Конспект занятия по развитию речи «Письмо Василисы Прекрасной» для средней группы

Наталья Левашова
Конспект занятия по развитию речи «Письмо Василисы Прекрасной» для средней группы

Программное содержание:

Образовательные:

• Закреплять умения придумывать слова на заданный звук;

• различать твёрдые и мягкие согласные звуки;

• узнавать ситуацию сказки на заместителях; преобразовывать ситуацию на заместителях в игру-драмотизацию;

• отвечать на вопросы по содержанию сказки, оценивать поступки героев.

Развивающие:

• продолжать развивать фонематический слух; речевой аппарат;

• способствовать чёткому, правильному произнесению звука «ч» в звукоподражаниях; варьировать темп речи (быстро, медленно)

• интонационную выразительность речи при передаче содержания сказки.

Воспитательные:

• Интерес к художественному слову;

• Желание помочь попавшему в беду.

Материал:

Письмо Василисы (на конверте наклеены марки: сказочные герои и предметы, почтовый ящик в игровом уголке

• Ёжик (мягкая игрушка)

• Модули сказочных ситуаций (лес, дворец)

• Цветик- семицветик

• Карточки с изображением животных (волк, заяц, лось, медведь, бобёр, кабан, лиса)

• Волшебные предметы: клубок ниток, плащ, кокошник для Василисы;

• Настольно- плоскостной театр «Лиса, заяц и петух»;

• Фланелеграф и заместители к сказке «Лиса и журавль»

• Фонограмма сказочного полёта

Ход:

Педагог обращается к детям и говорит, что утром встретился почтальон, спрашивает детей, зачем он мог приходить? Побуждает детей заглянуть в почтовый ящик. Дети обнаруживают в нём красочный конверт. Что это (конверт, письмо) Интересно от кого (выслушивают предположения детей, подводит к мысли, что письмо из Страны сказок)

Читают письмо: «Здравствуйте ребята. Я знаю, что вы любите сказки. Но сегодня я не смогу прийти к вам в гости и рассказать вам сказку, потому что у меня случилась беда: у моего волшебного Цветика- семицветика потерялись лепестки, мне обязательно нужно их найти. Ваша Василиса Премудрая.

Педагог и дети обсуждают письмо: они остались без сказок Василисы, очень обидно и Цветик- семицветик жаль. Педагог подводит к мысли,что необходимо помочь Василисе, нужно найти потерявшиеся лепестки.

Педагог: Вы готовы помочь Василисе? Чтобы попасть в волшебную страну, нужно проверить вашу сообразительность. Попробуйте распутать стихи:

1. Наша Таня громко плачет, уронила в печку мячик (в речку);

2. Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки (лапки);

3. Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько норку (корку);

4. «Ой» кричит хозяйка, в огород забрались майки (зайки).

Педагог: отлично, я вижу, вы готовы пустится в путь: вы сообразительные,дружные ребята. Интересно какие слова нужно произнести, чтобы попасть в волшебную страну? (ребята высказывают всевозможные «волшебные слова»)

Все вмести выбирают волшебные слова, берутся за руки, присаживаются и произносят волшебные слова. Воспитатель включает «волшебную музыку» и накрывает детей волшебным плащом (на несколько секунд). Педагог выставляет модули сказочного леса. Музыка заканчивается, педагог снимает плащ, дети поднимаются.

Педагог: вот мы и оказались в волшебной стране, стране сказок! Смотрите, здесь сказочный лес! Ой по-моему, кто-то пыхтит! Прислушайтесь, слышите? Кто пыхтит: пых-пых (педагог очень чётко проговаривает звукосочетание).Дети догадываются, что это может быть ёжик. Педагог предлагает детям попыхтеть «как ёжик», чтобы не напугать сказочного героя. Из-за модулей леса появляется Ёжик, приветствует детей.

Ёж: Где мой завтрак? Есть пора!

Педагог: Подожди-ка ты пока, сделай, ёжинька зарядку!

Ёж: Тогда в круг скорей вставай и зарядку начинайте

Пальчиковая игра «Ёжики»

Ёжики, ёжики (показывают расправленные пальчики)

Наковали, наковали ножики (стучат указательными пальчиками друг о дружку)

Прибежали зайчики, зайчики (показывают ушки пальчиками)

Ну-ка вместе, ну-ка дружно (все хлопают в ладоши)

Ну-ка, мальчики, мальчики (хлопают мальчики,

Девочки, девочки. (хлопают девочки)

Ёж: Молодцы ребята! А теперь можно подкрепиться. Вы, что любите кушать (выслушивают ответы детей). А я, ребята, очень блины люблю. Моя мама- ежиха очень вкусные блинчики печёт! А ваши мамы блины пекут?

Педагог: Ёжик, ребята и сами умеют печь блины, хочешь мы тебя угостим? Берите салфетки, чтобы не испачкаться и будем печь блины.

Артикуляционная гимнастика: динамические упражнения «Блинчики», «Вкусное варенье»

Ёж: Спасибо, ребята! А зачем вы прибыли в страну сказок?

Педагог: Ребята, расскажите ёжику, как и зачем мы сюда попали.

Дети рассказывают. Педагог суммирует ответы детей: Нам нужно попасть к Василисе Премудрой и помочь ей найти лепестки цветика-семицветика.

Ёж: Садитесь в наш сказочный поезд, и он привезёт вас прямо к дворцу Василисы.

Педагог организует детей в «поезд» сама становится впереди и даёт команду к отправлению. В пути педагог-паровоз и дети произносят звукосочетание «чу-чу-чу-чу» (громко- тихо, быстро- медленно).

Выставляется макет дворца. «Поезд» останавливается перед макетом. Перед макетом разложены карточки с изображением животных.

Педагог объясняет детям, что для того, чтобы попасть во дворец Василисы, нужно правильно назвать первый звук в названии животного. Дети выделяют первый звук, называют его вслух, проходят во дворец (дифференцированный подход: дети, имеющие более высокий уровень развития, могут определять характеристику звука- твёрдый- мягкий) Дети попадают во дворец.

Педагог накидывает на себя плащ, одевает кокошник, превращается в Василису Премудрую, в руках цветик – семицветик. (без двух лепистков)

Василиса: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть в стране сказок. Как вы, сюда попали? (дети объясняют, как и зачем пришли).Я так благодарна вам, ребята, что вы пришли помочь найти волшебные лепестки Цветика –семицветика. А вы не боитесь? Вдруг дорога будет трудной? Я верю, что ваша дружба поможет вам преодолеть все преграды. У меня есть волшебный клубочек, он поможет отыскать лепестки.

Раз, два, три!

Клубочек, ищи (катит клубок в сторону стола, на котором расставлены персонажи сказки «Лиса, заяц и петух»)

Дети передвигаются вслед за клубком.

Василиса: ребята, угадайте сказку

«Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела - это еще не сказка - присказка, сказка вся впереди!»

вам знакома эта сказка? (Да, сказка «Лиса, заяц и петух»)

Дети подходят к столу и проверяют правильно ли они угадали сказку.

Василиса: какая лиса в этой сказке (Хитрая, коварная, умная, бессердечная и т. д.)

А какой зайчик? (Добрый, доверчивый, горемыка)

Кто оказался настоящим героем-помощником? Какой он? (Петушок - он смелый, храбрый).

Вы очень хорошо знаете сказку. Ой, смотрите, лепесток (обращает внимание на припрятанный рядом с фигурками лепесток) Дети вставляют в цветик-семицветик найденный лепесток.

Снова катится клубок: Раз, два, три!

Клубочек ищи (клубок катится в сторону фланелеграфа, на котором на заместителях выложена сцена Журавль в гостях у лисы)

А это, что за сказка (Лиса и журавль).Василиса предлагает детям рассказать эпизод сказки. (выбрать детей для пересказа- желательно «лису»,ребёнка с выраженной застенчивостью, тревожностью, а «журавля» предлагается выбрать самостоятельно «лисе», а для второго пересказа выбрать детей, имеющих другие личностные и речевые показатели)

Василиса: как здорово, мне очень понравилось (отмечает выразительность речи и поведения детей) Смотрите, появился ещё один лепесток!

Дети помогают Василисе вставить лепесток.

Василиса благодарит детей за помощь, обещает придти в гости с новыми сказками. Говорит волшебные слова и отправляет их в детский сад (произносит волшебные слова, накрывает детей волшебным плащом, включает музыку) Снимает с себя наряд Василисы.

Педагог: ребята как интересно было в нашем путешествии. Нужно обязательно рассказать обо всём родителям! О чём вы хотели рассказать (подводит детей к краткому анализу занятия)

Публикации по теме:

Пособие по обучению грамоте «Буквенный фриз»Пособие по обучению грамоте «Буквенный фриз» «Буквенный фриз» Для детей 5 – 7 лет Цель: познакомить дошкольников с понятиями «звук» и «буква»; учить соотносить звук и букву; познакомить.

Презентация на различение парных звонких и глухих согласных «Найди соседа» Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. Обучение.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Письмо Василисы Прекрасной» для средней группы
Опубликовано: 23 февраля 2014 в 16:22
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
Фотоотчет «День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему»
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...