Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Геометрические формы»

Екатерина Толстенева
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Геометрические формы»

Образовательные области: «Познание», «Социализация»

Программные задачи:

Повторить формы плоских геометрических фигур, развивать умение устанавливать связи между элементами и целой фигурой, расширять словарный запас

Развивать образное мышление, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим, сочувствие, стремление быть полезным окружающим, умение радоваться результатам коллективного труда.

Материалы к занятию:

Ковер-самолет (конверт формата А2, верхняя часть которого выполнена в виде лоскутного одеяла, в нижней части изображены 4 кнопки; цветные модели геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и несколько наборов их дубликатов, разделенные на части.

Предварительная работа

Мотивационно-ориентировочный этап

Утром в группу детского сада прилетает потрепанный «ковер-самолет». Педагог аккуратно берет его, напоминая при этом детям, что нельзя брать незнакомые предметы, а лучше рассказать о находке взрослому. Из потайного отсека ковра-самолета выпадают части геометрических фигур. Воспитатель организует дискуссию на тему «Что могло случиться с ковром-самолетом и его пассажирами: геометрическими фигурами». Вместе они решают, что надо срочно помочь неожиданным гостям.

Проблема: Ковер-самолет потерпел крушение и его пассажирам нужна помощь.

Цель работы детей на занятии: помочь пассажирам починить «ковер-самолет».

Ход занятия

Практический этап

Дидактическая игра «Составь фигуры». (4 мин)

На полу разбросаны детали фигур разных цветов: красные, желтые, синие, зеленые, коричневые. Педагог предлагает детям объединиться в пять команд (по числу цветов) и каждой команде выбрать детали фигур одного цвета. После этого каждая команда садится за свой стол и собирает из частей фигуры.

В итоге на каждом столе оживают разные геометрические фигуры: круги, квадраты, овалы, треугольники и прямоугольники.

Отгадывание загадок о геометрических фигурах (5 мин)

Педагог загадывает загадку, дети вместе ее отгадывают. Та команда, отгадка которой оказалась их геометрическая фигура, встает и демонстрирует эту фигуру остальным детям.

Эта форма у клубка,

У планеты, колобка,

Но на плоскости, друг,

Получится. (круг)

Если взял бы я окружность,

С двух сторон немного сжал,

Отвечайте дети дружно -

Получился бы (овал)

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно! -

Что ты видишь? (треугольник)

Что похоже на открытку,

На конверт или альбом,

Что сравнить, ребята, можно,

С одеялом и ковром?. (прямоугольник)

Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня. (квадрат)

Фигуры знакомятся с ребятами, благодарят их за спасение и рассказывают свою историю.

Динамическая пауза «История фигур» (5 мин)

Педагог от имени фигур предлагает детям водить хоровод и послушать рассказ о том что с ними случилось. При этом, когда в рассказе звучат геометрические ошибки, дети останавливают хоровод и топают ногами.

Мы расскажем свой рассказ

Очень непростой.

Для внимательных и умных,

Слушайте какой.

Квадрат катился по дорожке

И устал в пути немножко.

Сел тихонько на пенек,

А потом поспать прилег.

Подошел с углами круг,

Ты не спи в лесу, мой друг!

Спать в лесу всегда опасно,

Много здесь зверей ужасных.

И по лесу шел, гуляя,

Треугольник, напевая,

Что он круглый и забавный,

Среди фигур он самый главный.

Также в наш рассказ попал

Треугольный друг овал.

И кирпичик очень стройный,

Его брат прямоугольный.

Все они в лесу гуляли

И друг друга повстречали

И решили что все вместе

Полетят в другое место.

Пока они по лесу шли

Самолет-ковер нашли.

Три волшебных слова пропели

«Крибле-крабле-бумс» и полетели.

Но ветры вдруг налетели:

Заплатки с ковра отлетели.

А все фигуры упали

И неизвестно куда попали.

После этой истории детям становится понятно, что произошло с ковром-самолетом и его пассажирами: ковер упал, потому что порвался (отлетели заплатки).

Подвижно-дидактическая игра «Почини коврик». (4 мин)

Ковер-самолет изготовлен из множества лоскутков разноцветной ткани с разным рисунком. Почти в каждом лоскутке есть заплатка в виде различных геометрических фигур, которые оторвало ветром. Воспитатель раздает каждому ребенку по 1-3 заплатки и предлагает починить ковер. Дети, стоя в кругу, по очереди подходят к ковру-самолету и приклеивают заплатку в нужное место.

Но ковер все же не может взлететь. На обратной стороне ковра-самолета есть 4 волшебные кнопки, 3 из которых нужно по очереди нажать, произнося при этом заклинание «Крибле-крабле-бумс» и тогда ковер-самолет сможет взлететь. Определить эти 3 кнопки, можно поиграв в игру «Найди лишнюю фигуру».

Игра «Найди лишнюю фигуру» (4 мин)

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Геометрические формы»

Детям предлагается найти четвертую лишнюю фигуру, и объяснить, почему он выбрал именно ее. У этого задания имеется 3 варианта решения.

Рефлексивно-оценочный этап (3 мин)

Фигуры благодарят детей за помощь, отмечают отдельные достижения детей и выделяют их лучшие качества (готовность помочь, смекалку, доброту и др.). Дети прощаются с фигурами и они улетают в свою Сказочную страну Математику. После этого педагог проводит с детьми рефлексию.

Что интересного произошло перед занятием? (Потерпел крушение ковер-самолет)

Что вы сделали в этой сложной ситуации? (Помогли пассажирам ковра-самолета)

Почему вы так поступили?

Чем именно вы помогли?

Достигли ли вы результата и какого?

Что нового вы открыли для себя сегодня?

Публикации по теме:

Дидактическая развивающая игра «Собираем бусы сами».Дидактическая развивающая игра «Собираем бусы сами». В педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные.

Воспитательные задачи. Уважаемые коллеги! Все прекрасно знают о главном законе дидактики - триединстве задач (образовательной или обучающей, развивающей и воспитательной).

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Геометрические формы»
Опубликовано: 12 февраля 2014 в 20:23
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...