Конспект занятия по детскому экспериментированию «Волшебница вода»

Инна Беляева
Конспект занятия по детскому экспериментированию «Волшебница вода»

ТЕМА: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

Цель: расширить и обобщить знания детей о свойствах воды.

Задачи:

Образовательные: обобщать сенсорный опыт детей, совершенствовать аналитическое восприятие. Побуждать самостоятельно, принимать и ставить познавательные задачи, использовать разные способы проверки предположений: эвристические рассуждения, сравнительные наблюдения.

Развивающие: развивать умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств. Продолжать развивать интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами. Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативу.

Воспитывающие: поддерживать эмоциональный отклик детей, самостоятельность в процессе познавательно – исследовательской деятельности. Воспитывать стремление оберегать природный мир.

Корригирующие: совершенствование словесно – логического мышления. Активизация словаря по теме. Повышать умственную и речевую активность.

Словарная работа: глобус – макет Земли, планета, температура, туман, пар, иней, град, роса,

Методические приёмы:

Словесный: вводная беседа, пояснение, указание, художественное слово, напоминание, поисковые вопросы

Практический: самостоятельное выполнение детьми заданий

Эвристический: находчивость и активность детей

Мотивационный: стимулировать активность детей за счёт включения проблемной ситуации

Оборудование:

Демонстрационный: глобус, картинки с изображением глаз, рта, рук; ёмкости с водой, снег; предметы для мини – сценки: шапочки, накидки…

Раздаточный: одноразовая посуда (тарелочки, стаканчики, ложечки, предметы разных свойств для опытов: кусочки льда, лимона, сахар, соль; плавающие и не плавающие предметы.

Предшествующая работа: рассматривание глобуса, наблюдение в природе за снегом, льдом, водой. Чтение детской познавательной литературы. Проведение экспериментов с водой (вода – лёд, лёд – вода, вода – пар). Рассматривание иллюстраций о неживой природе в детской энциклопедии, беседы по теме, ИКТ («Природные явления», Явления в природе», - снег, вода, роса.)

Образовательные области:

Речевая: развивать умение делового общения со сверстниками, связную монологическую речь. Продолжать развивать словарь детей за счёт расширения представлений о неживой природе.

Социально – коммуникативная: развивать активность, целостное восприятие мини – сценки, способность к сопереживанию. Формировать эстетическое чувство.

Физическая: Учить контролировать свои движения. Побуждать к проявлению творчества в двигательной активности.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Артикуляционная гимнастика: "Грибок", "Качели", "Заборчик", "Улыбка - хоботок".

2. Речевая гимнастика: "Комар пищит", "Жук жужжит", «а- у- а- у» (вне слияния)

/Дети стоят в кругу, в центре, на столике глобус/.

Воспитатель: Ребята, что за предмет на столе?

О. д.: Глобус.

Воспитатель: Верно, глобус- это макет Земли, планеты на которой мы живем. Как думаете, почему её ещё называют «голубой планетой»?

О. д.: -

Воспитатель: Да, на нашей Земле очень много воды, значительно больше, чем суши и ни один живой организм не может прожить без воды, вода нужна всем. Назовите, какую жидкость мы пьем, где присутствует вода?

О. д.: Чай, компот, кисель, сок, суп и т. п.

Воспитатель: Вода обладает чудесным свойством: она может растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом.

(Садятся за столы, опыты детей)

Воспитатель: Давайте поиграем с водой!

Опыты детей:

№1. У каждого на подносе стоит стаканчик с водой разной температурой, соломинка, малое количество сахара, соли, кусочек лимона.

Воспитатель: Какая вода по цвету?

О. д: Бесцветная.

Воспитатель: Как вы определили?

О. д.: Глазами (ставим картинку «глаз»)

Воспитатель: Какая она по вкусу?

О. д.: Безвкусная.

Воспитатель: Как определили?

О. д.: Языком (ставим картинку «язык»).

Воспитатель: Определите, холодная или горячая?

О. д.: Холодная.

Воспитатель: Как определили?

О. д.: Руками (ставим картинку «рука»)

Воспитатель: Положите то, что лежит у вас на тарелочках в стаканы. Попробуйте и расскажите, что произошло с водой в ваших стаканах. А помогут вам вот эти картинки (прозрачность, вкус, температура).

(Дети пробуют на вкус и отвечают на вопросы воспитателя: прозрачная, сладкая, холодная, теплая, горячая)

Воспитатель: Что ты растворил в воде?

О. Д.: Сахар (соль, лимон).

Воспитатель: Вот волшебница, какая. Но мы знаем, что вода ещё умеет изменяться, превращаться. Послушайте загадки:

Что за звёздочки резные

На пальто и на платке?

Все резные - вырезные,

А возьмёшь - вода в руке? (Снежинки)

Прозрачен как стекло,

А не вставишь в стекло? (Лёд)

Растёт она вниз головой,

Растёт не летом, а зимой? (Сосулька)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём. (Роса)

На дворе переполох

Снега сыплется горох. (Град)

Крашеное коромысло

Над рекой повисло. (Радуга)

Не колючий, светло- синий

По кустам развешан. (Иней)

Воспитатель: А во что ещё может превратиться вода?

