Получи документы

Конспект занятия по декоративному рисованию «Роспись Семеновской матрешки» (5 фото)

Наталья Ходова
Конспект занятия по декоративному рисованию «Роспись Семеновской матрешки»

Программное содержание:

1. Закрепить знания детей об истории возникновения русской матрёшки и особенностях Загорской, Семеновской и Полхов - Майданской матрёшек.

2. Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве.

3. Продолжать учить расписывать трафаретную форму по образцу (Семеновская матрешка). Продолжать формировать умение владеть приёмами декоративно - прикладной росписи.

4. Развивать умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива.

5. Активизировать творческое воображение.

6. Развивать эстетический и художественный вкус.

Публикация «Конспект занятия по декоративному рисованию „Роспись Семеновской матрешки“» размещена в разделах

7. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; уважение к труду мастеров декоративно – прикладного искусства; формирование чувства удовлетворённости от выполненной работы.

Материалы:

Изделия декоративно – прикладного искусства (гжель, городец, жостово, дымковские и филимоновские игрушки, хохлома, матрешки).

Картинки с изображением Загорских, Семеновских и Полхов – Майданских матрешек, а также игрушки - матрешки; фонограммы русской народной музыки; трафаретные формы матрешек для росписи; акварельные краски; кисти; стаканчики с водой; салфетки для промакивания кистей.

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем под русскую народную музыку подходят к столу с выставкой. Перед ними на столе разложены предметы декоративно – прикладного искусства (дымковские, филимоновские, хохломские и городецкие изделия, матрешки).

Воспитатель: Ребята, а куда это мы попали! Да ведь это же Ярмарка!

Ребята, посмотрите, какие работы народных мастеров вы узнали?

Дети: Мы узнали дымковские игрушки; хохломские, филимоновские, жостовские и городецкие изделия, голубую гжель, матрешек (называя различные изделия, дети указывают на них).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы уже хорошо изучили русские народные промыслы! А, скажите, почему их называют народными промыслами? (Ответы детей). Да, потому, что их создают простые люди, живущие не только в городе, но и в селе, и в деревне. Их называют народными умельцами. Издавна наша страна славится великими мастерами, которые изготавливают и расписывают произведения декоративно-прикладного искусства: это и знаменитые матрешки, и расписная посуда, и глиняные игрушки, свистульки и т. д. Когда народные мастера создают свои изделия, в них они вкладывают частичку своей души и от этого игрушки получаются радостными, яркими, веселым. Люди, которые их покупают или получают в подарок, чувствуют тепло рук и доброту души мастера-умельца, который изготовил и расписал это изделие.

Ребята, среди рассмотренных нами изделий декоративно – прикладного искусства есть одна, про которую я хотела бы поговорить с вами более подробно. Отгадайте загадку:

Есть у меня для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка —

А красавица девица, у нее имеются сестрицы.

Каждая сестрица — для маленькой темница.

Дети: Матрешка.

Воспитатель: Правильно матрешка! Ребята, а как и когда появилась матрешка в нашей стране?

Дети поочередно: Появилась первая матрешка в России более 100 лет назад. Придумал ее художник Сергей Васильевич Малютин.

Он увидел в Японии деревянную куклу с вытянутой от постоянных раздумий головой и узкими глазами. Называлась эта кукла – старичок Фукурума (в Японии его считают богом учености и мудрости). Внутрь старичка вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше (ребенок сопровождает свой рассказ показом картинки).

В России похожую куклу из дерева выточил токарь по фамилии Звездочкин. Художник Малютин переодел ее в русский сарафан с передничком, яркий платочек. Нарисовал ей красивые голубые глазки, положил на щеки яркий румянец. И назвал ее старинным русским именем — Матрёшей или Матрешкой.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все правильно рассказали нам об истории этих деревянных кукол. Матрешки пришли к нам из разных художественных промыслов. А каких матрешек вы знаете?

Дети: Загорская, Семеновская, Полхов – Майданская.

Воспитатель: Все правильно. А расскажите, чем они отличаются друг от друга?

Дети поочередно: Они отличаются друг от друга формой и приемами росписи.

1)Эта матрёшка (показывает картинку) пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы. Загорские матрешки приземистые, плотные. Верхняя часть фигурки плавно переходит в утолщение. Она более округла, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, платке, переднике с вышитым узором или цветами.

Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эта матрешка обычно держит в руке или петушка, или лукошко, или букет полевых цветов и т. д.

2) Семеновская матрешка имеет стройную, вытянутую форму. Она отличается от всех большим очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук.

