес становится все меньше «говорлив»,

И небеса сильнее посинели.

Закончи фразу:

Под ветра осеннего свист слетает осиновый … (лист).

Наступила осень, но не для стройных … (сосен).

В о с п и т а т е л ь:

О каком времени года идет речь? (осень).

Какой звук особенно часто встречается в этих словах? (звук С).

Вспомним, звук С согласный или гласный? (согласный).

С – согласный, потому

Что преграда есть во рту –

Наш язык создаст преграду,

Свист получим мы в награду!

Вспомним, какой звук С - звонкий или глухой: послушаем, поет ли голосок в горлышке –(положить ладошку на шею и произносить ССС) – голосок не поет; или звенит или нет в ушках (закрыть ладошками уши и говорить ССС) - не звенит. Звук С – глухой.

2. Выделение звука на слух.

Задание «Деревья в заколдованном лесу».

В о с п и т а т е л ь: А вот и наш заколдованный лес. В нем растут только те деревья, в названии которых есть звук С. Я называю деревья, а вы внимательно слушайте, и скажите, когда услышите звук С. Это дерево мы «расколдуем» в нашем лесу: береза, осина, дуб, ель, сосна, ясень, клен, сирень, рябина, лиственница.

(На доске закреплены на магнитах деревья: сосна, осина, лиственница, ясень и куст сирени в «осенних» тонах, но изображением развернутые к доске. При правильном определении звука в названии дерева его переворачиваем изображением к детям.)

3. Изолированное произношение твердого и мягкого звуков С-С' и дифференциация С - С' изолированно и в слогах.

Игра «Тучка-птичка» (картинки с тучкой с ветром и птичкой).

В о с п и т а т е л ь:

А теперь послушайте рассказ. Сердитый осенний ветер разгулялся в нашем лесу. Поет он злую сердитую песню: «С-С-С…». А на кусте птичка сидит. Слышит- ветер сердитую песню поет: С-С-С. и решила спеть свою. А песня получилась ласковая, нежная: «С'-С'-С'…».

Как пел ветер? (С-С-С)

Как пела птичка? (С' - С' - С')

Какая песня у ветра? (сердитая)

Какая песня у птички? (ласковая)

В лесу много раздается разных песенок, вы услышите разные песенки, будете показывать мне одну из картинок: если песня ласковая – птичку, если песня сердитая – тучку.

С-С-С

СЬ-СЬ-СЬ

СЫ-СЫ-СЫ

СУ-СУ-СУ

СЕ-СЕ-СЕ

СА-СА-СА

4. Составления сложноподчиненных предложений с использованием союзов когда, потому что, если бы.

Задание «Перелетные птицы осенью…»

В о с п и т а т е л ь:

Холод принес в лес осенний ветер. Перелетные птички стали собираться в теплые края. Закончи предложение:

Когда наступают холода … (перелетные птицы улетают в теплые края).

Птицы улетают потому что (в лесу становится холодно и голодно).

Если бы перелетные птицы не улетели… (они бы погибли от холода и голода).

5. Физ. минутка.

Ветер дует нам в лицо (Руки перед собой, движение руками к лицу)

Закачалось деревцо. (Руки вверх, качаем руками).

Ветер тише, тише, тише – (Движения рук от лица).

Деревцо все выше, выше! (Тянемся вверх).

6. Произношение звуков в словосочетаниях, предложениях, связной речи.

Дифференциация С - С' в словах.

Игра «Зимующие птицы в заколдованном лесу…».

В о с п и т а т е л ь:

Отправились перелетные птицы в теплые края, а зимующие помогут нам расколдовать наш лес: но только птички со звуком С в названии попадут в лес. А в лесу холодно, и только два теплых гнездышка укроют пташек от мороза. Но гнезда тоже не простые: синее гнездышко примет птиц с твердым звуком С, а зеленое – согреет птиц с мягким звуком СЬ в названии. Возьмите картинку с птичкой и поселите скорее в гнездышко!

(Ребенок произносит полное предложение: «В осенний лес я поселю снегиря».)

Птицы: голубь, щегол, дятел, галка, дубонос, ворона, снегирь, глухарь, свиристель, тетерев, сорока, воробей, синичка, сова, сойка, клест, синичка гаечка.

Словообразование.

Игра «Животные и их детеныши».

В о с п и т а т е л ь:

Ребята! В нашем лесу уже расколдованы осенние деревья, зимующие птицы, но кого здесь не хватает? Как вы думаете, кто еще должен жить в нашем лесу? (Животные). Каких животных мы знаем? (медведь, лисица, кабан, еж, енот, лось, заяц, рысь, волк, белка, барсук).

Но только животные со звуком С в названии попадут в лес. А в лесу их ждут их детеныши. Чтобы встретиться детенышам и родителям, надо правильно назвать малышей. Например, у лисы детеныши – лисята.

7. Буква С.

В о с п и т а т е л ь:

Мы расколдовали наш осенний лес. Сняли печати с конверта, но осталась одна печать. И задания все закончились. Что же делать? (Стук в окошко). А это что такое? Какая – то коробочка… А в ней – капельки… Но они бесцветные, грустные. Какими осенними цветами на звук С должны быть окрашены капли? (серый и синий). Попробуем сказать волшебное слово (воспитатель шепчет заклинание над коробочкой, в которой находятся цветные капельки). Получилось! Теперь мне понятно, для чего эти капли. Надо из них сложить букву С! Букву мы видим и пишем, в отличие от звука, который мы говорим и слышим.

А вот и наша буква С (пишу образец).

Задание: кто быстрее и красивее выложит букву С из капелек, тот и вскроет последнюю печать на конверте. Девочки работают с синими каплями, а мальчики – с серыми.

8. Развитие умений составлять рассказ по картинкам. «Осенний календарь».

Молодцы! Вот и послание от нашей главной героини – Осени. Она уже уходит, прощается с нами, ей надо закончить много важных дел. Для нас она прислала подарок – послание, чтобы мы помнили о ней, ждали ее в следующем году, не скучали. Ведь следом за осенью наступает время декабря – зимнего месяца, а значит, скоро Новый год.

А вот и подарок: (цветные картины с изображением осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь).

Календарь я открываю,

Чудо-осень наблюдаю.

Первым к нам сентябрь спешит,

Все деревья золотит.

А за ним заоктябрило,

Небо тучами закрыло.

Вот ноябрь приходит хмурый,

И становится все бурым.

А вам какой запомнилась эта осень? (Описываем осень, ее признаки).

III. Итог занятия

Какие звуки помог нам попрощаться с осенью? (Звук с –согласный, глухой, С/С').

Какое задание было самым трудным?

Какое задание было самым интересным?

Что запомнилось больше всего?

Все мы были молодцы! Осень обязательно к нам придет в следующем году, а мы будем рады ее встретить!

Автор публикации:
Конспект комплексного занятия «Осенний лес»
Опубликовано: 28 ноября 2014 в 10:51
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД