Получи документы

«Звук и буква З». Конспект занятия по обучению грамоте в первом классе

Елена Маркина
«Звук и буква З». Конспект занятия по обучению грамоте в первом классе

Тема: «Звук и буква [З]».

Цель: обучение чтению и письму слогов, слов и предложе

ний с буквой [з].

Задачи.

1. Познакомить с печатным и письменным вариантами буквы [з] и закрепить образ буквы.

2. Развивать умения производить полный фонемный и фонемно-буквенный анализ слов типа «ваза, коза, зонты» с использованием схем и кассы букв.

3. Учить читать слоги, слова и предложения с буквой [з].

Публикация «„Звук и буква З“, Конспект занятия по обучению грамоте в первом классе» размещена в разделах

4. Учить писать строчную букву [з], слова и предложения с этой буквой.

Оборудование: доска, игрушка зайца, волшебная коробка, угощение для детей, прописи, кассы букв и слогов, наборное полотно с буквами, схемы фонемного анализа слов, подручный материал для конструирования буквы из верёвочки и пластилин, карточки с речевым материалом для чтения.

Речевой материал:

1) буквы :

- пройденные: А, У, М, X, О, С, П, К, В, Т, Н;Ы

- новая: З;

2) слоги для чтения: ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ, АЗ, ОЗ, УЗ, ЫЗ.

3) слова для фонемно-буквенного анализа : ваза, коза, зонты;

слова для чтения: ЗОНТ, КОЗА, ТАЗЫ, КОЗЫ, ВАЗА, ТАЗ, ЗАМОК, ЗАНОЗА, ЗАКАТ, ЗВОНОК.

4) предложения для чтения: У мамы таз. У Наты зонт. У Томы ваза. У Вовы замок. У Зазы сынок. У папы зонты. У воза коза. У Таты заноза. У Антона тазы.

5) слоги для записи: ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ слова для записи: КОЗА, ЗОНТЫ, ВАЗА

6) предложения для записи: У Томы коза. У Наты зонт.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Логопед (далее по тексту «Л») : Ребята послушайте загадку и скажите, кто придет к нам в гости.

Кто сидит среди травы? Уши выше головы! (Заяц)

А на какой звук начинается имя нашего героя? (на звук З).

Л: зайка принес волшебную коробочку с сюрпризом, но сюрприз он сейчас вам дать не может. Коробочку заколдовала злая волшебница и что бы коробочку расколдовать, то нужно выполнить все задания какие приготовил для вас зайка. Ребята вы готовы выполнять все задания, чтобы в конце занятия чары злой волшебницы исчезли и коробочка открылась?

Дети (далее по тексту «Д») : да!

2. Повторение пройденного:

Л: тогда давайте вспомним, какие буквы мы с вами уже прошли.

Р; А; У; М; Х; О; С; П; К; В;Т; Н; Ы и ставим новую букву З (дети называют все пройденные буквы, а логопед выставляет их на доске) теперь давайте назовем гласные и согласные звуки.

а) отдельно называем гласные звуки;

б) согласные звуки.

Л: Зайка предлагает сыграть в игру «хлопни» если вы услышите звук З, то нужно хлопнут в ладоши.

3. Игра на фонематическое восприятие:

произносим звуки : А; М; Ы; З; Т; О;З; З; У; В; П; Ы; З.

характеристика звука «З»

А скажите звук «З», он какой?

Д: он согласный во рту встречает преграду зубки. Звук «З» звонкий, твердый и бывает мягкий «З’»

Л: а почему он звонкий?

Д: потому что когда мы произносим у нас дрожит горлышко.

4. Фонемный анализ слов: ваза, коза, зонты.

Л: предлагаю детям выполнить задание: с помощью фишек выложить слова ваза, коза, зонты. Задаем вопросы: где стоит звук «З» (начало, середина, конец).

Выделяем в каждом слове количество гласных, согласных звуков и расставляем ударения.

Л: с этим заданием вы справились, сейчас вас ждет знакомство с печатной буквой «З».

5. Знакомства с буквой «З» печатной.

Рассматриваем букву. На что она похожа?

«З» - не просто завитушка

«З» - пружинка, крендель, стружка.

На эту букву посмотрите, как можно изобразить букву с помощью пальцев рук. Постройте её так же из веревочки.

Написать букву пальчиком на ладони.

Куда «смотрит» буква «З»? (Влево).

6. Работа с разрезной азбукой на основе фонемно-буквенного анализа и синтеза :

а) Составление слогов и чтения их (ЗЫ; ЗА; ЗУ; ЗО; ЫЗ; АЗ; УЗ; ОЗ).

б) Составление слов из слогов, данных в беспорядке: ТЫ, ЗА, ЗОН, ВА, КО, ЗА. ( должны получиться слова: зонты, ваза, коза).

7. Чтение

а) Чтение слогов с буквой «З» (на доске) ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ, АЗ, ОЗ, УЗ, ЫЗ.

б) Чтение слов с доски: ЗОНТ, КОЗА, ТАЗЫ, КОЗЫ, ВАЗА, ТАЗ, ЗАМОК, ЗАНОЗА, ЗАКАТ, ЗВОНОК.

8. Чтение предложений по цепочке (с доски).

У мамы таз. У Наты зонт. У Томы ваза. У Вовы замок. У Зазы сынок. У папы зонты. У воза коза. У Таты заноза. У Антона тазы. ( Задаем вопросы: сколько слов в предложении, почему слова написаны с большой буквы? Что в конце предложения должно стоять и почему)

Л: молодцы вы с заданиями справляетесь хорошо, а сейчас выходите и мы поиграем.

9. Физминитутка.

Зайка приглашает с ним поиграть (говорим текст и выполняем движения соответственно тексту).

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть, раз-два, раз-два надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок-скок-скок-скок.

Кто-то зайку испугал

Зайка прыг…. и убежал.

10. Знакомство письменной буквой «З».

Л: осталось совсем немного выполнить заданий для того, чтобы расколдовать нашу коробочку.

а) образец рукописной буквы «З» заглавной и маленькой. Сравниваем с печатной.

б) изображаем букву «З» на руке, в воздухе

в) конструируем из пластилина букву «З».

11. Письмо буквы «З».

Л: а сейчас мы будем писать букву «З».

а) копирование букву в «Прописях».

б) письмо слогов: ЗА,ЗО, ЗУ,ЗЫ.

в) письмо слов: КОЗА, ЗОНТЫ, ВАЗА.

г) письмо предложений: У Томы коза. У Наты зонт.

12. Подведение итогов:

Л: вот мы и подошли к концу наших заданий. Давайте вспомним, с каким звуком и буквой мы сегодня работали?

Д: мы сегодня работали со звуком и буквой «З» (она согласная, звонкая, бывает твердой и мягкой) .

Л: Вам понравились задания? Вы сегодня постарались, задания все выполнили хорошо, а давайте посмотрим. Может, чары злой волшебницы исчезли?

Смотрим и коробочка открылась, а в ней лежат угощения в виде печенья «буковки».

Зайка угощает всех детей печеньем.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование по подготовке к обучению грамоте в логопедической группе Дата Тема занятия Методы и приемы работы по теме I период 11.09.2013 Обследование речи детей 18.09.2013 Обследование речи детей 25.09.2013.

Перспективное планирование кружковой работы «Читаем сами» для подготовительной группы Цель: Выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе и на этой основе развитие интереса и способности к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Звук и буква З». Конспект занятия по обучению грамоте в первом классе
Опубликовано: 1 августа 2014 в 16:24
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД