Конспект занятия по по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Ознакомление со свойствами воздуха»

Маргарита Лебедева
Конспект занятия по по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Ознакомление со свойствами воздуха»

Конспект занятия «Ознакомление со свойствами воздуха»

(Средняя группа)

Составила: воспитатель ДОУ № 10 «Звездочка» ЛебедеваМ. В.

Цели:

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания детей о воздухе.

Познакомить детей со свойствами воздуха (невидимый, прозрачный, не имеет запаха, может передавать запахи других веществ, легче камня и воды, его можно услышать, ветер – это движение воздуха) и его значением для всего живого.

Активизация словаря: невидимый, прозрачный, легче камня, буря, ураган.

Оборудование: два надутых шарика, стаканчики с водой, трубочки, баночки с ароматическими веществами, пустые пакеты, камешки, надувная игрушка, тазики с водой, кораблики, самолетики.

Ход занятия

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, к нам в гости прилетели два шарика. Смотрите, какой этот шарик – красивый, веселый, а второй – худой, грустный.

Как вы думаете, почему? (ответы детей: шарик сдулся) Дети, а что попадает внутрь шариков, когда мы их надуваем? (воздух). Правильно, воздух. А откуда он берется, этот воздух? (мы им дышим) Чтобы надуть шарик, надо вдохнуть воздух и подуть в шарик. Воздух окружает нашу планету, он нужен всем: и людям, и животным. Без воздуха мы не смогли бы жить. Для чего же нужен воздух? (ответы детей)

1. Опыт: «Воздух – невидимка»

Воспитатель: Ребята, а мы с вами воздух видим, или нет? (ответы детей – нет, не видим). Если мы воздух не видим, значит он невидимый, прозрачный. Какой воздух? (ответы детей: невидимый, прозрачный).Скажите. а что еще бывает прозрачным? (Вода, стекло). Правильно.

2. Опыт: «Можно ли поймать воздух?»

Воспитатель: Дети, а вы можете поймать воздух? Попробуйте. (дети пытаются поймать воздух руками, не получается)

А я могу поймать воздух, хотите увидеть, как. Возьму пакет, покажу, что там ничего нет, взмахну пакетом и скажу:«Раз, два, три, пакетик, воздух лови!» и закручу его концы. Ребята, посмотрите, пакет раздулся, потрогайте его, что в нем? Что мешает ему сжаться? Ответы детей. А вы хотите поймать воздух? Возьмите пакет и попробуйте поймать воздух. : «Раз, два, три, пакетик, воздух лови!» и быстро закрутите его. Что вы поймали (Воздух).Значит, воздух можно поймать.

3. «Можно ли увидеть воздух?»

Воспитатель: Ребята, мы с вами поймали воздух, но так и не смогли его увидеть. Хотите увидеть воздух? Возьмите трубочку, опустите ее в мисочку с водой и подуйте в трубочку. Что вы видите? (пузыри). Пузыри получаются из воздуха. Есть даже такая игра «Мыльные пузыри». Мы дуем в колечко и пузыри летят в разные стороны. Я даю ребенку попускать пузыри. Из чего пузыри? Из воздуха, значит, воздух мы можем увидеть воздух в мыльных пузырях. А сейчас, давайте выйдем из за столов и поиграем в игру «Пузырь». Проводится игра.

4. «Может ли воздух пахнуть?»

Воспитатель: Ребята, скажите, воздух чем – то пахнет? Понюхайте его. (Ответы детей). А как вы думаете, может ли воздух пахнуть? (Ответы детей).

Давайте мы сейчас с вами поиграем в интересную игру «Слепой крот». Крот живет под землей в полной темноте и всю еду находит по запаху. Сейчас вы закроете глаза и будете нюхать воздух в баночке, а потом скажите, что вы почувствовали. Проводится игра. Дети говорят. Что почувствовали запах чеснока, кофе, лимона. Дети, вы почувствовали разные запахи, значит запахи могут передаваться по воздуху, а сам воздух ничем не пахнет.

5. Опыт «Можно ли воздух услышать?»

Воспитатель: Как вы думаете, дети, можем ли мы услышать воздух? (Ответы детей). Давайте попробуем услышать воздух. Я сейчас надую шарик и отпущу его. Что вы слышали? (Ответы детей). Да, ребята, воздух с силой вылетел из шарика и мы его услышали. Значит, воздух можно услышать.

6. Опыт «Воздух легкий или тяжелый?»

Дети, как вы думаете, воздух легкий или тяжелый? (Ответы детей). Попробуем сравнить воздух и камушки. Саша, возьми камешек, а ты Аркаша, надувную игрушку. Посмотрите, камешек, какой? (маленький). А игрушка? (Большая). Что же легче, камешек или игрушка, как вы думаете? (Ответы детей). Давайте проверим. Саша, брось камешек в тазик с водой. Что с ним случилось? (Ответы детей). Камешек утонул. Значит он какой? (Ответы детей - тяжелый). А теперь Аркаша, положи в воду надутый воздухом мяч или игрушку. Мяч утонул? Нет, значит,игрушки надутые воздухом легкие, поэтому они не тонут. Что же легче, камешки или воздух? Запомнили, какой воздух (Ответы детей – легкий).

7. Опыт: «Ветер – это движение воздуха»

Воспитатель: Дети, вдохните воздух и подуйте на ладошки. Что вы чувствуете? (Ответы детей). Давайте положим на ладошки пушинки и подуем на них. Что случилось? (Ответы детей). Когда мы подули на пушинки, мы выдохнули воздух, как бы толкнули его вперед. У нас получился ветерок. И пушинки улетели. Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Давайте поиграем в ветер, встанем свободно. Проводится физкультминутка.

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и цветы. руки вверх, наклоны вперед, назад.

Вправо –влево, влево –вправо,

Клонятся цветы и травы руки на поясе, наклоны

А теперь давайте вместе,

Мы закружимся на месте, кружение вокруг себя

Раз, два, раз, два, хлопки руками.

Вот и кончилась игра.

Мы с вами немного отдохнули, а теперь отправимся в небольшое плавание.

Пройдем к столу. Здесь у нас моря – синее и красное. Возьмите каждый по кораблику, аккуратно опустите в воду. Как вы думаете, почему кораблики не плывут? Подумайте, что нужно сделать, чтобы они отправились в путешествие. (Ответы детей). Давайте мы с вами превратимся в ветер и подуем на кораблики. Что двигает наши кораблики. (Ответы детей- ветер).

У А. С. Пушкина есть такие стихи:

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет,

И плывет кораблик к нам

По раздутым парусам.

А что нужно, чтобы кораблики поплыли еще быстрее? (Ответы детей – сильнее подуть). Попробуйте сделать сильный вдох и глубокий выдох на кораблики. Ваши кораблики сейчас плыли очень быстро. А как называется сильный ветер? (Ответы детей – ураган, буря). Значит ветер это движение воздуха, сильный ветер называется ураганом. Наше небольшое путешествие подошло к концу. Давайте подойдем к шарикам и расскажем, что же мы узнали про воздух. Какой он? (Ответы детей: воздух прозрачный, невидимый, его можно поймать, он не пахнет, но может передавать запахи, воздух легкий, его можно услышать, увидеть в воздушных пузырях, когда воздух движется – поднимается ветер, сильный ветер называют ураганом, без воздуха не могут жить ни люди, ни животные.)

Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо занимались и шарики приготовили для вас сюрприз – воздушные самолетики.

Публикации по теме:

Структура педагогического совета по теме «Органиация экспериментальной деятельности» Педагогический совет «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром». Повестка дня: 1.

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ у детей разных возрастных группОпытно-экспериментальная деятельность в ДОУ у детей разных возрастных групп то я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю» (Конфуций Занятие «Откуда берутся облака?». Экспериментальная.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия по по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Ознакомление со свойствами воздуха»
Опубликовано: 1 декабря 2013 в 20:11
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....