Конспект занятия в подготовительной группе по формированию толерантности «Имя твоё как птица в руке»

Виктория Кока
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию толерантности «Имя твоё как птица в руке»

Конспект занятия по формированию толерантности. (подготовительная группа)

«Имя твоё как птица в руке»

Цель:

Воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений.

Задачи:

-Углублять представления ребёнка о себе. Познакомить с языковым знаком индивидуализации человека (т. е. именем). Дать сведения о происхождении имён, их смысловой значимости.

-Упражнять в словообразовании на примере имён (подборе суффиксов с уменьшительно – ласкательным значением).

- Побуждать к проявлению творчества в самостоятельной деятельности при изображении имени. Способствовать проявлению форм дружеского общения друг к другу.

Методическое обеспечение:

Дидактические средства: схема наглядного моделирования имён. Пиктограмма. Куклы –«новорождённые дети» с бирками. Кроватки – качалки. Фломастеры, картинки для аппликаций, клей, кисточки, салфетки, карточки с именем каждого ребёнка. Воздушные шары. Ватман для создания общей работы.

Аудиосредства: магнитофон, кассета с записью «плач ребёнка», песни связанные с именами.

Мотивация: звучание детского плача, разгадывание закодированных слов для определения темы занятия.

1.

Звучит запись плача ребёнка.

- Как вы думаете, кто плачет?

- Да, с таким плачем рождаются все дети.

(воспитатель обращает внимание на кроватки, где лежат «новорождённые дети», на них прикреплены номерки)

- Посмотрите, пожалуйста, и скажите: эти новорождённые малыши чем-нибудь отличаются друг от друга?

(дети рассматривают кукол, сравнивают их, обобщают)

- Они почти одинаковые, отличить их друг от друга очень трудно, имён у них нет, а есть только бирочки с цифрами. Вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей бирке, первый, двадцатый?

2.

Предлагаю прочитать закодированные слова.

На доске:

К Т Я А И М Д Р Й Е Н

(под каждой буквой значок: геометрическая фигура, змейка, ёлочка, стрелка, домик, крестик, точка и т. д.)

(Дети делятся на подгруппы. Каждой даётся карточка с заданием).

Дети, используя схемы из значков, соответствующим каждой букве и буквы на карточках составляют слова. Затем читают слова.

1 –(схема значков) – ДМИТРИЙ

2 –(схема значков) – КАТЕРИНА

Совместно составляют третье слово:

3 –(схема значков) - ИМЯ

- Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня вести беседу?

- Верно, об именах.

- Зачем люди придумали имена?

3.

- У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к другому, мы называем его по имени.

- Можно спросить: «Тебе здесь нравится?» - и ваш вопрос прозвучит в пустоту.

- А можно так: «Саша, тебе здесь нравится?» - и Саша поймёт, что нам важно именно его мнение.

- По имени мы называем человека, когда хотим о нём что- то сказать. Например: «Катя так красиво поёт!» или «Молодец, Владик. Он пропустил Машу в перёд». И Катя, и Владик, и любой другой человек, услышав своё имя, поймут, что другие говорят именно о них. Каждый ребёнок со дня рождения имеет право на собственное имя. Когда ребёнок появляется на свет, родители выбирают ему имя, в которое они вкладывают свои надежды. С этим именем он проживает всю жизнь. О хорошем человеке говорят: «У него доброе имя».

- Каждого из нас можно назвать ласково и нежно – Настенька, Илюша, Сашенька, а можно сказать по – взрослому – Николай, Павел. Ласковым именем можно воодушевить, а грубым (Вовка) – обидеть.

4.

-Каждое имя имеет своё значение. Давайте попробуем разобраться. Что обозначает русское имя Владимир.

- Послушайте, как оно звучит: ВЛАДИ – МИР. В этом имени два слова: владеть и мир. То есть, владеющий миром. Это большая ответственность.

- А что обозначают ваши имена?

(рассказы детей)

5.

- Имён много, а людей ещё больше. Подумайте, как вас будут называть, когда вы встанете взрослыми?

(ответы детей)

- Открою вам одну тайну: каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени. По имени или по имени отчеству. Это зависит от того, кто перед вами – взрослый или ребёнок.

- На Руси были распространены имена, которые отражали различные черты характера, особенности поведения. Например:

ЖДАН (его долго ждали)

НЕЖДАН (не ждали)

БОЛЬШОЙ (очень большой)

Потом от этих имён образовались фамилии Жданов, Большаков.

6.

- Послушайте внимательно стихотворение Марины Цветаевой, и скажите, с чем автор сравнивает имя?

Имя твоё – птица в руке…

Имя твоё – льдинка на языке.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

-Произнесите каждый своё имя и послушайте, как по разному оно может звучать.

7.

- А сейчас я вам хочу рассказать небольшую сказку «Ласковые имена»

Во дворе на скамеечке, пригорюнившись, сидела девочка Оля.

Злодей – грубиян обозвал её и заколдовал. Теперь она не может веселиться, пока кто - нибудь не расколдует её, назвав ласковыми словами, именами.

- Ребята, давайте попробуем расколдовать Олю.

(дети произносят добрые слова)

- Какие вы молодцы!

8.

Давайте поиграем. Вставайте в круг. Мы будем друг другу говорить добрые слова и передавать свою доброту из рук в руки,

9.

- А вы знаете, что в разных странах наши имена будут звучать по разному?

МАША – МАРИЯ – МАРИ – МАРИАН

ВАНЯ – ДЖОН – ВАНО – ЖАК

- Ваши родители рассказывали вам, как они выбирали для вас имена?

(Рассказы детей. Предварительно подготовленные с родителями).

10.

- Вам нравятся ваши имена? Я предлагаю вам украсить их. Найдите их на карточках.

Звучат песни с именами. Дети садятся за столы. При помощи картинок и клея украшают написанные имена. Затем все работы оформляются на ватмане в общее панно детьми.

- Посмотрите, какие разные работы получились, как и ваши имена.

- Для вас у меня сюрприз.

группу внести воздушные шары)

- Давайте напишем свои имена на шарах. Пусть узнают, что есть такой детский сад «Белочка». В нём воспитываются очень дружные и добрые ребята.

- Может быть, вы станете известными спортсменами, музыкантами, писателями, космонавтами…. И ваши имена прославят нашу страну, наш город. А все мы с гордостью будем вспоминать о том, что детство ваше прошло в нашем детском саду.

- А когда мы пойдём на прогулку, мы выпустим эти шары, и они полетят как птица из стихотворения Марины Цветаевой «Имя твоё – как птица в руке…

Публикации по теме:

Конференция по толерантности в Аппо (Санкт-Петербург) Сегодня состоялась конференция по толерантности. Принимала участие в работе секции "Петербургский дощкольный мир: воспитание толерантности".Выступали.

Электронно-дидактическое пособие «Разные дети живут на планете» .

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • История
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию толерантности «Имя твоё как птица в руке»
Опубликовано: 30 ноября 2013 в 10:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Маленький человек среди взрослых
Вся жизнь общества, как мы знаем из своего опыта, накладывает отпечаток на формировании личности ребёнка. Особенно важны при этом те непосредственные...
Фотоотчет с Праздника непослушания
В наш детский сад постучал праздник непослушания, когда дети остались одни, без родителей, и могли делать всё, что захочется. Для начала, чтобы ввести детей...
Игры детей на прогулке
Продолжаю печатать игры, из собранной мной картотеки, для организации деятельности детей на прогулке. П/и «Горелки» Цель: развивать быстроту, ловкость,...
Фотоотчет «Берегите Землю!»
В прошлом учебном году мы реализовывали проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Он состоял из нескольких разделов: воздух, вода,...
Вот и лето пришло! Наш участок!
Здравствуйте уважаемые коллеги. Вот и к нам на север пришло солнечное, жаркое лето. Еще весной, в огороде на окне, мы с детьми выращивали цветы, чтоб...