Конспект занятия по автоматизации звука[Р] у дошкольников с ФФНР и псевдобульбарной дизартрией

Татьяна Касьянова
Конспект занятия по автоматизации звука[Р] у дошкольников с ФФНР и псевдобульбарной дизартрией

Тема: звук Р

Цели:

Образовательные:

- Закрепить слуховой и моторный образ звука Р

- Автоматизировать Р изолированно, в слогах, словах, предложениях

- Активизировать словарь по теме «Дикие животные»

- Закрепить умение определять место звука в слове

- Закрепить умение давать характеристику звуку

- Закреплять умение делить слова на слоги

- Закрепить навыки разбора предложения

Коррекционные:

- Нормализовать мышечный тонус

- Развивать общую моторику, используя физминутку

- Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие, используя кинезиологические упражнения (цепочка, кулак-ладонь)

- Развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику

- Развивать мимические движения

- Вырабатывать нижнедиафрагмальное дыхание

- Развивать направленную сильную воздушную струю

- Развивать голос (высоту, тембр, интонационную выразительность)

- Преодолевать саливацию

- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие

- Развивать зрительное восприятие

Воспитательные:

- Воспитывать желание говорить правильно и красиво

- Воспитывать у детей активность и внимательность на занятии

- Формировать навык самоконтроля и самооценки

Оборудование:

Картинки диких животных, схема артикуляционной гимнастики, пособие по развитию воздушной струи, карточки с изображением разных эмоциональных состояний, схема анализа артикуляции звука, счетные палочки, «Перевернутые буквы», «Посади животных в свой вагон», маленькие картинки тигров.

Ход занятия:

1) Орг. момент + мелкая моторика

У тигра ушки на макушке

Мохнатенький, усатенький,

Лапки мягоньки, а коготки востры.

А тигренок не постой, ходит в цепи золотой (упражнение «Цепочка»)

2) Объявление темы

Почему-то не до игр, если рядом бродит тигр

Но наш тигр не опасный, а даже прекрасный

Звук последний в слове ТИГР определите

И к нему скорей плывите

3) Нормализация мышечного тонуса (Поплыли на кораблике: ноги на ширине плеч, руки на поясе, легкое раскачивание из стороны в сторону)

Я плыву на лодке белой (погладить голову)

По волнам с жемчужной пеной (погладить лицо)

Я - отважный капитан, мне не страшен ураган (погладить лоб)

Чайки белые кружатся, тоже ветра не боятся

(погладить брови от переносицы к вискам)

Лишь пугает птичий крик (погладить губы от центра к уголкам)

Стайку золотистых рыб (погладить щёки)

И, объездив чудо страны, (погладить подбородок от центра к вискам)

Посмотрев на океаны, (погладить область вокруг глаз)

Путешественник-герой (погладить лицо)

К маме я вернусь домой, (погладить голову)

4) Формирование нижнедиафрагмального дыхания

«Надуй шарик»

Вот мы шарик надуваем, а рукою проверяем.

Шарик лопнул – выдыхаем, наши мышцы расслабляем.

5) Преодоление саливации (Тигр шарики устал надувать, кушать захотел – имитация жевания и глотания с запрокинутой головой)

6) Артикуляционная гимнастика (схема)

7) Выработка направленной воздушной струи (кого увидел в зоопарке)

8) Автоматизация звука изолированно + работа над голосом + мимика

Тигр лучший друг звука Р. Как рычит тигр?

Игра «Семья тигров» (высота и тембр голоса)

Интонационная выразительность - работа по картинкам с эмоциональными состояниями (радость, удивление, гнев и т. д.)

9) Анализ артикуляции звука и его характеристика

А теперь звук Р скажите, все о звуке расскажите

Как он образуется, как характеризуется? (губы, зубы, язык, возд. струя, голосовые связки)

Что можете сказать о звуке Р какой он? (согласный, звонкий, твердый)

10) Автоматизация в слогах + фонематический слух

С тигром мы сейчас играем, слоги только повторяем:

Вдалеке стоит гора – ра-ра-ра

Там глубокая нора – ра-ра-ра

Ходит тигр там поутру – ру-ру-ру

Он выходит из норы – ры-ры ры

И спускается с горы – ры-ры-ры

Тигр спускается с горы по ступенькам: ра-ро-ру, ры-ру-ра, ро-ра-ры

11) Автоматизация в словах

Спустился тигр с горы, зашел в зоопарк, в котором живут его друзья. Назовите всех друзей тигра, в названии которых есть звук Р. («Дикие животные») Скажите, где находится звук (начало, середина, конец слова)

12) Звуковой анализ

Эти животные тоже хотят попасть в зоопарк, и их нужно посадить в свой вагон (количество слогов)

13) Работа по развитию фонематического слуха

Тигр с ребятами играет, дети все звук Р поймают:

Р-н-м-л-р-л-н-р

Ро-но-му-ру-лу-ры-мы-ны-ра-ла

Ромашка – нога – мороз – ручка – сумка – топор – утка – рыба – помидор – лапа – корабль

14) Автоматизация в предложении

Понравилось тигру, как вы ловили его любимые слова, зарычал тигр от удовольствия.

Повторите предложение: Тигры громко рычат

Сколько слов в предложении? Назови 2-1-3 слово

15) Физминутка

Мы скачем, скачем по дорожке

Сменяя часто ножки, ножки

Поскакали, поскакали

(прыжки со сменой ног вперед-назад)

А потом как аист встали

(встать на 1 ногу, другую согнуть, руки в стороны)

На носочки мы встаем и на место все идем.

16) Развитие межполушарного взаимодействия

Сели 2 тигра рядом 1 - хвост вытянул, 2 - колечком свернул (кулак – ладонь)

17) Связь звука с буквой + развитие зрительного восприятия

Тигр хвостиком махнул, и все его любимые буквы рассыпались. Обведите в кружок правильно написанные буквы.

18) Мелкая моторика

Подарите тигру его любимое слово в котором есть Р, а остальные это слово отгадают (выкладывание задуманной картинки из счетных палочек)

19) Итог

Говорили все красиво, смело и неторопливо.

Повторим мы обязательно, что учили на занятии

- С каким звуком мы сегодня играли?

- Что вы можете сказать о нем? Какой он?

20) Самооценка детей на занятии

А теперь подумайте и скажите, все ли у вас сегодня получалось? Тот, кто все правильно выполнял, может взять тигра домой.

21) Домашнее задание

Придумать по 3 слова, где звук Р находится в начале, середине и конце слова. Найти картинки к этим словам (Найти любимые слова тигра).

Конспект написан с использованием пособия Ярош Е. А. "Путешествие по городу красивой речи", Екатеринбург 2001г.

Публикации по теме:

Подгрупповое занятие по дифференциации звуков [л] и [л’] (подготовительная группа) «В гостях у Лунтика» Цели: Коррекционно- образовательные: Уточнить правильную артикуляцию звуков [л] и [л’] Автоматизировать звуки в слогах, словах и словосочетаниях.

НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук и буква Ы НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Цель:Научить различать и четко произносить звук [Ы] в слогах, словах,.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
Конспект занятия по автоматизации звука[Р] у дошкольников с ФФНР и псевдобульбарной дизартрией
Опубликовано: 12 марта 2014 в 07:19
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...