Конспект занятия по дополнительному образовательному курсу для старших дошкольников «Культура познавательной деятельности»

Эльвира Николаевна Шавина
Конспект занятия по дополнительному образовательному курсу для старших дошкольников «Культура познавательной деятельности»

Тема: Совместная исследовательская деятельность воспитателя с детьми по изменению уровня жидкости в сосуде.

Задачи:

- Учить строить простейшие умозаключения и делать выводы;

- упражнять в умении анализировать, синтезировать, обобщать;

- способствовать развитию свойств памяти и внимания;

- формировать у детей умение видеть проблемные ситуации в жизни,

- воспитывать стремление к их решению, самостоятельным наблюдениям и размышлениям, их осознанию, к аргументированным высказываниям, интерес и вкус к процессу познания.

Обстановка и оборудование: занятие проводится в помещении групповой комнаты ДОУ, где есть Центр исследовательской деятельности и природы с различными природными и бросовыми материалами, разнообразными емкостями для жидкостей, фломастеры.

Ход:

Воспитатель позывает детей к себе и спрашивает:

- Хотите послушать интересный рассказ? Дети и воспитатель присаживаются на стульчики. Педагог читает детям начало рассказа Л. Толстого «Хотела галка пить…»:

- Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Тогда…

Затем воспитатель предлагает детям высказать свои версии продолжения:

- Как вы думаете, что стала делать галка, чтобы попить из кувшина?

Дети высказывают свои варианты окончания рассказа. Воспитатель дает возможность высказаться всем желающим детям. Дети рассказывают и по ходу все вместе обсуждают, что в каждой версии хорошо и что плохо. Далее педагог спрашивает:

- А как же узнать, какой способ лучше? Может быть, попробовать сделать что-то с водой? Что нам понадобится для опытов?

Дети называют: вода, какие-нибудь предметы.

- Где взять воду? Где взять предметы?

Дети начинают подбирать в помещении группы нужные на их взгляд предметы. Воспитатель в процесс не вмешивается. После того, как дети решают, что они подобрали нужные для опыта предметы, все выкладывается на общий стол и рассматривается. Воспитатель напоминает детям:

- Где в рассказе стоял кувшин с водой? (Во дворе)

- Чем птица может брать предметы? (клювом) Значит, предметы должны быть какими? (мелкими, небольшими)

- Какие, по-вашему, могут во дворе летом находится мелкие предметы? Дети перечисляют.

- Те предметы, которые вы подобрали, может птица взять? Они могут быть во дворе? Дети начинают обсуждать все выбранные предметы с этих позиций. В процессе обсуждения какие-то предметы убираются, какие-то остаются. Каждый ребенок сам подбирает и емкость для воды.

Воспитатель уточняет:

- Сколько воды было в кувшине? (на дне).

Дети из общей лейки наливают в свои емкости воду.

- Хорошо. А как мы увидим, у кого вода выше и быстрее поднимается? (Если дети сами не предлагают нарисовать на емкости отметку уровня воды, то сделать это предлагает педагог).

- Хорошо. Теперь вы можете попробовать достать воду, используя эти предметы.

Дети начинают опыт, опуская каждый в свою емкость подобранные ими предметы, и отмечая повышение уровня воды. Когда вода в емкости достигнет у кого-либо из детей достаточного уровня, все приостанавливают опыт и начинают обсуждать, почему вода теперь выше отметки, стало ли воды больше, могло ли ее стать больше, почему не могло, что стало с водой? Почему у этого ребенка вода поднялась быстрее. Воспитатель обобщает высказывания детей и помогает им сделать выводы:

- Когда в емкость с водой помещают предметы, воды не становится больше, просто предметы, помещенные в воду, вытесняют ее, поэтому она поднимается выше.

- Для того, чтобы уровень воды поднялся быстрее, нужно использовать тяжелые мелкие предметы.

- Что это может быть в природе? Дети перечисляют и постепенно приходят к выводу, что лучше всего для этого подходят небольшие, но тяжелые камешки.

- А хотите послушать, что сделала галка?

Педагог дочитывает прерванный рассказ, и заканчивает занятие словами:

- Вы тоже придумали, как можно сделать так, чтобы достать воду из кувшина, когда ее там очень мало, потому что вы умеете наблюдать и рассуждать. Вы умники и умницы!

Публикации по теме:

Исследовательский проект с детьми II младшей группы «Волшебница-наша вода» .

Познавательное развитие дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Данная работа направлена на развитие исследовательско- познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Праздники
Автор публикации:
Конспект занятия по дополнительному образовательному курсу для старших дошкольников «Культура познавательной деятельности»
Опубликовано: 26 марта 2013 в 10:43
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной степной край».
Тема занятия: "Мой родной степной край". Программное содержание : - Расширить представления детей о родном крае. - Развивать связную монологическую и...
«Красная шапочка» на новый лад. Сценарий для старшей группы
Сценарий «Красная Шапочка» на новый лад. Ведущая: В сказке всегда побеждает добро, От сказки всегда веет теплом. Дорогой слушатель, ты будешь рад....
Конспект НОД «Как мой папа спал, когда был маленьким»
Цель : создание выразительных аппликативных образов. Задачи : учить создавать выразительные аппликативные образы, сочетая разные способы и приемы,...
Фотоотчет к 9 мая
9мая наша страна отметила праздник День Победы! Очень много дней прошло с того дня, как наш народ победил фашистскую Германию. Пока вы еще маленькие, но мы...
Весеннее музыкальное развлечение «Приключения колобка» для детей 3–4 лет по мотивам...
Звучит песня «Выглянуло солнышко», дети заходят, встают полукругом. Ведущий: Ребята, взгляните, как стало красиво вокруг! Уже зеленеют деревья и луг....