Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в логопедической группе «Весна»

Елена Коршунова
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в логопедической группе «Весна»

Целевая группа: старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Цель: Закрепление представлений о смене времен года. Уточнение и расширение словаря по теме «Весна».

Задачи:

Образовательные задачи:

Формирование умения отвечать на вопросы по картине (развитие диалогической речи).

• Обучение составлению рассказа по серии картинок.

Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок.

Коррекционно-развивающие задачи:

• Повышение речевой активности.

Развитие связной речи.

Развитие лексико-грамматических категорий: образование притяжательных прилагательных.

Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, мышления.

Развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные задачи:

Формирование положительной установки на занятие.

• Воспитание навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности.

Оборудование: Персональный компьютер, мультимедийная презентация «Весна. Признаки весны», засушенные листья дуба, рябины, берёзы и клёна; мягкая игрушка «Обезьянка Ши-Ши», опорная схема для составления связного рассказа, магнитная доска, магниты, коврограф, мольберт, картинки на липучках с признаками времён года, мяч.

Предварительная работа: Разучивание подвижной игры «Солнышко».

Методические приёмы: вопросы к детям, беседа, договаривание фразы, многократное проговаривание, игровая мотивация, сюрпризный момент, использование картинок-схем для составления связного рассказа, демонстрация предметных картинок, звуков, демонстрация действий с речевым сопровождением.

План:

1. Организационный момент; дидактическая игра «Какой лист?»;

2. Приход гостя;

3. Просмотр мультимедийной презентации «Признаки весны», ответы на вопросы логопеда;

4. Подвижная игра «Солнышко»;

5. Связный рассказ по опорной схеме;

6. Игра «Что перепутал художник?»;

7. Итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети входят в кабинет и встают около стульчиков перед столом, на котором лежат сухие листья.

Логопед. Посмотрите, пожалуйста, что у вас на столах? Дети: Листья. Давайте посмотрим, какие это листья.

Логопед: Настя, с какого дерева твой листок?

Ребёнок: С дуба.

Логопед: Правильно. Значит он какой?

Ребёнок: Дубовый. (Убирает лист.)

Логопед: Лена, а с какого дерева твой листок?

Ребёнок: С клёна.

Логопед: Правильно. Если лист с клёна, то он какой?

Ребёнок: Кленовый.

Логопед: Верно. (Убирает лист.)

Аналогично опрашиваются все дети.

Ребята, уже растаял снег, зазеленела первая травка, на деревьях набухли почки, и совсем скоро появятся первые листья. Как вы думаете, какое наступило время года?

Дети: Весна.

Логопед: Верно.

2. Приход гостя

Логопед: Сегодня к нам в гости снова пришла обезьянка Ши-Ши, она живёт в далёкой жаркой стране, где всегда лето. Она никогда не видела весну и просит вас рассказать ей о признаках весны.

3. Просмотр мультимедийной презентации «Весна. Признаки весны», ответы на вопросы логопеда

Логопед: Слушай внимательно, Ши-Ши. А ребята нам будут помогать рассказывать.

Зимой солнце светит ярко, на улице тепло (рис. 1).

*

Рисунок 1

На крышах образуются сосульки (рис. 2).

*

Рисунок 2

Солнце пригревает, и сосульки начинают таять. Вода капает. Такое явление называется «капель». Послушайте капель. (Логопед открывает аудиофайл «Капель», дети слушают)

Тает снег, бегут ручьи (рис. 3).

*

Рисунок 3

Послушайте, как журчит весенний ручей. (Логопед открывает аудиофайл «Ручей», дети слушают)

Весной на реках тает, трескается, ломается лёд и плывёт, «сходит», «идёт» по реке. Это явление называется «ледоход» (рис. 4). Посмотрите на экран и послушайте, как трещат льдины, когда ломаются и сталкиваются друг с другом. (Логопед открывает аудиофайл «Ледоход», дети слушают)

, как называется явление, когда лёд тает и «сходит» вниз по реке?

Ребёнок: Это ледоход.

*

Рисунок 4

Появляется молодая зелёная травка (рис. 5).

*

Рисунок 5

Расцветают первые цветы: подснежники (рис. 6, мать-и-мачеха.

*

Рисунок 6

Весной на деревьях набухают почки, и появляются листья (рис. 7).

*

Рисунок 7

Весной из тёплых стран прилетают птицы (рис. 8). Они строят гнёзда, высиживают птенцов, звонко поют песни. Послушайте. (Логопед открывает аудиофайл «Птицы». Дети слушают)

*

Рисунок 8

Весной просыпаются медведь (рис. 9) и ёж (рис. 10).

*

Рисунок 9

*

Рисунок 10

Заяц сменил свою шубку: Зимой он был белый, а весной становится серый. Вот какой был зайчик зимой, а вот какой он стал весной (рис. 11).

*

Рисунок 11

Белка весной тоже меняет шубку (рис. 12). Зимой она была серая, а весной становится рыжая. Посмотрите, какая белочка была зимой, а какая стала весной.

*

Рисунок 12

Люди весной надевают лёгкую одежду: куртку, плащ и резиновые сапоги (рис. 13).

*

Рисунок 13

Дети на улице весной пускают кораблики (рис. 14, прыгают через скакалку, катаются на самокате, рисуют мелом на асфальте (рис. 15).

*

Рисунок 14

*

Рисунок 15

Вот какой замечательный рассказ у нас получился. Молодцы.

(Логопед открывает аудиофайл «Ручей»)

Ой, ребята, послушайте внимательно. Что вы слышите?

Дети: Ручей. (Журчит ручей).

Логопед: Правильно. Это ручеёк приглашает нас поиграть.

4. Подвижная игра «Солнышко»

Логопед предлагает детям встать за стульчики и поиграть.

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло. Идут по кругу, взявшись за руки.

Побежал в саду ручей, Бегут по кругу друг за другом на носочках.

Прилетели сто грачей, Бегут, взмахивая руками как крыльями.

А сугробы тают, тают, Медленно приседают

А цветочки подрастают. Тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки.

Логопед: Молодцы, присаживайтесь на свои места.

5. Связный рассказ по опорной схеме

Логопед: А теперь проверим, как вы запомнили все признаки весны (рис. 16). Вместе составим рассказ., выйди, пожалуйста, к доске, возьми указку и расскажи о весне.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в логопедической группе «Весна»

Рисунок 16

Ребёнок 1: Весной солнце светит ярко, греет. На крышах образуются сосульки. Снег тает. Бегут ручьи.

Логопед. Молодец., продолжи, пожалуйста, рассказ.

Ребёнок 2: Весной тает лёд. Расцветают первые цветы – подснежники. На деревьях появляются листья. Весной из тёплых краёв прилетают птицы.

Логопед. Молодец, присаживайся., продолжи, пожалуйста, рассказ.

Ребёнок 3: Медведь и ёжик весной просыпаются. Заяц меняет шубку: зимой он был белый, а сейчас становится серый. Белка тоже меняет шубку: зимой она была серая, а весной становится рыжая.

Логопед: Замечательно, молодец., закончи рассказ о весне.

Ребёнок 4: Люди весной надевают лёгкую одежду и обувь: плащ, резиновые сапоги. Дети на улице прыгают через скакалку, пускают кораблики, рисуют цветными мелками на асфальте, катаются на самокате.

Логопед: Молодцы. Ребята, а про какое время года мы сейчас рассказывали?

Дети: Про весну.

Логопед: Правильно. Посмотрите ещё раз на картинки. Что мы сейчас называли, что это (логопед обводит рукой все карточки-схемы на магнитной доске?

Дети: Это признаки весны.

Логопед: Верно.

6. Игра «Что перепутал художник?»

Логопед помещает на коврограф сюжетную картину.

Логопед. Вот такую картину нарисовала наша Ши-Ши. Она ведь не знала ещё про весну и сделала ошибки. Посмотрите внимательно на картину и подумайте, что на ней нарисовано неправильно. Чего не бывает весной?

1-й ребенок. Весной мороз не рисует на стёклах узоры.

2-й ребенок. Не загорают.

3-й ребенок. Медведь не спит в берлоге.

4-й ребенок. На деревьях нет жёлтых листьев.

Логопед. Хорошо. А что правильно нарисовала Ши-Ши?

1-й ребенок. Бегут ручьи. Дети пускают кораблики.

2-й ребенок. Расцвели подснежники.

3-й ребенок. На деревьях набухают почки.

4-йребенок. Прилетают птицы.

Логопед. Вы очень хорошо рассказали. Теперь Ши-Ши всё знает о весне и не будет ошибалься. Спасибо вам, ребята.

7. Итог занятия (с мячом)

Логопед: Давайте вспомним, что мы сегодня делали?

1-й ребенок: Мы играли с обезьянкой.

2-й ребенок: Мы рассказывали про весну.

3-й ребенок: Мы рассматривали листья.

4-йребенок: Мы искали лишние картинки.

Обезьянка: Ребята, вот теперь я всё-всё узнала про зиму. Спасибо вам большое.

Логопед: Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, как Настя называла листья, как Лена рассказывала про весну, как Коля играл в игру «Солнышко» и как Рома находил лишние картинки. Вы сегодня очень хорошо занимались.

Попрощайтесь с Ши-Ши.

Дети: До свидания.

Логопед: А теперь можете тихо встать, задвинуть стульчики и идти в групп

Прикреплённые файлы:

vesna-korshunova-ev_urf6d.ppt | 7070,5 Кб | Скачан: 297
 
Публикации по теме:

«Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР через дидактические игры» Данный опыт раскрывает систему работы по формированию и развитию лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР и может быть использован.

Дидактическая игра «Занимательная улитка» для развития речи детей дошкольного возраста.Дидактическая игра «Занимательная улитка» для развития речи детей дошкольного возраста. Дидактическая игра "Занимательная улитка" предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Направлена на развитие фонематического.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в логопедической группе «Весна»
Опубликовано: 19 февраля 2013 в 14:33
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...