Получи документы

Конспект занятия Ознакомление с окружающим «Знакомство с бытом и культурой бурят»

Наталья Болотина
Конспект занятия Ознакомление с окружающим «Знакомство с бытом и культурой бурят»

Конспект занятия Ознакомление с окружающим

«Знакомство с бытом и культурой бурят»

Задачи:

Образовательные:

Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира, путем изучения культурного наследия разных народов; обогатить словарный запас существительными: орнамент, юрта, Сагалгаан – белый месяц, войлок, казан.

Развивающие:

Формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей.

Публикация «Конспект занятия Ознакомление с окружающим „Знакомство с бытом и культурой бурят“» размещена в разделах

Воспитательные:

Воспитывать уважение к традициям и обычаям бурят, побуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, народной культуре.

Материал:

Карта, демонстративные орнаменты, изображения юрты, кукла юноши в национальном костюме, национальная музыка, ноутбук.

Образовательные области:

Познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.

Ход занятия

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! Скажите, как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Верно. Россия – очень большая страна (показ на карте).

Сегодня мы с вами познакомимся с народом Бурятии. Республика Бурятия входит в состав Российской Федерации. Посмотрите, на доске весит флаг Бурятии. Флаг Республики Бурятия представляет собой прямоугольное полотно, состоящее из трех горизонтальных цветных полос: синий, белый, желтый. В левом верхнем углу изображен желтым цветом традиционный символ Бурятии (соембо, представляющий собой изображение луны, солнца и очага в следующей последовательности: внизу серп луны, над ним круг солнца, а над ними изображение очага из трех языком пламени. Огонь, означает тепло, он символ чистоты и хранитель дома. Первый язычок пламени обозначает прошлое, средний современное, третий будущие поколения. С солнцем связаны представления об источнике жизни, жизненной силы, света, богатства. Луна у этих народов почиталась как главное светило, эти усматривали в ней таинство, так как луна была хозяином ночью.

Представителями бурятов являются: эхириты, булагаты, хоринцы, хонгодоры. Население бурят составляет 445 тысяч человек. Они разговаривают на бурятском языке. Буряты с незапамятных времен жили вблизи легендарного озера Байкал. Байкал самое глубокое озеро на Земле. Озеро Байкал, имеет форму вытянутого с юго-запада на северо-восток полумесяца. Издавна буряты жили в сборных переносных жилищах, причиной этому служил кочевой образ жизни. Ребята вы помните, что такое кочевой образ жизни? (ответы детей). Правильно это когда люди переезжают с места на место.

Ребята, а вы знаете, как раньше называлось жилище бурят? Верно, юрта – жилище бурят. Как вы думаете, юрту ставят или строят? (Ставят).

Правильно, юрту ставят. Существует определенный порядок установки юрты. Прежде всего, буряты выбирали место для установки юрты.

Юрты состоят из деревянных решеток и жердей, которые покрываются войлоком. Войлок – прочный материал, изготовленный из шерсти овец или верблюдов (материал, из которого делают валенки). В центре юрты располагается котел для приготовления пищи – казан. Отверстие для света и дыма располагается в самом верху купола. Естественно, что в холодные и дождливые дни верхнее отверстие юрты должно быть плотно закрыто.

Чем покрывали юрту? (войлоком)

Из чего изготовлен войлок? (шерсти)

Как назывался котел, для приготовления пищи? (казан)

Основу быта бурятского народа составляло скотоводство, охота и рыболовство. Разводили овец, коз, лошадей, верблюдов, крупный рогатый скот. Также занимались кузнечеством и ювелирным делом. Железные изделия считались оберегом у бурят. В ремесленной деятельности бурятский народ использовал в основном метал. Кузнецы создавали произведения искусства, когда в их руки попадали железные, стальные или серебряные пластины. Помимо эстетической ценности готовая ремесленная продукция была источником доходов, объектом купли-продажи. Для того, чтобы придать изделию более драгоценный вид, буряты использовали драгоценные камни в качестве украшения изделий.

На внешний вид национальной одежды бурятского народа повлиял их кочевный образ жизни. Как мужчины, так и женщины носили дэглы - халат без плечевого шва. Такие одежды были прямыми, расширяющимися к низу. Для того, чтобы пошить зимний дэгл, необходимо было использовать более 5 овчинных шкур. Подобные шубы украшались мехом и различными тканями. Повседневные дэглы покрывались обычной тканью, а праздничные украшались шелком, парчой, бархатом и плисом. Летний наряд назывался тэрлинг. Он был пошит из китайского шелка и украшенный вышивкой из золотых и серебряных нитей.

Ребята у бурят есть свои национальные праздники. Один из них называется Сагаалган это Новый год по лунному календарю, в переводе означает Белый месяц. Обычно, этот праздник бывает в конце зимы – это время массового приплода у скота. В изобилии на столе появляется молочная белая пища. Именно ее как символ очищения гостю предлагают отведать первой. И главное – в этом Белом месяце надо стараться удержать в себе все светлое, доброе, помириться с теми, с кем поссорились.

Ребята, а что такое белая пища? (молоко, сметана, творог, кефир)

Как вы думаете, что желают люди друг другу? (благополучия, богатства, здоровья, удачи)

Сагаалган - это лучший повод навестить всех родственников и друзей, с которыми нечасто видишься в течение года.

Дети, а теперь немного поиграем подвижная игра «Юрта».

Юрта, юрта, круглый дом,

Побывайте в доме том! (Дети становятся в круг).

Гости явятся едва (Подняли руки).

В печку прыгают дрова. (Наклонились, подкладывают).

Печка жарко топится. (Прыгают в круг).

Угостить торопится (Прыжки назад).

Ладушки, ладушки, (Хлопают в ладоши).

Круглые оладушки! (Все кружатся).

А сейчас давайте посмотрим, как украшены юрты. К культурным ценностям любого народа относятся орнаменты, которые широко распространены в быту, народном искусстве, архитектуре. Орнаменты мы видим везде. Они – одно из древнейших проявлений народного творчества. Как вы думаете, что такое орнамент? Слово «орнамент» в переводе «узор», «украшение». На первой юрте изображен волнообразный орнамент. Этот орнамент обозначает волны реки. А вторая юрта – эта юрта украшена растительными завитками. Для орнамента буряты использовали красные, желтые, зеленые, синие и белые цвета. Любимые цвета народа. Ребята, а где еще вы видели бурятские орнаменты – узоры? (на шапке, платьях, серьги, герб).

Сейчас предлагаю послушать бурятскую музыку.

Воспитатель:

Сегодня мы с вами познакомились с некоторыми традициями и обычаями бурятского народа. Ребята, спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Ознакомление с окружающим» «Увидел птицу — придумал самолет» Конспект НОД в группе младшего возраста по познавательной деятельности «Ознакомление с окружающим» Тема: «Увидел птицу – придумал самолёт».

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим «Волшебная ниточка» Цель: Поддержка детской инициативы в творческом процессе собственной деятельности при использовании ниткографии как речевой игровой технологии.

Конспект итогового занятия по аппликации с интеграцией в областях: «Ознакомление с окружающим миром», «Экология»Конспект итогового занятия по аппликации с интеграцией в областях: «Ознакомление с окружающим миром», «Экология» Конспект итогового занятия по аппликации с интеграцией в областях: "Ознакомление с окружающим миром", "Экология" Цели и задачи: 1. Расширить.

Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с культурой и традициями разных народов) для подготовительной группыКонспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с культурой и традициями разных народов) для подготовительной группы Тема: «Путешествие вокруг земли» Цели: 1. Познакомить детей с культурой и традициями народов разных стран («Познавательное развитие») 2. Уточнить.

Конспект занятия: ознакомление с окружающим миром «Какие краски у Весны» (вторая младшая группа) Конспект занятия. Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Какие краски у Весны?» Задачи: Дать детям представления о времени года «Весна».

Конспект занятия в первой младшей группе. (интегрированное, ознакомление с окружающим миром и аппликация) Конспект занятия в первой младшей группе. (интегрированное, ознакомление с окружающим миром и аппликация) Тема: «В поисках солнышка» Автор.

Конспект занятия в средней группе: Ознакомление с окружающим миром — «День — ночь.» Цель:Познакомить дошкольников с временными понятиями день -ночь. Развивать наблюдательность и логику. Побуждать детей различать части суток.

Конспект занятия в средней группе. Ознакомление с окружающим миром «Радио» Цель: Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм (условные символы, материал,принадлежность к рукотворному и природном.

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия «Север — царство льда и снега» Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия: Север-царство льда и снега. Цель: - учить устанавливать взаимосвязь между объектами.

Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром «Птицы. Сова» НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром. «Птицы. Сова». Цель: знакомить детей с разнообразием мира птиц, с особенностями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия Ознакомление с окружающим «Знакомство с бытом и культурой бурят»
Опубликовано: 30 сентября 2017 в 14:49
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД