Лучший педагог года

Конспект занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш] в 1-ом классе

Ирина Муравьёва
Конспект занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш] в 1-ом классе

Цель: дифференцировать звуки С, Ш в устной речи,закрепить навыки правильного произношения звуков С, Ш.

Задачи:

a) подготовить артикуляционный аппарат к постанове звуков Л, Р;

b) закрепить правильное произношение звуков С,Ш изолированно, в прямых слогах и слогах со стечением согласной Т, в тексте;

c) развивать грамматический строй речи (согласование имён прилагательных и существительных по родам, согласование имён прилагательных и существительных с числительными);

d) учить выбирать предмет по описанию;

Публикация «Конспект занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш] в 1-ом классе» размещена в разделах

e) учить выделять в тексте на слух слова со звуками С, Ш;

f) развивать память, внимание;

g) учить работать в группе.

Ход занятия

I. Приветствие гостей.

II. Артикуляционная гимнастика:

Мы продолжаем с вами учиться правильно произносить звуки, а для этого нам нужно тренировать наш язычок как спортсмена, сделать его сильным и послушным. Что для этого нужно делать каждый день? (Гимнастику)

a. «чистим зубки»,

b. «чашечка»,

c. «киска сердится»,

d. «болтушка»,

e. «барабан»,

f. «пулемёт»,

g. «лошадка» (с ходьбой, быстро, медленно – грибок, сдуть кончик языка, «дразнилка»,

h. «рупор-трубочка-заборчик»,

i. «Самолёт».

III. Дифференциация С, Ш изолированно.

- Изобразите как свистит чайник. (с-с-с-с)

- Как злится кошка. (ш-ш-ш-ш)

- Вот такими буквами обозначаются эти звуки. (показать карточки с буквами) Какая из этих букв обозначает звук С, а какая Ш.

IV. Рассматривание артикуляционной позы.

- Когда вы произносите этот звук (С,что при этом делают губы (раскрываются в улыбке, зубы (заборчиком с небольшой щелью, кончик языка (кончик языка внизу). Какая была воздушная струя? Куда направлена? (холодная, направлена вниз).

- А когда вы проиносили этот звук (Ш,какие при этом были губы (круглые, зубы (заборчиком с небольшой щелью, язык (кончик языка вверху). Какая была воздушная струя? Куда направлена? (тёплая, направлена вверх).

- Запомнили, как правильно нужно произносить звуки?

V. Дифференциация звуков в слогах.

- Игра «Запомни, повтори». Следите за правильным произношением звуков.

1 ученик: са-со-су-сы, ша-шо-шу-ши.

2 ученик: со-су-сы-са, шо-шу-ши-ша.

3 ученик: су-сы-са-со, шу-ши-ша-шо.

4 ученик: сы-са-со-су, ши-ша-шо-шу.

Аналогично: ста-сто-сту-сты шта-што-шту-шты

сто-сту-сты-ста што-шту-шты-шта

сту-сты-ста-сто шту-шты-шта-што

сты-ста-сто-сту шты-шта-што-шту

Ста – ста – шта

Ста – шта–шта

Ста – шта – ста

Шта – шта – ста

Шта – ста – ста

Шта – ста – шта

Нуждающимся – помощь рукой (вверх – Ш, вниз – С).

VI. Дифференциация звуков в словах.

–Ребята, я недавно прочитала объявление. Маленькая девочка потеряла своих домашних питомцев кошку Машку и кота Степана. В своём объявлении она просит помочь их найти. Девочка была сильно расстроена и поэтому она перепутала слова, описывая животных. Помогите сделать правильное описание.

На экране надписи кошка Машка и котёнок Степашка в программе СМАРТ.

- Прочитайте, что здесь написано. Почему слова Машка и Степашка написаны с большой буквы? (Клички животных)

Разложите слова в два столбика: какие слова подходят кошке Машке, а какие котёнку Степашке? Предварительно прочитать слово вслух, правильно произнося звуки С, Ш. (пушистый, пушистая, смешной, смешная, шустрый, шустрая, большой, большая, белая, рыжий).

Группа ребят работает самостоятельно.

В это время индивидуально отрабатывается чтение слогов (прямых, обратных, с буквами С, Ш).

Проверка задания:

- Про кого говорят пушистый, про Степашку или про Машку? А про Машку скажем… (пушистая)

Аналогично все слова.

VII. Поиск предмета по описанию.

- Ребята, а какие слова относятся к внешнему виду Степашку и Машки? (Пушистая (-ый, большая (-ой, белая, рыжий).

- Запомните эти слова.

- На улице я встретила много кошек и котов. Вот их фотографии.

Давайте посмотрим внимательно, есть ли среди них Степашка. Как он выглядит?

А есть ли здесь кошка Машка. Как её описывает девочка? Какая у Машки шерсть? (пушистая)

- Давайте сосчитаем сколько здесь пушистых кошек. продолжите счёт до десяти.

- Что ещё нам известно про Машку….

VIII. Дифференциация С, Ш в тексте.

- Ребята, в каком стихотворении нам встречалась такая кошка, большая и пушистая?

(Наша большая пушистая кошка сидит на окошке,

А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.)

Можно предложить детям подсказывать друг другу с помощью жестов.

- В каких словах вы произносили звуки С иШ, а в каких только Ш?

IX. Составление рассказа-описания про своего домашнего питомца.

- У кого-нибудь из вас есть дома домашний питомец? Расскажите нам, пожалуйста, какой он, как выглядит?

X. Работа со словами-паронимами.

- Из чего кошка лакает молоко? (миска)

- Замените в слове МИСКА звук С на Ш. Какое слово получилось?

Составьте с этим словом предложение. Можно в МИШКУ молоко налить?

- Как звали кошку, которую мы искали? Замените в слове Машка звук Ш на С. Какое слово получится? Была кошка Машка, а стала Маскарадная маска. А ведь всего один звук в слове поменяли.

- Кошка хорошо слышит потому что у неё чуткие … замените в этом слове С на Ш. Что получится? Составьте с этим словом предложение. Про кошку.

- Мы любим кошек потому что они помогают нам избавиться от … Кого ловит кошка?

- В слове МЫШЬ замените звук Ш на С. Что получится? Вы знаете, что такое МЫС?

- Это часть берега, выступающая в море или реку. Вот как он выглядит. (Слайд). Представляете, ловила кошка мышку, а поймала вот такой берег.

- Теперь вы понимаете, как важно произносить звуки в словах правильно?

XI. Повторение пройденного.

- У меня в пакете лежит любимая игрушка всех кошек. Я вам её не покажу. Я про неё загадку загадаю. отгадаете, узнаете что это такое.

Со мною раз шалунья кошка

Решила поиграть немножко.

По комнате меня катала,

На мне все нитки размотала.

- Что это?

- Давайте и мы поиграем клубком. Вспомните слова со звуками С, Ш, которые мы сегодня проговаривали. Назовите одно слово, оставьте нитку в своей руке, и передайте клубок следующему.

- У нас получилась замечательная паутина.

XII. Итог занятия.

- Когда мы произносим звук С, как открывались губы?

- А когда Ш?

- Как располагаются зубы, когда мы произносим звук С?

- Ш?

- Где кончик языка? С, Ш.

- Какая струя воздуха при произнесении звука С? Ш?

- Вы запомнили как правильно произносить звуки С,Ш?

- Ребята, кто из вас может про себя сказать такую фразу:

- Я уже хорошо могу произносить звуки С и Ш.

- Мне пока трудно произносить звуки С и Ш.

- Я всегда произношу звуки С, Ш правильно и могу помочь другу.

- На этом наше занятие заканчивается. Попрощайтесь с гостями.

Публикации по теме:

Конспект занятия по дифференциации звуков [Б]-[П] в старшей логопедической группе Конспект занятия в старшей логопедической группе Тема: «Дифференциация звуков Б-П» Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: - различение.

«Идем на день рождения». Конспект занятия по дифференциации звуков [Д]-[Д’] Ход занятия: 1. Поздоровались. Тихо сели девочки, мальчики. 2. Какой первый звук в словах: ДОМ, ДЫМ, ДАЧА ДИВАН, ДЕТИ, ДЯДЯ 3. Сообщение темы.

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[з] в слогах, словах, предложениях Цель: Дифференциация звуков (с – з) в слогах, словах, предложениях. Задачи занятия: • Учить находить местоположение звуков (с - з) при.

Конспект НОД по дифференциации звуков [ж] — [з] Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Вид НОД: Воспитание звуковой культуры речи. Тема: Дифференциация звуков «ж» - «з».

«Ежик». Конспект ООД по дифференциации звуков [Р]-[Р’] Коррекционно – развивающие задачи: 1. Сравнение, различение и правильное произношение звуков Р-Р' в речи. 2. Дифференциация звуков по признаку.

Конспект занятия по дифференциации звуков [Б]-[Б’] Цель: * Дифференциация звуков Б-БЬ; * Упражнение в выделении первого звука в слове; * Закрепление умения выделять последний слог в слове.

Конспект занятия по дифференциации звуков [л]-[л’] в самостоятельной речи детей «На помощь Золушке» Тема: дифференциация звуков Л – ЛЬ в самостоятельной речи детей. Цели: 1. Коррекционно-образовательные: - автоматизация навыков правильного.

Конспект занятия по дифференциации гласных звуков [А], [О], [У], [И] «Путешествие в осенний лес» Тема: Гласные звуки А-О-У-И Игровой сюжет: «Путешествие в осенний лес». Цель: Закрепление умения дифференцировать гласные звуки А-О-У-И.

План-конспект занятия по дифференциации звуков [р] и [р’] в словах Тема: дифференциация звуков [ р ] и [ р'] в словах. Задачи: различение звуков [ р ] и [ р’] в словах, закрепление правильной артикуляции.

Конспект занятия по дифференциации звуков [ж]-[ш] (старшая группа) Развитие речи. Тема: звуковая культура речи; звуки ш-ж; дифференциация звуков: ж-ш. Старшая группа. Программное содержание: закрепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш] в 1-ом классе
Опубликовано: 25 февраля 2016 в 11:32
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД