Конспект занятия по по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Ознакомление со свойствами воздуха»

Маргарита Лебедева
Конспект занятия по по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Ознакомление со свойствами воздуха»

Конспект занятия «Ознакомление со свойствами воздуха»

(Средняя группа)

Составила: воспитатель ДОУ № 10 «Звездочка» ЛебедеваМ. В.

Цели:

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания детей о воздухе.

Познакомить детей со свойствами воздуха (невидимый, прозрачный, не имеет запаха, может передавать запахи других веществ, легче камня и воды, его можно услышать, ветер – это движение воздуха) и его значением для всего живого.

Активизация словаря: невидимый, прозрачный, легче камня, буря, ураган.

Оборудование: два надутых шарика, стаканчики с водой, трубочки, баночки с ароматическими веществами, пустые пакеты, камешки, надувная игрушка, тазики с водой, кораблики, самолетики.

Ход занятия

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, к нам в гости прилетели два шарика. Смотрите, какой этот шарик – красивый, веселый, а второй – худой, грустный.

Как вы думаете, почему? (ответы детей: шарик сдулся) Дети, а что попадает внутрь шариков, когда мы их надуваем? (воздух). Правильно, воздух. А откуда он берется, этот воздух? (мы им дышим) Чтобы надуть шарик, надо вдохнуть воздух и подуть в шарик. Воздух окружает нашу планету, он нужен всем: и людям, и животным. Без воздуха мы не смогли бы жить. Для чего же нужен воздух? (ответы детей)

1. Опыт: «Воздух – невидимка»

Воспитатель: Ребята, а мы с вами воздух видим, или нет? (ответы детей – нет, не видим). Если мы воздух не видим, значит он невидимый, прозрачный. Какой воздух? (ответы детей: невидимый, прозрачный).Скажите. а что еще бывает прозрачным? (Вода, стекло). Правильно.

2. Опыт: «Можно ли поймать воздух?»

Воспитатель: Дети, а вы можете поймать воздух? Попробуйте. (дети пытаются поймать воздух руками, не получается)

А я могу поймать воздух, хотите увидеть, как. Возьму пакет, покажу, что там ничего нет, взмахну пакетом и скажу:«Раз, два, три, пакетик, воздух лови!» и закручу его концы. Ребята, посмотрите, пакет раздулся, потрогайте его, что в нем? Что мешает ему сжаться? Ответы детей. А вы хотите поймать воздух? Возьмите пакет и попробуйте поймать воздух. : «Раз, два, три, пакетик, воздух лови!» и быстро закрутите его. Что вы поймали (Воздух).Значит, воздух можно поймать.

3. «Можно ли увидеть воздух?»

Воспитатель: Ребята, мы с вами поймали воздух, но так и не смогли его увидеть. Хотите увидеть воздух? Возьмите трубочку, опустите ее в мисочку с водой и подуйте в трубочку. Что вы видите? (пузыри). Пузыри получаются из воздуха. Есть даже такая игра «Мыльные пузыри». Мы дуем в колечко и пузыри летят в разные стороны. Я даю ребенку попускать пузыри. Из чего пузыри? Из воздуха, значит, воздух мы можем увидеть воздух в мыльных пузырях. А сейчас, давайте выйдем из за столов и поиграем в игру «Пузырь». Проводится игра.

4. «Может ли воздух пахнуть?»

Воспитатель: Ребята, скажите, воздух чем – то пахнет? Понюхайте его. (Ответы детей). А как вы думаете, может ли воздух пахнуть? (Ответы детей).

Давайте мы сейчас с вами поиграем в интересную игру «Слепой крот». Крот живет под землей в полной темноте и всю еду находит по запаху. Сейчас вы закроете глаза и будете нюхать воздух в баночке, а потом скажите, что вы почувствовали. Проводится игра. Дети говорят. Что почувствовали запах чеснока, кофе, лимона. Дети, вы почувствовали разные запахи, значит запахи могут передаваться по воздуху, а сам воздух ничем не пахнет.

5. Опыт «Можно ли воздух услышать?»

Воспитатель: Как вы думаете, дети, можем ли мы услышать воздух? (Ответы детей). Давайте попробуем услышать воздух. Я сейчас надую шарик и отпущу его. Что вы слышали? (Ответы детей). Да, ребята, воздух с силой вылетел из шарика и мы его услышали. Значит, воздух можно услышать.

6. Опыт «Воздух легкий или тяжелый?»

Дети, как вы думаете, воздух легкий или тяжелый? (Ответы детей). Попробуем сравнить воздух и камушки. Саша, возьми камешек, а ты Аркаша, надувную игрушку. Посмотрите, камешек, какой? (маленький). А игрушка? (Большая). Что же легче, камешек или игрушка, как вы думаете? (Ответы детей). Давайте проверим. Саша, брось камешек в тазик с водой. Что с ним случилось? (Ответы детей). Камешек утонул. Значит он какой? (Ответы детей - тяжелый). А теперь Аркаша, положи в воду надутый воздухом мяч или игрушку. Мяч утонул? Нет, значит,игрушки надутые воздухом легкие, поэтому они не тонут. Что же легче, камешки или воздух? Запомнили, какой воздух (Ответы детей – легкий).

7. Опыт: «Ветер – это движение воздуха»

Воспитатель: Дети, вдохните воздух и подуйте на ладошки. Что вы чувствуете? (Ответы детей). Давайте положим на ладошки пушинки и подуем на них. Что случилось? (Ответы детей). Когда мы подули на пушинки, мы выдохнули воздух, как бы толкнули его вперед. У нас получился ветерок. И пушинки улетели. Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Давайте поиграем в ветер, встанем свободно. Проводится физкультминутка.

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и цветы. руки вверх, наклоны вперед, назад.

Вправо –влево, влево –вправо,

Клонятся цветы и травы руки на поясе, наклоны

А теперь давайте вместе,

Мы закружимся на месте, кружение вокруг себя

Раз, два, раз, два, хлопки руками.

Вот и кончилась игра.

Мы с вами немного отдохнули, а теперь отправимся в небольшое плавание.

Пройдем к столу. Здесь у нас моря – синее и красное. Возьмите каждый по кораблику, аккуратно опустите в воду. Как вы думаете, почему кораблики не плывут? Подумайте, что нужно сделать, чтобы они отправились в путешествие. (Ответы детей). Давайте мы с вами превратимся в ветер и подуем на кораблики. Что двигает наши кораблики. (Ответы детей- ветер).

У А. С. Пушкина есть такие стихи:

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет,

И плывет кораблик к нам

По раздутым парусам.

А что нужно, чтобы кораблики поплыли еще быстрее? (Ответы детей – сильнее подуть). Попробуйте сделать сильный вдох и глубокий выдох на кораблики. Ваши кораблики сейчас плыли очень быстро. А как называется сильный ветер? (Ответы детей – ураган, буря). Значит ветер это движение воздуха, сильный ветер называется ураганом. Наше небольшое путешествие подошло к концу. Давайте подойдем к шарикам и расскажем, что же мы узнали про воздух. Какой он? (Ответы детей: воздух прозрачный, невидимый, его можно поймать, он не пахнет, но может передавать запахи, воздух легкий, его можно услышать, увидеть в воздушных пузырях, когда воздух движется – поднимается ветер, сильный ветер называют ураганом, без воздуха не могут жить ни люди, ни животные.)

Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо занимались и шарики приготовили для вас сюрприз – воздушные самолетики.

Публикации по теме:

Структура педагогического совета по теме «Органиация экспериментальной деятельности» Педагогический совет «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром». Повестка дня: 1.

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ у детей разных возрастных группОпытно-экспериментальная деятельность в ДОУ у детей разных возрастных групп то я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю» (Конфуций Занятие «Откуда берутся облака?». Экспериментальная.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия по по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Ознакомление со свойствами воздуха»
Опубликовано: 1 декабря 2013 в 20:11
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...