Цвета росписи: малиновый, лимонный, фиолетовый, зеленый. Край платка этой матрешки украшен орнаментом из небольших бутонов.

Семеновские мастера всегда изображают матрешек бойкими девушками в ярких платках. У них несколько удлиненное лицо, высоко поставленные глаза, дугообразные брови, ротик "бантиком", малиновый румянец.

3) Есть такое село в Нижегородской области – Полховский Майдан.

В нем тоже живут замечательные мастера по изготавлению матрешек. У Полхов - Майданских матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вверху в овале лицо, оно немного грустное. Под лицом еще большой овал - фартук, украшенный крупными и яркими цветами в черном контуре. Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид.

Воспитатель: Спасибо, ребята за интересные рассказы!

Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.

Сегодня мы с вами, ребята, тоже превратимся в мастеров декоративно – прикладного искусства и распишем своих матрешек по мотивам семеновской росписи. Но сначала подготовим свои руки к работе и выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика:

Мы — красавицы матрешки, (Разжимают кулачки, шевелим пальчиками.)

Разноцветные одежки.

Раз — Матрена, два — Милаша, (Загибают поочередно пальцы на

Мила - три, четыре — Маша, правойвой руке, начиная с большого.)

Маргарита — это пять.

Нас нетрудно сосчитать. (Разжимают кулачки 2 раза.)

Воспитатель: Ну а теперь, ребята, проходите на свои рабочие места. Здесь для вас приготовлены бумажные силуэты Семеновских матрешек, которые мы уже начали расписывать на прошлом занятии. Мы сделали набросок простым карандашом, наметили лицо, руки, фартук, пышный букет цветов на фартуке. Теперь нам необходимо закончить начатую работу и расписать матрешку красками.

Начать следует с лица. Возьмите тонкие кисти и нарисуйте брови дугой, глаза, губы сердечком, румянец на щечках. Рисуйте концом кисти, линии должны быть тонкими и аккуратными. Затем раскрасим платок, он может быть желтым или красным, не забудьте про орнамент на краю платка. Раскрасьте букет на фартуке: крупные цветы – красным, розавым, желтым; мелкие цветы – голубым, синим, фиолетовым; листья – светлыми и темными оттенками зеленого цвета. Нижнюю часть платья, которая выглядывает из-под фартука, раскрасьте желтым или красным (в зависимости от того, какой цвет вы выбрали для платка, они не должны совпадать).

Дети приступают к росписи. Во время работы звучит русская народная мелодия.

Воспитатель: Ну вот, ребята, и окончена ваша работа. Давайте встанем со своих мест и рассмотрим друг у друга матрешек. Посмотрите, какие разные они у вас получились – веселые, задорные нарядные. Из вас получились прекрасные мастера матрешечного промысла. Молодцы!

Конспект занятия по декоративному рисованию «Роспись Семеновской матрешки»
Фото «Роспись Семеновской матрешки»
Конспект занятия по декоративному рисованию - фото
Фото №1 Программное содержание Фото №2 Закрепить знания детей об истории возникновения русской матрёшки и особенностях Загорской Семеновской и Полхов Майданской матрёшек
Публикации по теме:

«Дымковская роспись». Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Дымковская роспись». Конспект занятия по изобразительной деятельности (декоративное рисование) в средней группе. «Дымковская роспись».

Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе «Цирк» Тема:«Знакомство с тёплыми тонами, во время циркового представления». Программные задачи: Дать понятие о тёплых тонах. Учить составлять.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись дымковского индюка» Конспект Непосредственной Образовательной Деятельности по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) в подготовительной.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Конспект НОД по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Программные задачи: Обучающие: учить детей самостоятельно придумывать узор.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группеКонспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группе Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группе. Программное содержание.

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе «Городецкая роспись» Конспект непосредственной образовательной деятельности по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе по теме: «Городецкая.

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью»Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью» Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью» Программное содержание: Образовательные.

Конспект занятия по декоративному рисованию старшего дошкольного возраста Тема: «Роспись доски городецким узором» Тема: «Роспись доски городецким узором» Задачи: Образовательные: • Продолжать знакомство с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями.

Непосредственно образовательная деятельность по декоративному рисованию в старшей группе: Роспись яйца филимоновской росписью Непосредственно образовательная деятельность по декоративному рисованию в старшей группе " Роспись яйца- писанки филимоновской росписью.

НОД по декоративному рисованию «Городецкая роспись» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Роспись доски городецким узором» Задачи: Образовательные: Продолжать знакомство с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по декоративному рисованию «Роспись Семеновской матрешки»
Опубликовано: 13 июня 2017 в 18:22
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД