МААМ-картинки

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов с элементами логоритмики «Как на масленой неделе».

Татьяна Бирюкова
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов с элементами логоритмики «Как на масленой неделе».

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов с элементами логоритмики в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Как на масленой неделе».

Бирюковой Татьяны Анатольевны учителя-логопеда первой

квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 72»

город Березники

Пермский край

Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов с элементами логоритмики „Как на масленой неделе“,» размещена в разделах

Цель занятия: Обогатить и уточнить представления детей о

русском народном празднике – Масленице.

Задачи:

Образовательные: 1. Обогащать словарь детей по теме

«Масленица», «Продукты питания».

2. Совершенствовать грамматически правильную

речь через:

- согласование прилагательных с

существительными в роде, числе и падеже;

- образование новых слов;

- подбор антонимов;

- умение правильно употреблять в речи

предлоги с существительными и

прилагательными.

Коррекционно-развивающие:

Развивать: - речеслуховое и зрительное восприятия посредством

дидактических игр и упражнений;

- логическое мышление через решение проблемных задач;

- зрительно-пространственную ориентировку.

Воспитательные: Формировать у детей чувства культуры общения друг с другом, с взрослыми, со сказочными персонажами.

Форма проведения: Развлечение «Как на масленой неделе»

Место проведения: Музыкальный зал

Оборудование: Мультимедио, музыкальный центр, мольберт с магнитами, костюм Марфуши, обереги по количеству детей, ковролин, 1 круг, 7 треугольников, поднос, предметные картинки к дидактической игре «Слова родственники», презентация по теме «Масленица».

Продолжительность: 20 минут

Методические приёмы:

Создание: - мотивационной ситуации;

- проблемных вопросов.

Использование: - дидактических игр: «Скажи наоборот», «Слова

родственники», «Подбери слово-действие и покажи»,

«Что с чем», «Скажи ласково», «Скажи как я»

«Подбери маленькое словечко»;

- вопросов развивающего, обобщающего и уточняющего

характера;

Микрообобщений: - частей занятия, анализа продуктивной деятельности

детей.

Ход занятия

1. Вводная часть.

- Здравствуйте, ребята!

Я, Марфушенька - душенька, к вам торопилась, все ноженьки сбила.

А сколько у нас гостей – со всех волостей.

Работа над интонацией и голосоподачей.

Давайте поздороваемся с гостями ласково: «Здравствуйте!»

А теперь поприветствуйте тихо: «Доброе утро!»

И скажите громко, звонко, весело: «Мы рады вас видеть!» (Ответы детей с разной интонацией.)

- Ну, а если вы рады всех видеть, то у вас какое настроение? (Хорошее.)

- Хорошее настроение бывает когда? Когда меня похвалят. А у тебя, когда бывает хорошее настроение? (Когда день рождения, дарят подарки, купили новую игрушку.)

- А ещё хорошее настроение бывает, когда хорошая погода!

Мотивационная установка.

- Ребята, я хочу поделиться с вами радостью. К нам праздник идёт с песнями, плясками, играми. На улице солнышко пригревает – народ собирает.

- А на какую фигуру похоже солнышко? (На круг.)

- А на что ещё похоже солнышко? (На колесо, карусель.)

- Сегодня я проснулась рано – рано утром, встала с первым лучом солнца.

Марфуша поёт и раздаёт геометрические фигуры-прянички.

Песня «Как вставала я ранёшенько…»

Как вставала я ранёшенько

И к печи я шла быстрёшенько,

Выпекала кренделя и калачи

Выбирай себе любой – поспеши! (Берут с подноса геометрические фигуры-прянички.)

- На какие геометрические фигуры похожи мои прянички? (На круг, на треугольник.)

- Составьте из моих пряничков яркое солнышко с лучиками. (Составляют солнце с лучиками на ковролине.)

- Молодцы, ребята! А теперь отгадайте загадку:

Что на сковородку наливают, да вчетверо сгибают? (Блины.)

- В старину люди считали блины символом солнца. Ведь блины похожи на солнце. Ели их со сметаной и маслом. От блина круглого, масленого и назвали праздник – Масленица. Также называют и чучело из соломы - Масленицей, которое обряжают в женскую одежду с масляным блином.

Появляется слайд с Масленицей.

Проблемная ситуация.

Звуковое письмо: «Ребята, помогите! Меня скорее соберите! Масленица на носу, а я никак прийти не могу».

- Что случилось? Наша Масленица в беду попала! О чём просит Масленица? (Собрать.)

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

- А чтобы собрать Масленицу мы должны быть

• не трусливыми – а смелыми,

• не злыми – а, (Добрыми.)

• не грустными – а, (Весёлыми.)

• не слабыми - а … (Сильными.)

И, обязательно, очень дружными.

Постановка цели.

- Чтобы помочь нашей Масленице, мы должны узнать, как раньше люди встречали этот праздник, в какие игры играли, чем угощали друг друга. А для этого нам нужно попасть на волшебную полянку.

Развитие пространственной ориентировки.

Как бы нам быстрей добраться

И в пути не заплутать,

Масленицу дорогую,

Дорожку просим показать.

На экране схема: детский сад – предлог «ПО» - дорога – предлог «В» - лес – предлог «НА» - поляна.

- Смотрите, карта! Она указывает нам путь!

Логоритмическое упражнение.

- Эй, ребята, не зевайте, а за мною повторяйте!

В путь отправимся, друзья,

По узенькой дорожке,

Цоки-цоки-цоки-цок

По узенькой дорожке. (Показывают руками «змейку».)

И бесстрашно мы войдём

В тихий лес студёный.

Цоки-цоки-цоки-цок

В тихий лес студёный. (Разводят руки в стороны.)

И весёлые придём

На светлую полянку.

Цоки-цоки-цоки-цок

На светлую полянку. (Маршируют на месте.)

2. Основная часть.

- Вот мы и оказались на волшебной полянке.

- Праздник Масленицы бывает в конце февраля. Празднуют его в течение недели.

Уточнение.

- А какие дни недели вы знаете? (Ответы детей.)

Давайте назовём их по порядку.

На экране слайды.

Пояснение.

- На масленой неделе дни недели называются по-другому:

• Понедельник – это «Встреча».

• Вторник – «Заигрыши».

• Среда – «Лакомка».

• Четверг – «Разгуляй», «Широкая масленица».

• Пятница – «Посиделки».

• Суббота – бабушки приходят в гости.

• Воскресенье – «Прощёный день».

- В дни «Встреч» и «Заигрышей» все играли в весёлые игры, шутили, строили крепости.

- А из чего можно построить крепость зимой? (Из снега.)

Марфуша предлагает детям предметные картинки.

Дидактическая игра «Слова-родственники».

- Подберите слова-родственники к слову «снег». (Выбирают картинки:

снегурочка, снегирь, снеговик)

- Все вы любите зимой лепить снеговика.

Дидактическая игра «Подбери слово-действие и покажи!».

- А какие зимние забавы вы ещё знаете? Назовите и покажите! (Кататься на лыжах, на коньках ….)

Вывод.

- Вы справились с нелёгкой задачей и назвали весёлые игры и развлечения для празднования Масленицы.

Звуковой сигнал. На слайде - Масленица составляется из двух частей.

- Смотрите, это же наша Масленица!

- Будем собирать дальше!

Дидактические игры «Что с чем?», «Скажи ласково».

- На масляной неделе пекли блины.

Я большая, у меня будет большой блин. А вы маленькие, у вас будет маленький… (Блинчик.)

- А с какой начинкой можно сделать блины? (С творогом, с мясом, с грибами.)

- У меня блин с творогом, а у вас? Скажите ласково! (С творожком, с мясцом, с грибочками.)

- А что нужно, чтобы испечь блины? (Тесто.)

Физминутка. Движение с речью.

- Помогите мне замесить тесто.

Засучим рукава, помоем руки и замешиваем тесто. (Имитация соответствующих движений.)

Пузырюсь я и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня.

Посадите в печь меня:

- Уф, уф, уф, уф…

Пых, пых, пых, пых …(Отражённое проговаривание.)

- Молодцы, много приготовили теста. Испечём блины.

Хоровод «Блины».

Как на масленой неделе

Из трубы блины летели. (Держась за руки, дети идут по кругу.)

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои. (Останавливаются, поворачиваются в круг лицом.

Скользящие движения ладоней друг о друга.)

Мы блинов давно не ели,

Мы блиночков захотели. (Держась за руки, дети идут в центр круга и

обратно.)

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои. (Останавливаются, поворачиваются в круг лицом.

Скользящие движения ладоней друг о друга.)

Вот блины уже готовы,

Гости, будьте же здоровы. (Русский поклон.)

Дидактическая игра «Скажи, как я».

- А сейчас мы расскажем нашим гостям, какие блины у нас получились.

- Начните ответ со слов: «Я испекла» – говорят девочки, «Я испёк» - мальчики.

- Я начну, а вы продолжайте.

- Я испекла золотистый блин.

Ребёнку: «А ты?» (А я испекла большой блин. А я испёк тонкий блин.)

Вывод.

- Какие вы умницы. Ваши блины всем на загляденье, гостям на угощение.

Звуковой сигнал. На слайде - Масленица складывается полностью.

- Ай да ребята, молодцы! И блинов напекли и Масленицу нашу собрали!

Звуковое письмо:

«Похвалить вас рада я.

В круг скорее все друзья.

Друг друга за руки возьмите

И прощенья попросите».

Уточнение.

- Последний день Масленицы – «Прощёное воскресенье». Заканчиваются гуляния, все люди просят друг у друга прощения.

Давайте и мы попросим друг у друга прощения своими улыбками. (Дети улыбаются.)

Вывод.

- Вот и закончилась масляная неделя. Мы помогли Масленице, а теперь Масленица помоги, и ты нам вернуться домой. Покажи дорожку!

На экране слайд: схема: детский сад – предлог «ПО» - дорога – предлог «В» - лес – предлог «НА» - поляна.

Дидактическая игра «Подбери маленькое словечко».

- Ребята, где мы сегодня побывали?

- Возвращаясь в детский сад, мы зайдём куда?

- Выйдя из леса, мы будем шагать по чему? (Дети составляют предложения по схеме, используя предлоги «В», «НА», «ПО».)

- И наконец, мы снова в детском саду!

3. Анализ занятия.

- Мне понравилось, что все ребята были хорошими помощниками.

Больше всех подобрали красивых слов Маша и Оля. (Марфуша дарит оберег детям.)

Правильно составляли предложения ….

Самые вкусные блины испекли ….

Самую вкусную начинку для наших блинов придумали ….

И теперь вы все знаете, что такое Масленица!

Рефлексия.

- Если вам понравилось, как праздновали в старину Масленицу, подойдите к «Веселинке» и подарите улыбку нашему солнышку. Ну, а кому не очень понравилось – подойдите к «Грустинке». (Дети подходят к нужной пиктограмме. Прикрепляют улыбку на солнышко.)

Пришла пора, прощаться нужно,

Повеселились от души.

До новой встречи малыши!

Публикации по теме:

«Игры на логопедических занятиях» Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются.

Коррекционные занятия с детьми по заданию логопеда во второй половине дня. Методическое пособие 01 октября 2012 год 1. Артикуляц. гимнастика (обшая) (см. тетрадь 1 стр.) 2. Гимнастика для рук (общая) (см. тетрадь 2 стр.) 3. Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов с элементами логоритмики «Как на масленой неделе».
Опубликовано: 17 апреля 2013 в 21:44
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД