Получи документы

Планета «Детство»

Татьяна Шерстнева
Планета «Детство»

Конспект занятия

по формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи (старшая группа)

Тема: Планета «Детство»

Цели занятия:

• формировать слуховое и зрительное внимание, понимание речи, мышление, память;

• развивать моторику артикуляционного аппарата и мелкую моторику;

• заинтересовать детей играми, связанными с родным языком;

• закреплять навыки различения рода имен существительных;

• продолжать учить образованию притяжательных прилагательных;

• тренировать фонематический слух путем применения элементов кодирования;

Публикация «Планета „Детство“» размещена в разделах

• закреплять навык строить полные и четкие предложения при ответах на вопросы.

Оснащение:

игрушка Гномик; большой мяч; разноцветные плоскостные домики (красный, желтый, синий, зеленый); предметные картинки; мольберт; картина с изображением чудо - зверя: голова зайца, туловище медведя, хвост белки; книжка - раскладушка с картинками для артикуляционной сказки; макет поезда с тремя вагончиками; предметные картинки с начальными гласными звуками(«А»; «У»); большой конверт с карточкой - заданием для составления рассказа цепной структуры (по одной сюжетной картине); магнитофонные записи с лирической музыкой.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Л: Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть!

(дети встают вместе с логопедом в круг; звучит лирическая музыка).

Л: Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох 3 раза).

Л: Посмотрите на гостей, улыбнитесь, поздоровайтесь с ними. А у нас в гостях есть Гномик, он хочет с каждым из вас поздороваться. (Дети здороваются с Гномиком за разные пальчики).

Л: Доброе утро, ребята. Садитесь на стульчики.

2. Л:

Все ребята по порядку утром делают зарядку.

Язычок наш хочет тоже на детишек быть похожим.

( Логопед рассказывает артикуляционную сказку: «Трудолюбивая божья коровка». Слушание, рассматривание картинок и выполнение упражнений).

«Жила - была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками, А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые стали над ней посмеиваться.

- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они.

- Да ты просто красный жук, - хихикали другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло, Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу. («Улыбочка»).

- Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно много трудиться, Ты не бойся трудностей, - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку. Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения.

У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его. («Непослушный язычок»). И он стал ровным, как лопаточка. («Лопатка»). Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой («Чашечка») и набрала водички для чая. Попила чайку с бубликом («Бублик») и снова за работу. На картинках она увидела лошадку («Лошадка», веселую кисточку («Маляр», качели («Качели») и даже барабан («Дятел»). Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.

И тут божья коровка опять увидела солнышко и сказала:

«за такую чудесную книжку я угощу тебя вкусным вареньем». Они попили чай с вареньем («Вкусное варенье»).

А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и увидела парашютик («Надуем щеки», «Одуванчик»). И решила отправиться на нем путешествовать.

3. Л: Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей). А как называется планета, на которой мы живем? (Земля).

А сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на планету, которая называется «Детство».

На планету, чтоб попасть

Всем сначала надо встать,

Хлопнуть, топнуть и нагнуться,

Вновь подняться, улыбнуться.

Тихо сесть, глаза закрыть,

Обо всем на миг забыть,

Дружно всем сказать слова:

«Здравствуй, детство и игра

(звучит волшебная музыка). Дети открывают глаза и видят на столах 4 домика.

Л: Все жители - картинки планеты Детство живут в разноцветных домиках.

«Вы картинкам помогите,

В нужный домик поселите».

(красный домик - картинки, про которые можно сказать - МОЙ; желтый - МОЯ; синий - МОИ; зеленый - МОЯ).

Л: Картинки заняли свои домики, а наше путешествие продолжается. Все жители планеты Детство любят ходить в лес, где живут разные животные (на мольберте картинка, составленная из трех частей: голова - зайца; туловище - медведя; хвост - белки).

Это что за чудо - зверь

На лесной поляне?

Из кого составлен он -

Разберись скорее?

Вопросы к детям:

o Чья голова у этого зверя?

o Чьи уши? Чьё туловище? Чей хвост? Чьи передние лапы? Чьи задние лапы?

Л: Скажите, ребята, а такого чудо - зверя мы можем встретить на нашей планете Земля? (ответы детей).

5.

Л: На планете Детство все любят играть с одной игрушкой. А вот с какой, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Он лежать совсем не хочет,

Если бросить - он подскочит,

Бросишь снова - мчится вскачь,

Отгадай, что это? (мяч).

Игры с мячом:

Раз, и два, и три, четыре -

Всё мы знаем в этом мире

( на обобщения: фрукты, посуда, мебель, одежда, обувь и др. ; например: обувь - тапки).

Мячик маленький поймай,

Да словечко приласкай.

(слова с разными окончаниями).

6.

Л: А сейчас я вас приглашаю прокатиться на поезде. Вставайте за мной паровозиком.

По железной, по дороге, чух (6 раз,

Едет, едет паровозик, чух (6раз,

Паровоз кричит: ду! Ду! Я иду, иду, иду!

А вагоны стучат, а вагоны говорят:

«АУ», «ИО», «УАО».

( на соответствующие гласные звуки дети выполняют движения: звук А - хлопнуть в ладоши; звук У - ударить кулачком об кулачок; звук О - хлопнуть по коленкам; звук И - хлопок над головой).

Л: В поезде едем не только мы, но и две девочки: Аня и Уля.

(На подносиках у каждого ребенка предметные картинки с начальными гласными звуками /а/, /у/ в словах и без этих звуков. В вагоне Ани едут картинки со звуком /а/; в вагоне Ули - картинки со звуком /у/; остальные картинки - в третий вагон).

Л: С дальней дороги мы устали. Давайте немного отдохнем.

(Звучит магнитофонная запись на релаксацию; дети лежат на коврике; делают самомассаж).

Ручки растираем

(потирают ладони)

И разогреваем,

(хлопают в ладоши)

И лицо теплом своим нежно умываем

(разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз).

Пальчики прогонят все плохие мысли

(граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем сверху вниз мы быстро

(растирают пальцами рук ушные раковины по краю сверху - вниз)

Их вперед сгибаем

(сгибают руками ушные раковины вперед)

Тянем вниз за мочки

(оттягивают уши вниз за мочки)

А потом руками трогаем мы щечки

(легко похлопывают щеки руками).

Л: Молодцы, ребята, вставайте, нам пора возвращаться.

8.

Л: Пока мы ездили на поезде и отдыхали, к нам пришла почта.

(показ большого конверта).

Чтобы открыть конверт, нужно сказать, что забыл нарисовать художник?

(самолет без крыла, кастрюля без ручки и т. д.).

Теперь можно открывать конверт с заданием: составление рассказа цепной структуры (работаем со звуком /с/; использована книга: «Связанные одной цепью».

Вопросы к детям: назови все слова на большой картинке; работа по предметно - графической схеме (дети рисуют маркерами на папке - файле).

9.

Л: Наше путешествие на планету Детство завершается, но я думаю, что мы ещё не раз вернемся туда, будем там играть и заниматься.

На память о нашем путешествии я хочу подарить вам маленькие подарочки. Они вот в этих мешочках: этот - для мальчиков, а этот - для девочек.

Наше занятие окончено. Можете отдыхать.

Литература:

1. 1. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Хлоп - топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6 - 10 лет. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2003. - 20с. (Практическая логопедия).

2. 2. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. - СПб. : Дельта, 2001. - 96с. ,ил.

3. 3. Ершова Т. А. Планета «Детство». Обобщающее занятие по формированию лексико - грамматических категорий и развитию речи. // Логопед. 2005. № 2.

4. 4. Рожкова Т. В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики. // Логопед. 2005. № 1.

5. 5. Т. Б. Бардышева. Связанные одной цепью. // Издательский дом «Карапуз». 2003.

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы с ребёнком на учебный год Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы на 2010-2011уч. г. Волостных Маша 1. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,.

Перспективное планирование по окружающему миру в первой младшей группе, по программе Вераксы «От рождения до школы» № неделя СЕНТЯБРЬ Источник 1 3.09-7.09 Детский сад Тема: «Кто нам помогает?» (о няне). Игра «Кто что делает?» Программное содержание:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Планета «Детство»
Опубликовано: 6 декабря 2012 в 15:18
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД