Конспект занятия по автоматизации звука[Р] у дошкольников с ФФНР и псевдобульбарной дизартрией

Татьяна Касьянова
Конспект занятия по автоматизации звука[Р] у дошкольников с ФФНР и псевдобульбарной дизартрией

Тема: звук Р

Цели:

Образовательные:

- Закрепить слуховой и моторный образ звука Р

- Автоматизировать Р изолированно, в слогах, словах, предложениях

- Активизировать словарь по теме «Дикие животные»

- Закрепить умение определять место звука в слове

- Закрепить умение давать характеристику звуку

- Закреплять умение делить слова на слоги

- Закрепить навыки разбора предложения

Коррекционные:

- Нормализовать мышечный тонус

- Развивать общую моторику, используя физминутку

- Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие, используя кинезиологические упражнения (цепочка, кулак-ладонь)

- Развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику

- Развивать мимические движения

- Вырабатывать нижнедиафрагмальное дыхание

- Развивать направленную сильную воздушную струю

- Развивать голос (высоту, тембр, интонационную выразительность)

- Преодолевать саливацию

- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие

- Развивать зрительное восприятие

Воспитательные:

- Воспитывать желание говорить правильно и красиво

- Воспитывать у детей активность и внимательность на занятии

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Оборудование:

Картинки диких животных, схема артикуляционной гимнастики, пособие по развитию воздушной струи, карточки с изображением разных эмоциональных состояний, схема анализа артикуляции звука, счетные палочки, «Перевернутые буквы», «Посади животных в свой вагон», маленькие картинки тигров.

Ход занятия:

1) Орг. момент + мелкая моторика

У тигра ушки на макушке

Мохнатенький, усатенький,

Лапки мягоньки, а коготки востры.

А тигренок не постой, ходит в цепи золотой (упражнение «Цепочка»)

2) Объявление темы

Почему-то не до игр, если рядом бродит тигр

Но наш тигр не опасный, а даже прекрасный

Звук последний в слове ТИГР определите

И к нему скорей плывите

3) Нормализация мышечного тонуса (Поплыли на кораблике: ноги на ширине плеч, руки на поясе, легкое раскачивание из стороны в сторону)

Я плыву на лодке белой (погладить голову)

По волнам с жемчужной пеной (погладить лицо)

Я - отважный капитан, мне не страшен ураган (погладить лоб)

Чайки белые кружатся, тоже ветра не боятся

(погладить брови от переносицы к вискам)

Лишь пугает птичий крик (погладить губы от центра к уголкам)

Стайку золотистых рыб (погладить щёки)

И, объездив чудо страны, (погладить подбородок от центра к вискам)

Посмотрев на океаны, (погладить область вокруг глаз)

Путешественник-герой (погладить лицо)

К маме я вернусь домой, (погладить голову)

4) Формирование нижнедиафрагмального дыхания

«Надуй шарик»

Вот мы шарик надуваем, а рукою проверяем.

Шарик лопнул – выдыхаем, наши мышцы расслабляем.

5) Преодоление саливации (Тигр шарики устал надувать, кушать захотел – имитация жевания и глотания с запрокинутой головой)

6) Артикуляционная гимнастика (схема)

7) Выработка направленной воздушной струи (кого увидел в зоопарке)

8) Автоматизация звука изолированно + работа над голосом + мимика

Тигр лучший друг звука Р. Как рычит тигр?

Игра «Семья тигров» (высота и тембр голоса)

Интонационная выразительность - работа по картинкам с эмоциональными состояниями (радость, удивление, гнев и т. д.)

9) Анализ артикуляции звука и его характеристика

А теперь звук Р скажите, все о звуке расскажите

Как он образуется, как характеризуется? (губы, зубы, язык, возд. струя, голосовые связки)

Что можете сказать о звуке Р какой он? (согласный, звонкий, твердый)

10) Автоматизация в слогах + фонематический слух

С тигром мы сейчас играем, слоги только повторяем:

Вдалеке стоит гора – ра-ра-ра

Там глубокая нора – ра-ра-ра

Ходит тигр там поутру – ру-ру-ру

Он выходит из норы – ры-ры ры

И спускается с горы – ры-ры-ры

Тигр спускается с горы по ступенькам: ра-ро-ру, ры-ру-ра, ро-ра-ры

11) Автоматизация в словах

Спустился тигр с горы, зашел в зоопарк, в котором живут его друзья. Назовите всех друзей тигра, в названии которых есть звук Р. («Дикие животные») Скажите, где находится звук (начало, середина, конец слова)

12) Звуковой анализ

Эти животные тоже хотят попасть в зоопарк, и их нужно посадить в свой вагон (количество слогов)

13) Работа по развитию фонематического слуха

Тигр с ребятами играет, дети все звук Р поймают:

Р-н-м-л-р-л-н-р

Ро-но-му-ру-лу-ры-мы-ны-ра-ла

Ромашка – нога – мороз – ручка – сумка – топор – утка – рыба – помидор – лапа – корабль

14) Автоматизация в предложении

Понравилось тигру, как вы ловили его любимые слова, зарычал тигр от удовольствия.

Повторите предложение: Тигры громко рычат

Сколько слов в предложении? Назови 2-1-3 слово

15) Физминутка

Мы скачем, скачем по дорожке

Сменяя часто ножки, ножки

Поскакали, поскакали

(прыжки со сменой ног вперед-назад)

А потом как аист встали

(встать на 1 ногу, другую согнуть, руки в стороны)

На носочки мы встаем и на место все идем.

16) Развитие межполушарного взаимодействия

Сели 2 тигра рядом 1 - хвост вытянул, 2 - колечком свернул (кулак – ладонь)

17) Связь звука с буквой + развитие зрительного восприятия

Тигр хвостиком махнул, и все его любимые буквы рассыпались. Обведите в кружок правильно написанные буквы.

18) Мелкая моторика

Подарите тигру его любимое слово в котором есть Р, а остальные это слово отгадают (выкладывание задуманной картинки из счетных палочек)

19) Итог

Говорили все красиво, смело и неторопливо.

Повторим мы обязательно, что учили на занятии

- С каким звуком мы сегодня играли?

- Что вы можете сказать о нем? Какой он?

20) Самооценка детей на занятии

А теперь подумайте и скажите, все ли у вас сегодня получалось? Тот, кто все правильно выполнял, может взять тигра домой.

21) Домашнее задание

Придумать по 3 слова, где звук Р находится в начале, середине и конце слова. Найти картинки к этим словам (Найти любимые слова тигра).

Конспект написан с использованием пособия Ярош Е. А. "Путешествие по городу красивой речи", Екатеринбург 2001г.

Публикации по теме:

Подгрупповое занятие по дифференциации звуков [л] и [л’] (подготовительная группа) «В гостях у Лунтика» Цели: Коррекционно- образовательные: Уточнить правильную артикуляцию звуков [л] и [л’] Автоматизировать звуки в слогах, словах и словосочетаниях.

НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук и буква Ы НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Цель:Научить различать и четко произносить звук [Ы] в слогах, словах,.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Лэпбуки
  • ПДД
Автор публикации:
Конспект занятия по автоматизации звука[Р] у дошкольников с ФФНР и псевдобульбарной дизартрией
Опубликовано: 12 марта 2014 в 07:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий театрализованной деятельности «Сказка о белой козочке»
Театрализованная деятельность в средней группе СКАЗКА « О БЕЛОЙ КОЗОЧКЕ» СКАЗОЧНИЦА - Никто не может сказать точно, где и когда произошла эта история....
Сценарий театрализованной постановки «Сказка «Пых» на новый лад»
Сказка «Пых» на новый лад Автор: С. А. Базанова, воспитатель МАДОУ «Компас» г. Перми ( Герои: бабка, дедка, внучка, петрушка, морковка, репка, картошка,...
Краткосрочная образовательная практика «Чудеса цвета»
Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения их детьми...
Проект для воспитанников старшего дошкольного возраста «Профессия пожарный»
Проект «Профессия пожарный». Автор Олеся Петровна Пиянзина воспитателем 1 квалификационной категории, филиала МБДОУ – детского сада «Детство» детского сада...
Картотека народных подвижных игр
Картотека народных подвижных игр. Цели: - развитие у детей определённых умений и навыков, сообразительность, быстроту реакции; - воспитание воли,...