Папки-передвижки

Конспект занятия по дополнительному образовательному курсу для старших дошкольников «Культура познавательной деятельности»

Эльвира Николаевна Шавина
Конспект занятия по дополнительному образовательному курсу для старших дошкольников «Культура познавательной деятельности»

Тема: Совместная исследовательская деятельность воспитателя с детьми по изменению уровня жидкости в сосуде.

Задачи:

- Учить строить простейшие умозаключения и делать выводы;

- упражнять в умении анализировать, синтезировать, обобщать;

- способствовать развитию свойств памяти и внимания;

- формировать у детей умение видеть проблемные ситуации в жизни,

- воспитывать стремление к их решению, самостоятельным наблюдениям и размышлениям, их осознанию, к аргументированным высказываниям, интерес и вкус к процессу познания.

Публикация «Конспект занятия по дополнительному образовательному курсу для старших дошкольников „Культура познавательной деятельности“» размещена в разделах

Обстановка и оборудование: занятие проводится в помещении групповой комнаты ДОУ, где есть Центр исследовательской деятельности и природы с различными природными и бросовыми материалами, разнообразными емкостями для жидкостей, фломастеры.

Ход:

Воспитатель позывает детей к себе и спрашивает:

- Хотите послушать интересный рассказ? Дети и воспитатель присаживаются на стульчики. Педагог читает детям начало рассказа Л. Толстого «Хотела галка пить…» :

- Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Тогда…

Затем воспитатель предлагает детям высказать свои версии продолжения:

- Как вы думаете, что стала делать галка, чтобы попить из кувшина?

Дети высказывают свои варианты окончания рассказа. Воспитатель дает возможность высказаться всем желающим детям. Дети рассказывают и по ходу все вместе обсуждают, что в каждой версии хорошо и что плохо. Далее педагог спрашивает:

- А как же узнать, какой способ лучше? Может быть, попробовать сделать что-то с водой? Что нам понадобится для опытов?

Дети называют: вода, какие-нибудь предметы.

- Где взять воду? Где взять предметы?

Дети начинают подбирать в помещении группы нужные на их взгляд предметы. Воспитатель в процесс не вмешивается. После того, как дети решают, что они подобрали нужные для опыта предметы, все выкладывается на общий стол и рассматривается. Воспитатель напоминает детям:

- Где в рассказе стоял кувшин с водой? (Во дворе)

- Чем птица может брать предметы? (клювом) Значит, предметы должны быть какими? (мелкими, небольшими)

- Какие, по-вашему, могут во дворе летом находится мелкие предметы? Дети перечисляют.

- Те предметы, которые вы подобрали, может птица взять? Они могут быть во дворе? Дети начинают обсуждать все выбранные предметы с этих позиций. В процессе обсуждения какие-то предметы убираются, какие-то остаются. Каждый ребенок сам подбирает и емкость для воды.

Воспитатель уточняет:

- Сколько воды было в кувшине? (на дне).

Дети из общей лейки наливают в свои емкости воду.

- Хорошо. А как мы увидим, у кого вода выше и быстрее поднимается? (Если дети сами не предлагают нарисовать на емкости отметку уровня воды, то сделать это предлагает педагог).

- Хорошо. Теперь вы можете попробовать достать воду, используя эти предметы.

Дети начинают опыт, опуская каждый в свою емкость подобранные ими предметы, и отмечая повышение уровня воды. Когда вода в емкости достигнет у кого-либо из детей достаточного уровня, все приостанавливают опыт и начинают обсуждать, почему вода теперь выше отметки, стало ли воды больше, могло ли ее стать больше, почему не могло, что стало с водой? Почему у этого ребенка вода поднялась быстрее. Воспитатель обобщает высказывания детей и помогает им сделать выводы:

- Когда в емкость с водой помещают предметы, воды не становится больше, просто предметы, помещенные в воду, вытесняют ее, поэтому она поднимается выше.

- Для того, чтобы уровень воды поднялся быстрее, нужно использовать тяжелые мелкие предметы.

- Что это может быть в природе? Дети перечисляют и постепенно приходят к выводу, что лучше всего для этого подходят небольшие, но тяжелые камешки.

- А хотите послушать, что сделала галка?

Педагог дочитывает прерванный рассказ, и заканчивает занятие словами :

- Вы тоже придумали, как можно сделать так, чтобы достать воду из кувшина, когда ее там очень мало, потому что вы умеете наблюдать и рассуждать. Вы умники и умницы!

Публикации по теме:

Исследовательский проект с детьми II младшей группы «Волшебница-наша вода» .

Познавательное развитие дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Данная работа направлена на развитие исследовательско- познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по дополнительному образовательному курсу для старших дошкольников «Культура познавательной деятельности»
Опубликовано: 26 марта 2013 в 10:43
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД