Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе. «Добрый гость всегда в пору»

Анна
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе. «Добрый гость всегда в пору»

Программные задачи.

Продолжать знакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта. Учить правилам русского гостеприимства. Обогащать знания детей о русских народных обычаях и традициях. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, уважительное бережное отношение к хлебу. Воспитывать желание познавать культуру своего народа через пословицы, русские народные песни и игры.

Ход занятия

Воспитатель (Хозяйка) приветствует детей старинным русским обычаем, «хлебом – солью».

Здравствуйте, люди добрые!

Милости просим.

Если величать,

Так на пороге встречать.

Воспитатель: Ребята, занятие наше сегодня посвящено русскому традиционному гостеприимству, русской старине. А, что означает слово «гостеприимство»? (ответы детей - желание и умение принимать гостей).

А какие русские поговорки вы знаете о гостеприимстве?

Дети рассказывают поговорки:

1. «Без обеда не красна беседа»

2. «Что есть в печи, все на стол мечи»

3. «Умел в гости звать, умей и угощать»

4. «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив»

5. «Добрый гость всегда впору»

6. «Гостю щей не жалей, а погуще лей»

7. «Где слова привета, там улыбка для ответа»

8. «Не дорог обед, - дорог привет»

9. «От учтивых слов язык не отсохнет»

10. «Хороший гость дому радость»

11. «Чем богаты, тем и рады»

Воспитатель: Молодцы! Вы знаете много поговорок о русском гостеприимстве. Русская старина вся пронизана добром. Русские люди встречают гостя на пороге своего дома. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага. Обычай преподносить гостям хлеб-соль пришел из глубины веков и сохраняется в России до сих пор. Хлеб-соль – это одновременно и приветствие, и выражение радушия, и пожелание гостю добра, и благополучия. “Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай”.

Славится он первым на селе

Ставится он первым на столе,

Сытный, белый и ржаной,

Выбирай, тебе какой!

Воспитатель: Как вы думаете, о чем эти слова? Правильно, о хлебе.

Без хлеба нет жизни, нет истинного русского стола. Об этом говорят русские пословицы. Ребята, вспомните их пожалуйста.

1. «Хлеб всему голова»

2. «Хлеб на стол, так и стол – престол»

3. «Плох обед, коли, хлеба нет»

4. «Хлеб – дар божий, отец, кормилец»

5. «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай»

6. «Худ обед, коли, хлеба нет»

7. «Ешь щи с мясом, а нет – так хлеб с квасом».

Проходите гости дорогие!

Горница у меня не большая

Да красивая какая!

На убранство поглядите и про все мне расскажите.

Воспитатель: Есть ли в моей избе уже знакомые вам предметы? Для чего они служили?

Загадки:

Не бык, а бодает, не ест, а хватает. (Ухват,

Конь черен – в огне проверен. (Кочерга)

На плечах дуга держит вёдра, в них - вода. (Коромысло)

Новая посуда, а вся в дырках. (Решето)

Как называется посуда, в которой готовили еду в русской печи. (Чугунок)

Как называется обувь, сплетенная из коры дерева (липы). (Лапти)

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой.

Ждет лошадка у ворот –

Открывай пошире рот. (Ложка)

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Все чай пить велит. (Самовар)

Воспитатель: Почти всё в избе делалось своими руками. Люди долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз.

Проводится подвижная народная игра «Барашеньки-крутороженьки».

Воспитатель: Предлагаю вам испечь для дорогих гостей пироги румяные, да сладкие. А как готовить тесто для пирогов вы знаете? Чтобы пироги удались на славу тесто долго ходит, бродит, это занимает много времени. Я пораньше сегодня пришла и замесила тесто.

На столе у каждого ребёнка поднос с заранее приготовленным тестом и всё необходимое для приготовления пирогов. Каждый ребёнок делает один пирожок и укладывает его на протвинь.

Воспитатель: Молодцы, очень красивые у вас получились пироги. Хорошо потрудились! Понравилось ли вам у меня в гостях? Что интересного узнали? Что вам больше всего понравилось? Ну а теперь до свидания, гости дорогие. Приходите еще ко мне в гости.

Публикации по теме:

ДИ «Русская изба и современный дом»ДИ «Русская изба и современный дом» Знакомя детей с бытом и традициями русского народа мы беседах, показах и играх обязательно обращаем их внимание на различия между современным.

Посиделки возле самовара.Посиделки возле самовара. Проводя с детьми различные досуги и развлечения, мы решили устроить " Посиделки возле самовара". Цель: познакомить с историей происхождения.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Одежда, обувь
  • Домашние животные
Автор публикации:
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе. «Добрый гость всегда в пору»
Опубликовано: 1 апреля 2013 в 12:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Масленица (фотоотчет)
Широкая масленица – сырная неделя! Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем...
Фотоотчет «Спортивные достижения моих воспитанников».
Доброго дня коллеги! Хочу поделиться с вами моей гордостью и радостью! Моя воспитанница, Малеева Дашенька, посещает наш детский сад со 2 младшей группы. По...
Картотека Гимнастика после сна
Картотека гимнастика после сна 1. "Потягивание" И. п. лежа на спине, руки вдоль туловище. На вдохе потянуться двумя руками вверх, пяточки двух ног вперед;...
Фотоотчёт праздника «Русские богатыри»
Фотоотчёт праздника "Русские богатыри" В этом году в старших группах мы проводили праздник, посвящённый Дню защитника Отечества, в форме сказочного...
Статья «Установление психологичечкого контакта с детьми младшего дошкольного возраста»
УСТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Казакова Е. Н. В этой статье описывается важность установления психологического...