«Необычный день рождения». Конспект занятия в подготовительной группе по формированию фонетической стороны речи

Елена Матвеева
«Необычный день рождения». Конспект занятия в подготовительной группе по формированию фонетической стороны речи

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 92»

муниципального образования города Братска

Конспект занятия

по формированию фонетической стороны речи

с использованием социоигровых приемов

Тема: «Необычный день рождения»

(дифференциация звуков [С],[Ш])

Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (дети 6-7лет)

Подготовила: Матвеева Е. Н.,

учитель-логопед МБДОУ «ДСКВ № 92»,

2 квалификационная категория

г. Братск 2013г.

Задачи:

учить давать характеристику звукам [С], [Ш] в сравнительном плане;

закрепить умение делить слова на слоги, определять место звука в слове, дифференцировать звуки [С],[Ш];

упражнять в определении первого и последнего звука в слове; в звукослоговом анализе и синтезе; в подборе слов к схемам;

упражнять в составлении логических рассказов по 2предметным картинкам;

упражнять в составлении слов из букв, чтении слов;

развивать фонематический слух и восприятие; четкую дикцию;

активизировать речь детей;

развивать внимание, мышление, память, тактильное восприятие;

учить работать в компаниях, договариваться между собой, сотрудничать;

проявлять сочувствие попавшему в беду, помогать;

воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Здоровье», «Чтение художественной литературы».

Оборудование: игрушка-кошечка, предметные картинки на ленточках двух цветов (сом, миска, ананас, шахматы, пушка, душ, схемы слов и к ним игрушки (мышка, сок, шарф, шарик, весы, бусы); на трех столах схемы места звука в слове; на других трех столах карточки с предметными картинами со звуками [С],[Ш] для игры «Цепочка»; стульчики по количеству детей, доска, конверт с касетой с записью, магнитофон, три воздушных шара с заданиями в конвертах на ленточках, карточки с буквами (К, А, У, Ш, М, С, карточки с буквами С, Ш, карточки со словами (Молоко кАша мыШка бАнт, карточки с предметными картинками – прочитать по первым звукам, по последним, волшебный мешочек с пластмассовыми буквами (К, А, У, Ш, М, С)

Педагогическая ситуация: (переход из самостоятельной деятельности детей к непосредственно образовательной деятельности)

Логопед говорит: «Раз, два, три, четыре, пять – предлагаю поиграть!».

Методы и приемы:

Динамическое упражнение «Приветствие»

Сюрпризный момент конверт с касетой

Речевые игры и упражнения:

- повтори без ошибок слоги;

- скажи наоборот;

- назови слово гласными звуками

Социоигровые приемы:

- деление по количеству слогов в словах на оберегах на 3 компании;

- деление по месту звука в слове на обереге на 3 компании;

- деление по звуку в слове на оберегах на 2 компании

Работа в 3 компаниях:

1. Игра «Цепочка» - развитие логики, мышления, фонематического слуха;

2. «Составь историю» - развитие связной речи;

3. Игра «Волшебный мешочек» - развитие мышления, памяти, тактильного восприятия;

4. Игра «Живые буквы» - упражнение в составлении слов из букв, чтении слов;

5. «Прочитай слова по первым звукам, по последним» - упражнение в звукослоговом анализе и синтезе

Загадка

«Покупки в магазине» – упражнение в подборе слов к звукослоговым схемам

«Поздравления» – развитие связной речи

Ход занятия

1. Организационный момент.

12345-предлагаю поиграть.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг!

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг!

- Ребята, я хочу с вами необычно поздороваться, а вы попробуйте ответить так же (с хлопками: «Здравствуйте ребята!»)

- Ребята, совсем забыла, я сегодня получила письмо. Очень интересно от кого? (открывает). Касета какая-то…Давайте послушаем: «Ребята, помогите! Меня заколдовал злой волшебник! А у меня сегодня день рождения (плачт)

- Как вы думаете от кого сообщение?

- Что будем делать?

- А злого волшебника не боитесь?

- Ребята, чтобы с нами ничего не случилось, нужно быть какими? (дружными, внимательными, смелыми, хитрыми)

2. Введение в тему, закрепление пройденного.

- Чтобы проверить все ли внимательные, двайте повторим без ошибок слоги:

ША-СА-ША ШО-ШО-СО СУ-ШУ-СУ

СА-СА-ША СО-ШО-ШО СЫ-ШИ-СЫ

- Ребята, какие звуки повторялись в слогах? ([С],[Ш])

- Дайте характеристику звукам [С],[Ш]. Что общего? Чем отличаются?

- Ребята, нам звуки [С],[Ш] пригодятся в борьбе с колдовством. А чтобы злой волшебник нас не заколдовал, нужно произнести слово наоборот, т. е. заменить звук [С] на [Ш] или [Ш] на [С].

СА-ША УШИ-УСЫ КАША-КАССА

АС-АШ МЫШ-МЫС ВАШ-ВАС

СО-ШО БАШНЯ-БАСНЯ МИШКА-МИСКА

СУ-ШУ КРЫША-КРЫСА

СЫ-ШИ ШИНЫ-СЫНЫ

ОС-ОШ ШУТКИ-СУТКИ

УС-УШ КАШКА-КАСКА

ЫС-ЫШ МАШКА-МАСКА

Помогут нам обреги, но чтобы они защищали – нужно их назвать только гласными звуками.

Обереги с картинками: сом, шахматы, миска, пушка, ананас, душ. Дети называют картинку на обреге только гласными звуками, если верно-берет оберег себе.

В группу влетает воздушный шарик с заданием на ленточке.

- Вот и первое испытание. Будьте внимательны!

(: по количеству слогов в словах на оберегах на 3 команды)

- Ребята, подойдите ко мне, у кого слово звучит так: 1хлопок, 2 хлопка, 3 хлопка.

Нужно компанией собрать слова в цепочки.

Игра «Цепочка» Перед детьми на столе лежат 9 предметных картинок со звуками [С], [Ш]. Надо их выложить по-порядку так, чтобы каждая следующая картинка начиналась с последнего звука предыдущей.

В группу залетает воздушный шарик с заданием на ленточке.

(: по месту звука в словах на оберегах на 3 компании)

Второе испытание. Найдите на столе схему места звука в слове, займите свои места. Нужно составить историю или рассказ про свои картинки на оберегах, так, чтобы все слова в рассказе прозвучали.

- Молодцы ребята, интересные рассказы у вас получились. Скажите:

• Из чего строятся рассказы? (из предложений)

• А из чего состоят предложения? (из слов)

• А слова? (из слогов)

• А слоги? (из звуков)

• Что вы можете сказать про звуки? (звуки мы произносим и слышим)

• А с помощью чего мы можем записать слова, предложения, рассказы? (с помощью букв)

• Что вы можете сказать про буквы? (буквы мы видим, пишем и читаем)

- 12345 начинаем мы играть!

Ты к мешочку подойди, букву лишь одну возьми – отгадай и назови.

Игра «Чудесный мешочек» - дети по-очереди берут букву, угадывают на ощупь, называют и показывают.

Много с буквами хлопот, уж такой они народ,

Пока музыка играет наши буквы – погуляют.

МАК, СУМКА, УМ, МУШКА, СУК, КУМА, СУША, ШУМ.

Игра «Живые буквы» - дети берут большие буквы на альбомных листах, держат их перед собой, чтобы всем было видно. Пока играет музыка- двигаются по группе, музыка закончилась – слушают слово, которое говорит логопед и встают напротив логопеда в это слово, так, чтобы другие дети смогли прочитать.

В группу влетает воздушный шарик с заданием на ленточке.

(: по звуку в словах на оберегах на 2 компании)

- Третье испытание. Подойдите ко мне у кого в названии картинки на обереге есть звук С, Ш.

(На столах лежат буквы С,Ш и задания прочитать слова по первым звукам, по последним карточки с предметными картинками, найти свой ответ и прочитать его)

На доске ответы детей:

Молоко кАша мыШка бАнт

- Ребята, прочитайте слово из больших букв.

- Как вы думаете, что обозначает это слово?

Загадка: Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается! (кошка)

Логопед достает кошку-игрушку и садит на сундук.

- Вот и справились мы с колдовством, расколдовали кошку – Машу.

Ждет гостей сегодня кошка и волнуется немножко.

Почему гостей все нет?

- Как вы думаете, почему гости могут опаздывать?

- Деньги у меня есть, а вот подарки нужно купить. Ребята, найдите свой подарок в нашем магазине.

Дети берут карточки-звуковые схемы и просят воспитателя-продавца продать нужный товар. В магазине МЫШКА, СОК, ШАРФ, ШАРИК,ВЕСЫ, БУСЫ.

- Давайте поздравим нашу Машу и подарим ей подарки.

3. Итог.

Кошка: Ой, спасибо вам, ребята, спасли вы меня, подарки подарили, слова приятные сказали. А доброе слово и кошке приятно. А какие испытания вам запомнились? Примите от меня угощения. Спасибо вам.

Литература

1. Кудинова М. А. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников стр. 25 – 29, «Логопед» № 2/2010г

2. Мухаметянова А. Р., Дворецкая Г. Л. Приемы работы по формированию навыков анализа и синтеза звукового состава слова, стр. 87 – 94, «Логопед» № 1/2009г Смирнова Л. Н.

3. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6 -7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозайка-Синтез, 2003г.

4. Ткаченко Т. А. В первый класс- без дефектов речи: Методическое пособие. – СПб.: Детство – пресс,1999г.

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • День рождения
  • День рождения
Автор публикации:
«Необычный день рождения». Конспект занятия в подготовительной группе по формированию фонетической стороны речи
Опубликовано: 12 декабря 2013 в 17:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...