Конспект занятия по ФЭМП в средней группе

Наталья Грибцова
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе

Тема: СЧЕТ ДО ПЯТИ, ЧИСЛО И ЦИФРА 5.

Цель:

1) сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода, закрепить умение преодолевать затруднения способом спросить у того, кто знает»;

3) закрепить счетные умения, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;

4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение; развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: игрушечный Бельчонок, изображение грибов, карточки с изображением 2, 3,4, 5 предметов, карточки с цифрами 1-5, карточки с наклеенными на них цветными кругами.

Раздаточный: по 5 кругов коричневого и оранжевого цвета, карточки с цифрой 5 по одной на каждого, фломастеры разных цветов.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Дети собираются около воспитателя. Воспитатель говорит детям, что пришло письмо от Белочки для детей группы «Витаминки», это вам письмо? (Да) Читает письмо: «Ребята, у нас в лесу выросло очень много грибов. Помогите мне, пожалуйста, собрать грибы.

С уважением Бельчонок».

- Ребята, хотите помочь Бельчонку собрать грибы? (Да).

- А сможете?

- Как вы думаете, где живет Бельчонок? (В лесу.)

- Бельчонок зовет нас по грибы. Поедем? (Да.)

~ На чем можно добраться до леса?

Дети предлагают различные средства передвижения. Выбирается поезд.

2. Актуализация знаний.

2.1 Игра «Билет на поезд».

Дидактические задачи:

1) актуализировать представления о числе 4 и о понятии «столько же»;

2) закрепить умение считать в пределах четырех, различать левую и правую сторону;

3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, сформировать опыт самоконтроля.

- Что нужно сделать прежде, чем сядем в поезд? (Купить билет.)

- Где покупают билеты? (В кассе.)

- Как называется человек, который продает билеты? (Кассир.)

- Сколько билетов нужно купить, если вы хотите поехать все вместе? (Столько же, сколько детей.)

Дети подходят к столу - кассе, на котором находятся карточки-билеты с нарисованными на них предметами. Карточек, на которых нарисовано 4 предмета, столько же, сколько детей. Также имеются карточки с 2, 3 предметами. Карточки лежат вперемешку.

Воспитатель говорит, что билетом на поезд будет служить карточка, на которой нарисовано 4 предмета. Дети самостоятельно «покупают билеты». Воспитатель - проводник проверяет билеты около поезда.

Если билет куплен правильно, то проводник просит сказать, что и в каком количестве нарисовано на билете.

Например: У меня нарисовано четыре яблока.

Проводник забирает билет.

Если на карточке, которую выбрал ребенок, не 4 предмета, то воспитатель просит ребенка пересчитать предметы. В этом случае ребенок видит свою ошибку при счете, относит карточку на стол и выбирает ту, на которой 4 предмета.

Все пассажиры на местах, билеты проверены - можно ехать.

Приехали. Дети встают со стульев - «выходят из поезда».

- Чтобы добраться до леса, нужно пройти болото.

2.2, Игра: «Следопыты».

1) закрепить умение различать левую и правую ногу;

На пол положены вырезанные из картона следы правой и левой ноги. Следы правой ноги красного цвета, а следы левой ноги - синего цвета.

Вокруг болото, а следы обозначают кочки. Надо пройти по ним, чтобы не увязнуть в болоте.

Дети шагают по кочкам, проговаривая: «правая», «левая».

3. Затруднение в игровой ситуации,

3.1. Игра «По грибы» (начало).

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для введения числа 5, счета до пяти;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

Дети садятся за столы по 4 человека. На середине каждого стола вперемешку лежат коричневые и оранжевые круги по 5 на каждого ребенка.

- Мы пришли на полянку с грибами. На какие грибы похожи коричневые (оранжевые) круги?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель показывает изображение грибов подберезовика и лисички.

- Бельчонок собрал 4 гриба подберезовика.

Дети отсчитывают 4 коричневых круга и кладут перед собой.

- И столько же грибов лисичек.

Дети под коричневыми кругами выкладывают оранжевые.

- Сколько грибов подберезовиков вы выложили? (Четыре.)

- Почему вы выложили 4 оранжевых гриба? (Потому что каждый гриб подберезовика имеет пару – гриб лисички, а 4 и 4 – поровну).

Вдруг медвежонок нашел еще один гриб подберезовика. Дети берут один коричневый круг и кладут его рядом с остальными.

|- Сколько теперь грибов подберезовика?

Дети хором считают, дотрагиваясь пальчиком до каждого гриба: один, два, три, четыре…. После этого некоторые дети могут сбиться, так как еще не знают счета до пяти.

Возникает затруднение - как правильно сосчитать дальше?

- Смогли вы сосчитать грибы? (Нет).

- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как считать дальше). 4. Открытие нового знания.

4.1. Игра «По грибы» (продолжение).

Дидактические задачи:

1) закрепить представления детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представление о числе шесть, уметь считать до шести, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих их шести предметов;

2) сформировать опыт самостоятельного открытия, эмоционального переживания радости открытия;

3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.

- Что же нужно сделать, чтобы узнать количество грибов подберезовиков? (Надо узнать, как считать дальше).

- Кто знает, какое число следует при счете за числом четыре?

Воспитатель заинтересованно выслушивает версии всех детей, создавая атмосферу доброжелательности, поиска. Как правило, многие дети уже умеют считать до 5, поэтому большинство из них назовут число

5. Воспитатель хвалит детей:

- Молодцы! Вы очень помогли бельчонку!

Затем он просит всех детей посчитать до пяти. Дети считают хором, согласовывая числительные с существительными: один гриб, два гриба, три, четыре, пять грибов.

Если же никто из детей не ответит, можно актуализировать с ними способ действий в ситуации, когда надо что-то узнать - «спросить у того, кто знает». Затем дети должны обратиться с вопросом к воспитателю, который рассказывает им, что при счете за числом 4 идет число 5.

Воспитатель подводит итог: при счете после 4 идет 5.

- Как получилось 5 грибов? (Было 4, добавили еще один, и получилось 5)

- Каких теперь грибов больше? (Больше подберезовиков).

- Как сделать поровну?

Дети должны дать два варианта уравнивания: либо убрать один гриб подберезовика, либо добавить один гриб лисички. Воспитатель предлагает добавить один гриб лисички.

- Сколько теперь грибов подберезовиков (лисичек?

Делается вывод; 5 и 5 - поровну.

5. Затруднение в игровой ситуации.

5.1. Игра «По грибы» (продолжение)

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 6;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

Воспитатель кладет на стол карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, и карточки с цифрой 5 по количеству детей.

Воспитатель говорит детям о том, что Бельчонок хочет написать письмо своей маме и рассказать, сколько грибов он собрал.

- Выберите на столе карточку, которую надо послать маме Бельчонка для того, чтобы она поняла, что ее сынок собрал 5 грибов.

Возникает затруднение, так как многие дети не знают, как пишется цифра 5.

Детям предоставляется самостоятельность. Если никто из детей не сможет правильно выбрать карточку с цифрой 5, воспитатель задает детям вопросы:

- Смогли вы выбрать карточку с нужной цифрой? (Нет.)

Почему не смогли? (Потому что не знаем, как записывается число пять).

6. Преодоление затруднения.

6.1. Игра «По грибы» (окончание)

Дидактические задачи:

1) познакомить детей с цифрой 6, сформировать у них умение распознавать цифру 6 среди других цифр и соотносить ее с количеством;

2) закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь.

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь и очень хочешь узнать? (Надо у кого- либо спросить.)

После вопроса детей воспитатель показывает им карточку, на которой написана цифра 5.

Воспитатель делает вывод: число пять записывается с помощью цифры 5.

Дети выбирают нужные карточки на столе и кладут их около собранных грибов.

7. Включение нового знания в систему знаний.

7.1. Игра «Танцоры».

Дидактические задачи:

1) организовать активный отдых детей, тренировать мыслительные операции.

На столе лежат 5 фломастеров разного цвета Воспитатель спрашивает:

- Сколько фломастеров? (Пять).

- Если вы возьмете по одному фломастеру, то сколько детей окажется с фломастерами? (Пятеро).

Детей берут по одному фломастеру, они - «танцоры», а остальные дети - «зрители».

Под музыку «танцоры» двигаются по группе. При остановке музыки воспитатель показывает карточку с наклеенными на нее цветными кру-гами того же цвета, что и фломастеры в руках детей. Детям надо выстроиться в том же порядке, что и круги на карточке (начало отсчета воспитатель должен четко определить). «Зрителям» можно задать вопросы:

-Кто первый? Кто третий? Кто пятый? (Следует указать, откуда ведется счет- например, от окна.)

-Сосчитайте от 1 до 5 и от 5 до I.

Потом дети меняются. Игра повторяется несколько раз с разными карточками.

8. Итог занятия.

Дидактические задачи:

восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

- Где вы сегодня побывали?

- Кому мы помогли? Что интересного сделали?

Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь Бельчонку собрать грибы и написать письмо его маме, потому что научились считать до пяти и узнали, как записывается число пять.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в средней группе по ФЭМП Тема: Перепутанный лес» Программное содержание: 1. Образовательные задачи: закреплять умение считать в пределах 3,закреплять умение сравнивать.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Геометрические фигуры»Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Геометрические фигуры» Цель: В игровой форме закрепить имеющиеся у детей знания, умения, навыки: 1. Знать и называть дни недели по порядку; 2. Учить находить в.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе Программное содержание: - Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5). - Упражнять в умении называть и различать.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Матрешки» Цель: закреплять умение в порядковом счете в пределах 5. Задачи: • Закреплять знания детей о трех основных цветах (красный, синий, желтый).

«Снежинка». Конспект занятия по ФЭМП в средней группе Снежинка Программное содержание: - Знакомить детей с явлениями природы. - Закреплять понятия «один» и «много». - Воспитывать доброту,.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе Задачи: 1. Закрепить знания детей о времени года и времени суток. 2. Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Путешествие в сказку» (образовательная область «Познавательное развитие») Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой.

Конспект занятия в средней группе по ФЭМП «Маленькие математики»Конспект занятия в средней группе по ФЭМП «Маленькие математики» Тема: «Маленькие математики» Форма проведения НОД: Цель: формировать элементарные математические представления Задачи: Учить: - соотносить.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе Задачи • учить детей различать и называть известные геометрические фигуры и группировать их по цвету • учить считать в пределах четырех.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Шар» Программные задачи: 1) уточнить представления о шаре, сформировать представления о его свойствах, умение распознавать шар в предметах окружающей.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе
Опубликовано: 3 мая 2016 в 19:02
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Презентация на тему в гостях у сказки «Репка»
Детские сказки расширяют запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной...
Оформление патриотического уголка
В наше время все большую популярность набирает вопрос о нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. В этом году мы значительно...
Праздник «Шляп и бантиков» для всех возрастных групп.
Цель: Расширить представления детей о головных уборах. Создать детям праздник и устроить праздник шляп. Развивать двигательные навыки и умения ( быстроту,...
Конспект итогового занятия по рисованию
Конспект занятия по рисованию «Лесенка для зайчика» Цель: Вызвать желание помочь зайчику, нарисовать лесенку. Продолжать учить рисовать красками, правильным...
Конспект занятия в старшей группе «День конституции России»
Конспект тематического занятия « Путешествие в Сказочную страну» Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,...