Конспект факультативного занятия по биологии «Стебель. Внешнее и внутреннее строение» для учащихся старших классов

Альфия Сабитова
Конспект факультативного занятия по биологии «Стебель. Внешнее и внутреннее строение» для учащихся старших классов

Конспект занятия по объединению «Биология для поступающих в вузы».

Тема: Побег: внешнее и внутреннее строение. Почки.

Цель: повторить основные характеристика побега, его функциональные единицы и внутреннее строение.

Задачи:

Обучающие: рассмотреть особенности строения стеблей различных групп растений;

Развивающие: развивать понимание изменений каждого растительного сообщества в зависимости от экологической группы, развить проведение эволюционных закономерностей при анализе растительных групп.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к любому растению, как примеру разнообразия жизни, воспитывать понимание факторов взаимозависимости организмов друг от друга.

Оборудование и материалы: слайдшоу, таблицы, материалы для группового задания, учебная литература.

Форма занятия: лекционное занятие.

Ход работы:

I. Актуализация опорных знаний.

Ребята дайте пожалуйста определение побега, что это такое? Охарактеризуйте его, для чего он?

Определение побега: Побег (лат. crmus) — один из основных вегетативных органов высших растений, состоящий из стебля с расположенными на нём листьями и почками. В филогенезе побеги возникли как приспособление к наземному образу жизни в результате преобразования безлистных цилиндрических органов — талломов — у риниофитов.

II. Изучение нового материала.

Мы рассмотрим основное строение некоторых стеблей основных типов растений: голосеменные, покрытосеменные древесные и травы.

Вегетативные органы растений (Слайд 2)

Само растение условно делится на две осевые части – корень и побег. В свою очередь побег состоит из: стебля, листьев и почек (вегетативные и генеративные).

Почки могут быть верхушечные, пазушные и придаточные. (Слайд 3)

Снаружи почки покрыты почечными чешуями, которые представляют собой видоизмененные листья – это закрытые почки. Есть и открытые почки без чешуй. Чешуи защищают растение от перепадов температур, механического повреждения и высыхания. Под почечными чешуями находится зачаточный стебель с конусом нарастания. На стебле расположены зачаточные листья под которыми в пазухах располагаются зачаточные почки. Вегетативная почка – зачаточный побег.

Генеративные почки. В них под чешуями на зачаточном стебле нахоится зачаточный бутон цветка или соцветия.

Внешнее строение стебля. (Слайд 4)

Стебель – это осевая часть побега. Стебель слагается из узлов и междоузлий. В зависимости от степени вытянутости междоузлий стебель может быть удлиненным или укороченным.

Так, у подсолничника, кукурузы, астр, гладиолуса стебель удлиненный. А у подорожника, одуванчика, маргаритки, примулы, эхеверии, сенполии стебель укороченный.

На поперечном разрезе видно, что стебель чаще всего имеет округлую форму. Но он может быть и трехгранным (у осоки, и четырехгранным (у крапивы) или иметь другую форму.

Для начала определим основные функции стебля. (Слайд 5).

Функции стебля. В жизни растений стебель выполняет разные функции. Он проводит воду с растворами минеральных солей от корня к листьям и отводит образующиеся в них органические вещества. Проводящая – главная функция стебля.

Стебель служит опорой растению, он держит на себе тяжесть находящихся на нем листьев, цветков и плодов. Опорная – другая важная функция стебля.

В стебле могут откладываться запасные питательные вещества. В этом проявляется запасающая функция стебля.

С помощью стебля побег выносит свои листья и почки к свету в ходе роста растения. В этом проявляются важная осевая функция стебля и функция роста.

Все эти функции стебель выполняет посредством проводящих, механических и запасающих образовательных тканей.

Для этого составим таблицу:

(Слайд 6)

На начальных этапах развития побега складывается первичная анатомическая структура стебля, сохраняющаяся у однодольных в тчении всей жизни. У двудольных и голосеменных первичная структура довольно быстро разрушается в резуьтате разного рода вторичныхизменений и в итоге формируется вторичное изменение стебля.