О. д.: облака, туман, пар.

Воспитатель: Всё верно назвали. Но вода ещё и большая труженица. По рекам, морям, океанам ходят большие пароходы, которые перевозят различные грузы. Но всё ли может плавать в воде?

О. Д.: -

Воспитатель: Давайте поиграем с водой!

Опыты детей:

№ 2. У каждого находится предмет (деревянный кубик, железный болт, прищепка пластмассовая, в середине между столами стоят большие ёмкости дети по очереди кладут свой предмет в воду, наблюдают и делают каждый свой вывод.

Воспитатель: Правильно ответили. А как вы думаете, если лёд- это замёрзшая вода, то он будет тонуть?

О. Д.:

Воспитатель: Давайте проверим!

2. У детей в тарелках лежит лед, каждый берёт кусочек льда и кладёт в большую ёмкость. Наблюдаю и делают вывод, что лёд плавает и не тонет.

Воспитатель: Где можно наблюдать в природе, когда льды плавают в воде?

О. Д.: На реке весной, ледоход.

Физкультурная минутка: Пластический этюд «Снежинка»

Воспитатель: Мы сейчас отправимся на снежную полянку. Закрывайте глаза, и я вас превращаю в снежинок, которые очутились на снежном облаке, оно такое легкое, пушистое и белое- белое. 1, 2, 3- глаза открылись.

Вот мы и на снежном облаке. Как нас много, облако не выдержало, раскрыло свои двери, и все снежинки закружились в воздухе. Они такие красивые, легкие, пушистые. Упали на землю и стали танцевать свой танец снежинок. Покачиваясь вправо- влево, покружились. Подул ветерок, и они разбежались в разные стороны. Ветер успокоился, все снежинки упали на снежную полянку, образовали красивые сугробы, и уснули. (глаза закрыли).

1,2,3- глаза открыли. Вот снова вы превратились в детей. Посмотрите сколько

снега на полянке. Давайте, слепим снеговика!

(Надеваем на мальчика накидку и шапочку снеговика).

Потрудились на славу, а теперь присядьте и посмотрите, что с ним дальше произойдёт.

(В это время девочка надевает маску и накидку солнышка)

(Мини- сцепка «Солнышко и снеговик»)

Воспитатель: Зимнее утро. На полянке стоит Снеговик. Ветерок прохладный. Снег чистый- чистый,. У Снеговика встревоженный и озабоченный вид.

Снеговик: (тревожно) Добрый день! Что- то тревожит меня сегодня. Посмотрим, что же будет.

Воспитатель: А на небо вышло Солнышко. Оно заботливо осматривает деревья, кусты. Вдруг видит Снеговика.

Солнышко: Привет, Снеговик! Стоишь? Не таешь?

Снеговик: (вздрагивает) Стою! Не таю!

Солнышко: Давай в прятки играть?

Снеговик: Я буду первым прятаться! (бежит за дерево)

Солнышко: (весело) Ты за деревом!

Снеговик: (перебегает) А теперь? (за куст убегает)

Солнышко: (хитро) За кустом!

Снеговик: (перебегает за колодец) А теперь, где я?

Солнышко: Ты за колодцем!

Снеговик: (снеговик прячется в колодец).Теперь Солнышко меня не найдёт!

Солнышко: Ага! (осторожно крадётся к колодцу) Ау! Снеговик, где же ты? Одна морковка осталась! (показывает)

Воспитатель: Долго раздумывало Солнышко, куда делся Снеговик?

Солнышко: Вот уже ни за что не думало, что Снеговик меня обыграет.

Воспитатель: Дети, помогите Солнышку, как вы думаете, куда исчез Снеговик?

О. Д.: Растаял, утонул.

Воспитатель: Давайте ещё поиграем С Водой.

ОПЫТЫ детей: Вносится поднос со снегом, дети берут ложечками его и кладут в большую ёмкость с водой, наблюдают и делают вывод: снег растворился, растаял в воде.

Анализ занятия

Воспитатель: Какие игры с водой запомнились?

О. Д.:

Воспитатель: Я вам открою небольшой секрет. Вы не просто играли с водой, но вы экспериментировали с ней как настоящие ученные. С заданиями хорошо все справились, теперь вас всех можно называть настоящими ученными.

Публикации по теме:

Авторский творческий познавательно-исследовательский проект «Чубрики»Авторский творческий познавательно-исследовательский проект «Чубрики» Авторский творческий познавательно-исследовательский проект Хлебниковой Татьяны Федоровны «ЧУБРИКИ»I этап Целеполагание: Создать оптимальные.

«Волшебница вода». План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «Содержание и методика организации познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Вода,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия по детскому экспериментированию «Волшебница вода»
Опубликовано: 14 марта 2014 в 14:08
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...