В результате деятельности прокамбия и остальной первичной меристемы конуса нарастания образуется первичное строение стебля. В первичном стебле обычно различают первичную коруи стелу (центральный цилиндр). В отличие от корня первичная кора снаружи покрыта эпидермой.

Совокупность тканей стебля, расположенных внутрь от коры, называется центральным цилиндром (стелой). Он занимает центральную часть стебля внутрь от эндодермы, с которой граничит самый наружный слой центрального цилиндра - перицикл. Под ним располагаются проводящие ткани, которые, в свою очередь, охватывают сердцевину. Вся система проводящих тканей в осевых органах, рассматриваемая как единое целое, является стелой. В состав стелы входят, кроме ксилемы и флоэмы, перицикл, сердцевинные лучи и сердцевина.

Самые ранние элементы первичной ксилемы и первичной флоэмы называют протоксилемой и протофлоэмой.

Внутреннее строение стебля. Рассмотрим внутреннее строение стебля на поперечном разрезе. Снаружи стебель защищен покровными тканями. У молодых стеблей весной клетки покровной ткани покрыты тонкой кожицей. У многолетних растений к концу первого года жизни кожица замещается многослойной пробкой, состоящей из мертвых клеток, заполненных воздухом. Для дыхания в кожице (у молодых побегов) имеются устьица, а позже образуются чечевички – крупные, рыхло расположенные клетки с большими межклетниками.

К покровной ткани прилегает кора, образованная разными тканями. Наружная часть коры представлена слоями клеток механической ткани с утолщенными оболочками и тонкостенных клеток основной ткани. Внутренняя часть коры образована клетками проводящей ткани и называется лубом.

В состав луба входят ситовидные трубки, по которым идет нисходящий ток: органические вещества передвигаются от листьев. Ситовидные трубки состоят из клеток, соединенных концами в длинную трубку. Между соседними клетками имеются мелкие отверстия. Через них, как через сито, передвигаются органические вещества, образующиеся в листьях.

Ситовидные трубки остаются живыми недолго, чаще 2-3 года, изредка – 10-15 лет. На смену им постоянно образуются новые. Ситовидные трубки составляют небольшую часть в лубе и обычно собраны в пучки. Кроме этих пучков в лубе имеются клетки механической ткани, главным образом в виде лубяных волокон, и клетки основной ткани.

К центру от луба в стебле расположена другая проводящая ткань – древесина.

Древесина образована разными по форме и величине клетками и состоит из сосудов (трахей, трахеид и древесных волокон. По ним идет восходящий ток: вода с растворенными в ней веществами передвигается от корней к листьям.

В центре стебля лежит толстый слой рыхлых клеток основной ткани, в которых откладываются запасы питательных веществ, – это сердцевина.

У некоторых растений (георгина, тюльпан, огурец, бамбук) сердцевина занята воздушной полостью.

Между древесиной и лубом у двудольных растений находится тонкий слой клеток образовательной ткани – камбий. В результате деления клеток камбия увеличивается (растет) толщина стебля. Клетки камбия делятся вдоль своей оси. Одна из дочерних появляющихся клеток отходит к древесине, а другая – к лубу. Прирост особенно заметен в древесине. Деление клеток камбия зависит от сезонного ритма – весной и летом происходит активно (образуются крупные клетки, осенью замедляется (образуются мелкие клетки, а зимой останавливается. В итоге образуется годичный прирост древесины, хорошо заметный у многих деревьев, называемый годичным кольцом. По числу годичных колец можно подсчитать возраст побега и дерева в целом.

У древесных и кустарниковых двудольных, а также у хвойных вторичные утолщения могут продолжаться многие годы. В итоге в стебле выделяют три основные части: кору, древесину исердцевину. Граница коры и древесины проходит по камбию. Кора многолетнего стебля древесного растения включает перидерму, остатки первичной коры, группы механических элементов различного происхождения, располагающихся на границе остатков первичной коры и флоэмы, и всю массу флоэмы (вторичную флоэму - луб и остатки первичной). У ряда древесных растений с возрастом на смену перидерме формируется корка (ретидом). Луб дифференцирован на мягкий луб, состоящий из проводящих и паренхимных элементов. Совокупность механических элементов вторичной флоэмы получила название твердого луба.

Вторичную ксилему с несколькими кольцами прироста называют древесиной. Она расположена внутрь от камбия и занимает большую часть стебля. Слой древесины, отложенный камбием за один вегетационный период, называется годичным кольцом. Как правило, в годичном кольце выделяют весеннюю и летне-осеннюю древесину.

Сердцевина представлена паренхимными клетками. В радиальном направлении стебель пронизан лубодревесинными (сердцевинными) лучами, первичными и вторичными, осуществляющими связь между всеми зонами стебля.

В стебле голосеменных растений имеются смоляные каналы. Проводящая система в древесине у них представлена только трахеидами с большим числом окаймленных пор. Ситовидные элементы флоэмы представлены ситовидными клетками, не сопровождающимися клетками-спутницами.

(Слайд 14)

Ширина годичных колец у древесных растений зависит от условий окружающей среды. Так, в холодном климате, на болотных почвах величина годичных колец древесины очень мала. В благоприятных климатических условиях, на богатых почвах толщина годичных колец увеличивается. Сопоставляя чередование широких и узких годичных колец у ствола, можно определить, в каких условиях жило растение, а также установить колебания погодных условий за многие годы.

Итог занятия:

Закрепление по теме. Решение примеров ОГЭ.

Заполнение таблицы

Публикации по теме:

«На шаг ближе к мечте — моя будущая профессия, мое призвание». Проект для учащихся старших классов. Часть 2 А хотели бы вы, чтобы ваша будущая профессия стала вашей достижимой мечтой и призванием? Этап 2. Тест опросник. Задание1. Заполните эти.

«На шаг ближе к мечте — моя будущая профессия, мое призвание». Проект для учащихся старших классов. Часть 1 «На шаг ближе к мечте - моя будущая профессия, мое призвание» Выбери работу, которую ты любишь и ты не будешь работать ни одного дня. Конфуций.

«На шаг ближе к мечте — моя будущая профессия, мое призвание». Проект для учащихся старших классов. Часть 3. Презентация Этап3. Подготовка к созданию проектов учащимися на тему «Моя будущая профессия». И так вам предстоит создать собственный не большой проект.

Конспект открытого занятия «Моя семья» (для учащихся 1–2 классов)Конспект открытого занятия «Моя семья» (для учащихся 1–2 классов) Тема открытого занятия: «Я и моя семья» (для учащихся 1-2 классов) Цели и задачи: 1. Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения.

Конспект занятия «Виды транспорта» для учащихся 1–2 классов Конспект занятия на тему: «Виды транспорта» для учащихся 1-2 классов Цель: познакомить учащихся с различными видами транспорта и научить.

Конспект занятия по лепке из пластилина «Рельеф» для учащихся 2–3 классовКонспект занятия по лепке из пластилина «Рельеф» для учащихся 2–3 классов Объединение «Город Мастеров». 2- 3 класс (7-9 лет, 1 год обучения. Педагог Данилова И. П. Тема. Изготовление сувенира к Чемпионату мира.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Насекомые и пауки
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Конспект факультативного занятия по биологии «Стебель. Внешнее и внутреннее строение» для учащихся старших классов
Опубликовано: 2 марта 2018 в 20:13
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Цветок с сюрпризом»
Данный мастер-класс предназначен для детей от 5 лет , педагогов , творческих родителей. Цель : создание поделки "Цветок с сюрпризом" в подарок маме....
Консультация для воспитателей и родителей «Игры с водой в детском саду и дома»
Игры с водой относятся к наиболее любимым забавам малышей. Они доставляют удовольствие детям, улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают...
Игры на развитие познавательной активности ребенка
Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных точек зрения. Один...
Комплексы динамических часов для детей дошкольного возраста.
Динамический час. Организация динамического часа Динамический час проводится после дневного сна при от крытых фрамугах. Его цель — сделать более...
Проверочный диктант для детей старшего дошкольного возраста.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Как здорово, что у нас есть такой замечательный сайт, где мы обмениваемся своим интересным и бесценным опытом. В работе мне...